Использование комнатных растений в процессе преподавания биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучить особенности использования комнатных растений уголка живой природы в процессе преподавания биологии.
В ходе работы определить особенности организации уголка живой природы в школе; рассмотрена характеристика основных комнатных растений уголка живой природы; выявлены особенности использования комнатных растений на уроках биологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....
Глава 1. Растения уголка живой природы………………………………
1.1 Организация уголка живой природы………………………………...
1.2 Характеристика растений уголка живой природы…………………
Глава 2. Использование комнатных растений на уроках биологии……
Заключение…………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Комнатные растения.docx

— 59.89 Кб (Скачать файл)

Школьники, ведущие наблюдения и опытническую работу с растениями уголка живой природы, отчитываются на заседаниях кружка. Если опыты предусмотрены программой, то учащиеся отчитываются об их результатах непосредственно на уроках. Лучшие отчеты о наблюдениях и опытах помещают на сменных стендах в кабинете биологии или в рекреациях рядом с ним. Некоторые работы могут быть представлены для участия в биологической олимпиаде города.

Таким образом, состав растеий живого уголка и работа в нем способствуют совершенствованию знаний об объектах живой природы, развивают учащихся, учат наблюдать, формируют познавательные интересы и эстетические вкусы, ориентируют на выбор биологических профессий, вырабатывают волевые качества и трудовые навыки по уходу за живыми объектами, умения работать в группе.

 

1.2 Характеристика растений уголка живой природы

 

Одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-биологами, — обеспечение уроков живыми объектами. При подборе растений для кабинета биологии в первую очередь надо исходить из того, насколько данные объекты могут быть использованы в учебном процессе.

Из всего многообразия комнатных растений остановимся  только на тех, которые наиболее часто  используют в практике преподавания биологии. Так как морфологические  и биологические особенности  комнатных растений достаточно полно  описаны в специальной литературе, то будем рассматривать только требования к уходу и использованию растений в школе [4]. Каждое растение может быть применено в качестве демонстрационного или раздаточного материала при изучении тем, связанных с морфологией растений. Поэтому учитель сам может определить, какие растения он будет использовать при изучении курса ботаники и общей биологии.

Аспарагус. Семейство лилейных. Родина —Южная Африка. Наиболее широко распространены аспарагусы перистый и Шпренгера. Это очень декоративные растения, широко применяемые для озеленения помещений. Хорошо растут аспарагусы вблизи светлых окон, однако не переносят прямого солнечного света и сухости. Летом растения обильно поливают и опрыскивают, зимой полив умеренный; содержат их в светлом помещении при температуре около 12 °С. Для аспарагусов необходима просторная посуда и почвенная смесь, составленная из глинисто-дерновой, перегнойной и листовой земли с добавлением песка.

Бальзамин африканский. Семейство бальзаминовых. Родина — тропическая Африка. Растение неприхотливо к почве. Летом полив обильный (за что растение называют Ванька мокрый), зимой умеренный. Требователен к освещению. Цветки ярко-розовые (еще одно название — огонек).

Бегония королевская, или бегония реке. Семейство бегониевых. Родина — острова Ява и Мадагаскар. Растение нуждается в повышенной влажности, поэтому хорошо растет рядом с аквариумами или во влажной камере. Летом полив обильный, зимой умеренный, опрыскивание производить нельзя. Яркое солнечное освещение вредно. Зимой содержат при температуре 12—15°С. Пересадку производят ежегодно в почвенную смесь, состоящую из листовой, перегнойной, дерновой земли и песка в равных пропорциях.

Восковой  плющ, или хойя мясистая. Семейство ластовневых. Родина — тропическая Азия. Летом поливают ежедневно, часто опрыскивают, прямых солнечных лучей не переносит. Зимой полив умеренный, воздух сухой. Молодые растения пересаживают ежегодно в смесь глинисто-дерновой земли (2 части) и торфяной земли (1 часть). Растение легко черенкуется, для декоративности рекомендуется в один горшок сажать несколько растений. Цветет летом.

Драцена. Семейство лилейных. Родина — тропическая Африка. Летом драцену следует держать на полутенистом окне, ежедневно поливать, часто опрыскивать и протирать. Зимой содержат при температуре не выше 15 °С, поливают редко. Пересаживают весной в почвенную смесь, состоящую из дерновой, листовой земли, песка и перепревшего навоза.

Зигокактус. Семейство кактусовых. Родина — влажные тропические леса Бразилии, где растет на ветвях деревьев, как эпифит. Цветет зигокактус в декабре или январе. Поливают обильно начиная с октября (время появления бутонов). После цветения наступает период покоя и растение поливают редко. Несмотря на обильный полив в период бутонизации, поливают только тогда, когда подсохнет верхний слой почвы, в противном случае растение сбрасывает бутоны. Для сохранения бутонов не следует в это время переставлять и поворачивать ратение. Зигокактус не переносит яркого солнца, засухи, низких температур. Температура должна быть постоянной около 14-16°С. Хорошо растет зигокактус на почвенной смеси из 1 части листовой земли, 1/4 дерновой, 1/4 песка и 1/8 части кусочков древесного угля. Для дренажа применяют мелко битый кирпич.

Кактусы. Семейство кактусовых. Родина — Центральная и Южная Америка. Это неприхотливые растения, хорошо растущие на почвенной смеси из глинисто-дерновой, листовой и перегнойной земли с добавлением песка, мелкого- щебня и кусочков древесного угля. Хороший дренаж обязателен. Летом, во время сильного роста, нельзя допускать высыхания почвы. , Поливать летом лучше вечером, в остальное время года — утром, в солнечную погоду. Частота поливов кактусов зависит от температуры: чем температура ниже, тем поливают реже. 1 Осенью полив постепенно уменьшают, а зимой поливают очень редко. Опрыскивание производят весной и летом, по вечерам, осенью опрыскивание уменьшают, зимой прекращают совсем. Зимой кактусы содержат при температуре 8—14 °С в светлом месте (желательно дополнительное освещение) и поливают один раз в 7—14 дней (в зависимости от температуры). Весной кактусы надо притенять, чтобы избежать солнечных ожогов. Из большого количества кактусов пустынь для содержания в кабинете биологии можно рекомендовать пейрескию колючую, 2—3 вида из подсемейства опунциевых и 2—3 вида из подсемейства цереусовых.

Монстера. Семейство ароидных. Родина — тропическая Америка. Растение теневыносливое и влаголюбивое. На его росте отрицательно сказываются сквозняки. Летом полив обильный, зимой умеренный, опрыскивание обязательно. Молодые растения ежегодно пересаживают в почвенную смесь: дерновая, листовая, перегнойная земля и песок в равных пропорциях. Взрослые растения можно не пересаживать несколько лет.

Папоротники. Семейство многоножковых. Это влаголюбивые и теневыносливые растения, нуждающиеся в регулярном поливе, опрыскивании и влажном воздухе. Хорошо растут во влажной камере. Прямые солнечные лучи вызывают отмирание листьев, поэтому их надо содержать на рассеянном свету. Плохо переносят сквозняки, холодный воздух, пыль. Одними из наиболее распространенных папоротников в комнатном цветоводстве являются нефролепис высокий и венерин волос.

Пеларгония. Семейство гераниевых. Родина — Южная Африка. Различают четыре группы пеларгоний: зональные, душистые, крупноцветные и плющевидные. Цветет пеларгония с весны до поздней осени. Для продолжительного цветения летом ее обильно поливают и держат на солнечных окнах, а зимой — в сухом прохладном помещении. Хорошо растут пеларгоний 1 на почвенной смеси, состоящей из дерновой и листовой земли с примесью песка.

Традесканция. Семейство коммелиновых. Родина —тропическая и Северная Америка. Растет в любой почве. Летом обильная поливка и опрыскивание, зимой поливка умеренная. Лучше растет при рассеянном свете. Легко черенкуется в любое время года. В школе могут быть использованы различные виды: традесканция вергинская, традесканция белоцветковая. традесканция зебровидная.

Узамбарская фиалка, или африканская фиалка, или сенполия. Семейство геснериевых. Родина — Узамбарские горы Африки (Танганьика).

При хороших условиях содержания цветет 8—10 месяцев. Хорошо растет на северных светлых окнах. От прямых солнечных  лучей листья желтеют, скручиваются, а цветки деформируются. Поливка  умеренная, не переносит ни заливания, ни пересушивания земляного кома. Наиболее благоприятная температура 18—20 °С. Почвенную смесь для фиалки готовят из перегнойной, листовой земли  и песка, обязателен хороший дренаж.

Фикус или каучуковое дерево. Семейство тутовых. Родина-Индия. Растение нетребовательно к свету и может развиваться вдали от окна. Так как его крупные листья испаряют много влаги летом необходима обильная поливка и опрыскивание зимой поливка умеренная. Следует регулярно обмывать листья. С марта по август подкармливают. Почвенную смесь для этого растения готовят из дерновой и перегнойной земли с примесью песка.

Циперус. Семейство осоковых. Родина — остров Мадагаскар. Это растение болотное, оно нетребовательно к почве, хотя лучше растет в питательной влажной почве, состоящей из 2 частей глинисто-дерновой земли, 2 частей торфяной и 1 части песка. Горшки с циперусами ставят в поддоны с водой ила опускают наполовину в аквариумы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Использование комнатных растений на уроках биологии

 

Благодаря своему многообразию, комнатные растения могут служить хорошим демонстрационным материалом в темах по морфологии и систематике растений, в проведении опытов по физиологии растений, при выяснении влияния окружающих условий на рост и развитие растений [3].

Уже на первом уроке, в теме «Общее знакомство с цветковыми растениями», комнатные растения служат демонстрационным материалом, иллюстрирующим рассказ  учителя о многообразии растительного  мира. Формируя понятие «цветковые растения», знакомя учащихся с органами цветкового растения, демонстрирую цветущие фиалки, бальзамин, гибискус и др.

Демонстрация комнатных  растений с плодами всегда вызывает живой интерес у учащихся. Для этой цели можно использовать паслен перечный, кливию.

Клеточное строение растений учащиеся изучают с помощью микропрепаратов  органов растений, изготовленных  самостоятельно (листья кливии, лепестки бегонии, корни хлорофитума и  т. д.). Изучение внешнего и внутреннего  строения корня провожу на придаточных  корнях бегонии, сингониума. Воздушные  придаточные корни легко образуются у пилеи во влажной камере. У  монстеры воздушные корни достаточно крупные и корневой чехлик виден  невооруженным глазом. Поглощение корнем воды с растворенными в ней  минеральными солями легко демонстрировать  на бальзамине султанском, поливая  его накануне водой, подкрашенной красными чернилами.

В корнях циперуса видны  воздушные камеры – приспособление растения к жизни на болоте.

При изучении темы «Лист» комнатные  растения становятся незаменимыми живыми объектами, т. к. эту тему изучают  в зимние месяцы.

На крупных листьях  бегонии клещевинолистной можно  наглядно показать, что такое листовая пластинка и черешок листа. Сидячие  листья можно наблюдать у традесканции, кливии, пандануса, драцены. Листья, близкие  к округлой форме, демонстрирую на примере  сенполии; яйцевидной формы – у  гибискуса, бальзамина; обратнояйцевидной  – у пеперомии; овальной формы  – у воскового плюща; стреловидной формы – у белокрыльника, сингониума; ланцетной формы – кливии, пандануса; узколинейной формы – у циперуса.

Различный характер жилкования листа можно показать на листьях  бегонии (сетчатое), традесканции (дуговое), циперуса, пандануса (параллельное).

Расположение листьев  на стебле удобно демонстрировать на примере пеларгонии (очередное), красулы (супротивное).

Живые растения помогут учащимся усвоить целый ряд понятий  о побеге и его составных частях. Хорошо видны узлы и междоузлия у  гибискуса, фикуса, пеларгонии. На любом  комнатном растении класса двудольных видны пазухи листьев, верхушечные, пазушные почки.

На гибискусе, фикусе, бегонии  и др. удобно провести опыт по формированию кроны растений.

При изучении темы «Вегетативное  размножение растений» комнатные  растения используются для проведения несложных опытов и практических работ [5]:

- размножение стеблевыми черенками (гибискус, аукуба, сциндапсус);

- размножение усами (хлорофитум, папоротники);

- размножение корневищами (сансевиера, рускус, аспарагус, циперус);

- размножение корневыми отпрысками и корневыми черенками (драцена, кливия);

- размножение листьями (бегония, сенполия, пеперомия, красула).

Со строением цветка учащиеся знакомятся, рассматривая цветки гибискуса, кливии, зигокактуса, герани, бегонии (тычиночные и пестичные).

Изучая строение соцветий, можно использовать ряд цветущих комнатных растений, цветки которых  собраны в соцветия. Простой зонтик – кливия, пеларгония, восковой плющ; соцветие метелка у бегонии, колеуса; початок – у белокрыльника, спацифиллюма. Конечно, цветение не всегда совпадает  с изучением темы, но всегда есть возможность рассматривать живые  объекты при повторении изученного материала.

 На комнатных папоротниках  можно показать расположение  сорусов. 

При изучении многообразия покрытосеменных  растений и их приспособленности  к различным условиям жизни из имеющихся в кабинете растений составляю  группы в зависимости от среды  обитания их в природе:

- растения тропических лесов (бальзамин, бегония, монстера, колеус);

- растения субтропиков (аспарагус, гибискус, кливия, сенполия);

- растения пустынь (алоэ, кактусы, молочай);

- растения болот (циперус, белокрыльник).

Комнатные растения также  широко используются и в старших  классах. Например, в теме «Критерии вида» демонстрирую разные виды одного рода (бегония королевская, бегония клещевинолистная, бегония всегдацветущая; руэллия Портеллы и руэллия каролинская)

Информация о работе Использование комнатных растений в процессе преподавания биологии