Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 11:45, курсовая работа
В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены методы, диагностические методики, разработана программа культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, которая может быть использована педагогами ДОУ в работе.
Решающее значение для формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста имеет положительный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....
ГЛАВА I Великая ценность фольклора в педагогике для дошкольников
1.1. Основные понятия.
1.2. Разнообразие форм народного творчества.
Глава II Организация практической деятельности в детском дошкольном учреждении посредством малых фольклорных форм.
2.1. Методы обучения, принципы, средства и результаты.
2.2. Ознакомление с видами устного народного творчества в разных возрастных группах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..….
Из результатов диагностики, я увидела, что часто болеющие дети не усвоили навыки, так как я считаю, что дома им не давали возможности выполнять самостоятельно, а те дети, которые постоянно посещали группу, получили навыки самообслуживания. Списочный состав детей вначале года был 18 детей. К концу учебного года в группу было приведено, еще 3 ребенка.
Хорошо мыли руки вначале года 4 человека, насухо вытирали руки также те дети. Индивидуальными предметами пользоваться умели 8 человек.
Держать ложку учились очень долго, так как после выходных, было видно, что дома не обучали детей, (большая часть группы держали либо в кулаке, либо в левой руке).
Кушали не все аккуратно, многие дети выходили из-за стола, не закончив даже 1 блюда. Но ближе к Новому году научились усидчивости.
После еды учились пользоваться салфеткой, и к концу учебного года многие овладели таким навыкам.
Приложение:
Кран откройся!
Нос умойся.
Каждый пальчик
Мыться стройся.
Мыльце скользкое бери
И свои ладоши три.
Буль – Буль - Буль!
Журчит водица.
Все ребята любят мыться.
Льётся чистая водица,
Вот как мы умеем мыться!
Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить.
2.2. Ознакомление с видами устного народного творчества в разных возрастных группах.
В работе с малышами педагог широко использует малые фольклорные формы. Уместно прочитанные потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку, развивают интерес к культурно-гигиеническим навыкам. Воспитатель проводит и специальные занятия, знакомящие ребят с произведениями фольклора. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение Каравай», «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока» и т.д.). Знакомят детей и с первыми сказками («Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок» и т.д.).
В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями русского народного творчества, и прежде всего со сказками (русские народные: «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Гуси-лебеди» и др., украинская сказка «Рукавичка» и т.д.). Знакомят детей с народным творчеством на занятиях, где объясняют, почему сказка называется народной, на вечерах досуга, на специальных праздничных утренниках, где основными участниками являются старшие дошкольники, но дети пятого года жизни также могут читать потешки, водить хороводы, петь песни.
В старшей группе воспитатель планирует занятия, специально посвященные русскому народному творчеству. Кроме этого знакомство с фольклором целесообразно проводить вне занятий: в вечернее время, на прогулке в лесу или на лужайке ребята рассаживаются вокруг педагога, и он рассказывает им сказку, загадывает загадки, вместе с детьми поет народные песни. Очень интересно проходят свободные драматизации народных песен. В старшей группе ребята впервые знакомятся с пословицами и поговорками. Воспитатель рассказывает, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объясняет, когда уместно использовать поговорку и пословицу. Ознакомление детей с пословицами может быть частью занятия по ознакомлению с окружающим или развитию речи. В старшей группе ребят начинают знакомить с устным народным творчеством не только русского, но и других народов. Дети узнают, что хорошо знакомая им сказка «Рукавичка» - украинская, «Легкий хлеб» - белорусская, а веселая песенка «Где ночует солнце?» создана в Армении.
С произведениями фольклора дети подготовительной группы знакомятся в основном вне занятий. Особое место отводится знакомству с поговорками и пословицами. Воспитатель уже не только объясняет их содержание, скрытый смысл, возможные варианты использования, но и учит правильно и к месту использовать ту или иную поговорку. В подготовительной группе детей продолжают знакомить с народной песней, с более серьезными, глубокими по содержанию произведениями национального эпоса (легендами, былинами, сказами) не только русского народа, но и народов других национальностей. Особую роль играет беседа педагога, предваряющая чтение или рассказывание, - она подводит дошкольников к пониманию идейного смысла произведения (17, стр.115-124).
Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье детей младшего школьного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. На основе изученной и проанализированной психолого-педагогической литературы я пришла к выводу, что для успешного формирования культурно – гигиенических навыков необходимо:
1. Знать особенности культурно
– гигиенических навыков у
детей младшего дошкольного
2. Знать методы формирования
культурно – гигиенических
3. Знать диагностические
методики культурно –
4.Разработать программу
культурно – гигиенических
В ходе решения задач,
поставленных перед
Решающее значение для формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста имеет положительный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова Программа воспитания дошкольного воспитания. От рождения до школы.2010-92с.
2.В.И.Коваленко. Азбука физкультминуток
для дошкольников.2008-12,13,113,
3.Гришина Галина Николаевна. Игры для детей на все времена.2008
4.Т.В.Чупина. Пословицы, поговорки,потешки,
5.Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 1997-240с.
6.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение, 1991-160с.
7.Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005-467с.
8.Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.