Использование игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – изучить игровые технологии, применяемые в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет. Для реализации поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
 изучить онтогенез речевого развития в раннем возрасте;
 выявить наиболее характерные отклонения в речевом развитии детей раннего возраста;
 проанализировать современные игровые технологии, применяемые в целях предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет;
 выявить особенности использования игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы использования игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет... 6
1.1. Особенности речевого развития детей раннего возраста 6
1.2. Речевые нарушения в раннем возрасте 12
1.3. Игровые технологии как средство предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет 15
Глава 2. Анализ организационно-методического аспекта использования игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет. 24
2.1. Основные принципы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте 23
2.2. Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста 25
Заключение 28
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 58.32 Кб (Скачать файл)

Технологии развития артикуляционной  моторики. Применяются в логопедической работе при коррекции звукопроизношения на любом возрастном этапе. Применение их в раннем возрасте способствует развитию мышц артикуляционного аппарата, что будет служить предупреждением дефектов звукопроизношения. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения [7, с. 62].

Гимнастика  органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Для занятий дома с родителями предлагается артикуляционная гимнастика, тем более что в раннем и младшем возрасте только этот подготовительный этап уже может помочь малышу достичь правильного звукопроизношения. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукраным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10 – 15 раз. Когда ребенок научиться правильно выполнять все движения, зеркало можно убрать. Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем помогите поднять ребенку язык вверх. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу вареньем или медом в зависимости от того, что любит ребенок [7, с. 63].

Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно  выполнять гимнастику для язычка». Хорошо бы подобрать к каждому  упражнению картинку-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету. Любимы детьми сказки про приключения язычка, стихи  о язычке. Очень нравится малышам  игра «Рыбки», которую можно сделать  самостоятельно. Из белого картона  вырезаются небольшие рыбки, на них  рисуются картинки-символы упражнений. На каждую рыбку надевают обычную  скрепку для бумаг. Теперь необходимо сделать удочку. Для этого понадобится  палочка сантиметров 20, тонкая веревочка  около 10 сантиметров и магнит. Веревочка  привязывается к палочке, а магнит к веревочке. Удочка готова! Теперь отправляемся «ловить рыбу». Ребенок  выполняет то упражнение, чей символ ему «попадется на удочку» [7, с. 63].

В современной  методической литературе представлены разнообразные комплексы артикуляционной  гимнастики. Для детей раннего  возраста наиболее приспособлены игры и упражнения, представленные в работах  М.А. Поляковой, В.А. Жаровой, Е.М. Косиновой, Н.В. Нищевой и др.

         Технологии формирования просодических компонентов речи. Просодия - общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота [16, с. 63] .

Дети  раннего возраста с нормальным речевым  развитием уже в 6-7 месяцев отлично  понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют.Чешский исследователь  детской речи Милослав Зееман писал, что для детей раннего возраста музыкальные качества речи имеют  большее значение, нежели звуковое оформление слова. Отсутствие реакции  на просодические свойства языка  при общении с ребенком раннего  возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок  не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при  речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи необходимо уделять особенное внимание. Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям. Например: Лексическая тема: человек, кукла как модель человека; вызываемый звук - А. На этом занятии детям предлагается игра «укачиваем кукол». Дети укачивают кукол с одновременным пропеванием гласного «А-А-А». Взрослый: Споем куколкам ласковую песенку. Дети пропевают гласный звук «А-А-А» с мягкой голосовой атакой на длительном речевом выдохе [16, с. 64].

Технологии развития слухового  восприятия. Умение сосредотачиваться на звуке – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый от природы слух. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Дети раннего возраста различают неречевые звуки: по способу воспроизведения; по темпу повторяющихся звуковых сигналов; по их ритму; по силе звуковых раздражителей; по долготе звучания [20, с. 58]  .

Работа  по развитию слухового восприятия у детей раннего возраста осуществляется по четырем основным разделам:

  • воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира;
  • игры со звучащими игрушками;
  • воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.
  • формирование фонематического восприятия [20, с. 59].

В процессе целенаправленной, систематической  работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом  и речевом развитии. В результате занятий речь детей поднимается  до уровня звукоподражаний, лепета и  первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыши могут выполнять простые  инструкции, понимают слово, пользуются указательным жестом. С помощью дыхательной  гимнастики, устанавливается координация  фонации, дыхания и артикуляции, необходимая для достижения произвольных и устойчивых вокализов. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представления детей о самом себе, о своем теле, навыки общения [20, с. 59].

Кроме описанных  выше традиционных игровых технологий, используемых в логопедической работе с детьми раннего возраста, продолжают разрабатываться инновационные  технологии. Так, М.И. Лынской предложены игры с ароматами для детей  раннего возраста, которые способствуют активации связей в зонах головного мозга, расположенных в непосредственной близости с речевыми, что позволяет активизировать первичный детский лексикон. Широкое распространение получили комплексы игр и упражнений, а также комплексы логопедического массажа с применением шарика су-джок и т.д. Таким образом, продолжается активный поиск новых эффективных игровых технологий, которые бы способствовали предупреждению дефектов звукопроизношения у детей раннего возраста.

 

 

 

 

Глава 2. Анализ организационно-методического  аспекта использования игровых  технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет

2.1. Основные принципы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте

 

Комплексное коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте имеет принципиальную основу:

    - Первым по значимости является принцип опережающего обучения в развитии, обоснованный JI.C. Выготским и детально разработанный в дальнейшем С.Я. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Р.Е. Левиной и др. Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Из этого следует, что воспитание и речевое развитие в раннем возрасте не могут выступать как обособленные, не зависимые друг от друга процессы, но при этом воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка.

   - Деятельностный принцип заключается в формировании речевых навыков и языковой способности в коммуникативной деятельности. Наиболее естественной формой коммуникации у детей раннего возраста является эмоционально окрашенный непринужденный диалог в совместной деятельности, в бытовых ситуациях.

  - Принцип развития предполагает учет всего многообразия условий и закономерностей нормального развития, необходимых для полноценного формирования речевой функции на каждом этапе ее онтогенеза. При создании конкретных методических приемов учитывается последовательность появления видов, системных единиц и функций речи, а также ведущей деятельности в онтогенезе (принцип учета онтогенеза).

   - Принцип системного подхода, обозначенный Р.Е. Левиной как принцип «системного взаимодействия между различными компонентами языка, необходим для понимания закономерных связей между различными проявлениями речевой недостаточности и предвидения системного эффекта педагогического воздействия».

  - Принцип связи речи с другими сторонами психического развития предполагает педагогическое воздействие на психические функции, развивающиеся на основе сенсорной, интеллектуальной и эмоционально- волевой сфер, подготавливающие и влияющие на развитие речи. Комплексное коррекционно-предупредительное воздействие стимулирует процессы компенсации нарушенных речеязыковых компонентов (Р.Е. Левина).

  - Принцип природосообразности, то есть гармоничного учета психофизиологических предпосылок и социальных условий формирования речевой деятельности и следование естественным закономерностям овладения языком.

   - Принцип комплексного воздействия подразумевает организацию логопедической помощи одновременно в нескольких взаимодействующих блоках. С одной стороны — интеграцию индивидуальных логопедических и фронтальных музыкально-логопедических занятий, их тесную взаимосвязь с общепедагогическим воздействием на фоне лечебно-профилактической медикаментозной помощи, а с другой — использование потенциала семьи, что в результате предполагает активное и всестороннее стимулирующее гармоничное воздействие на все компоненты речи и речевой деятельности.

   - Принцип опоры на кинестетическую афферентацию предполагает использование элементов логопедического массажа, отраженно-сопряженной и активной артикуляционной и пальцевой гимнастики. В процессе коррекции тонких целенаправленных движений пальцев рук и координации артикуляторных движений учитывается, что «отсутствие обратной связи (афферентного потока импульсов) прекратило бы всякую возможность накопления опыта для управления движениями речевых органов (эфферентный поток импульсов), а усиление обратной связи ускоряет и облегчает навыки формирования речи».

Учет  указанных принципов позволяет  целенаправленно и эффективно организовать процесс, разработать содержание и выбрать методы превентивного воздействия [12, с. 150].

2.2. Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста

 

Работа  с детьми раннего возраста требует  особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками  не только объемом и содержанием  материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить  работу наилучшим образом, логопед  также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего  возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т.д. В работе с детьми раннего  возраста специалисты рекомендуют  учитывать следующее:

  • ребенок познает мир с помощью взрослого путем подражания;
  • в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;
  • чтобы новый навык закреплялся необходимо повторение;
  • содержание материала должно соответствовать детскому опыту;
  • необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала, длительность каждого занятия;
  • необходимо соблюдать четкую структуру занятий;
  • необходима смена видов деятельности;
  • малышам необходима положительная оценка их деятельности
  • [2, с. 14].

Особенностью  логопедических занятий с детьми раннего возраста является наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком. Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен. Логопеду необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Необходимо встать на позицию ребенка, научиться играть, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с малышом. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем - нежелания говорить, боязни речи [2, с. 15].

      Прежде чем начинать работу собственно над развитием речи, надо подготовить ребенка. Прежде всего - игры на развитие подражания. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека.   Также проводится работа по развитию у малыша слухового восприятия и дыхания, внимания и памяти, без должного уровня развития которых формирование речи также будет тормозиться. Особенности речевого сопровождения занятия. Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой - объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание [3, с. 50].

Информация о работе Использование игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет