Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:19, дипломная работа
Поэтические произведения открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают ребенку прекрасные образцы мордовского языка. Поэтому использование поэтических произведений А. Моро (Осипова), являются неотъемлемой частью в обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку, а также одним из важных средств всестороннего развития и воспитания. Цель исследования: - выявить наиболее эффективные методы и приемы использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников.
Введение
Исследованием
проблем детей с родным
Данные исследователи считают, что моделей двуязычного образования может быть много. Однако, к сожалению, не все педагоги готовы к работе в двуязычной среде: некоторые – в силу своей пассивности, другие – недостаточно хорошо знают сам язык или не понимают детей и т.д.
Существование определенных проблем по использованию поэтических произведений в процессе развития родной речи подчеркивали Н.С. Карпинская, Л.И. Гурович, О.И. Никифорова, Л.Б. Береговая и др. Работая над данной проблемой, А.И. Осипова и А.И. Исайкина указали на недостаточное количество детской литературы на мордовском языке и недоступность литературы для широкого круга читателей; отсутствие личной заинтересованности воспитателя в ознакомлении с творчеством и произведениями мордовских писателей.
Вышеуказанные
причины и недостатки выявились
в процессе исследования вопроса
по использованию поэтических
Особое внимание
по использованию поэтических
Поэтические произведения открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают ребенку прекрасные образцы мордовского языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость, выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Поэтому использование поэтических произведений А. Моро (Осипова), являются неотъемлемой частью в обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку, а также одним из важных средств всестороннего развития и воспитания.
В связи с данной проблемой тема выпускной квалификационной работы сформирована следующим образом: «Использование поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников».
Объект исследования: - процесс обучения родному (мордовскому) языку старших дошкольников.
Предмет исследования: - использование поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении мордовскому языку старших дошкольников.
Цель исследования: - выявить наиболее эффективные методы и приемы использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников.
Исходя из цели исследования, выдвинута следующая гипотеза: - если при обучении родному языку старших дошкольников целенаправленно использовать поэтические произведения А. Моро (Осипова), то процесс обучения мордовскому языку будет проходить более эффективно.
На основе цели исследования и гипотезы выдвинуты задачи:
1. Изучить литературу
педагогики, психологии и методики
по проблеме использования
2. Рассмотреть
процесс обучения родному (
3. Выявить наиболее
эффективные методы и приемы
использования поэтических
4. Разработать и апробировать цикл занятий по использованию поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку.
База исследования: - МДОУ № 34 г. Стерлитамака.
Глава 1. Теоретические основы
использования поэтических
1.1. Роль родного (мордовского) языка и речи в развитии детей старшего дошкольного возраста
Овладение родным (мордовским) языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
В дошкольном возрасте дети осваивают родной (мордовский) язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. Формируя речевые умения на родном (мордовском) языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Родной (мордовский) язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному (мордовскому) языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д.Ушинский).
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, потому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно формирует у ребенка интерес к родному (мордовскому) языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.
Обосновывая теорию усвоения языка в дошкольном детстве, Ф.А.Сохин подчеркивал связь этого осознания с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом.
Родной (мордовский) язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, родной (мордовский) язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным (мордовским) языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному (мордовскому) языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений естественно включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет художественное восприятие литературных произведений.
Обучение дошкольников родному (мордовскому) языку, развитие речи представляют собой богатые возможности для решения других задач нравственного и эстетического воспитания детей.
На каждом занятии в старшей группе должны ставиться разнообразные задачи по развитию речи. Каждое занятие должно развивать поэтический слух детей, умение связно, грамматически правильно и образно выражать свои мысли при ответах на вопросы воспитания, умения владеть синонимическим богатством родного (мордовского) языка.
В результате обучения
элементарному анализу
Таким образом, высокий уровень развития речи дошкольника включает:
- владение литературными
нормами и правилами родного
(мордовского) языка,
- развитую культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять;
- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
- умение
читать (элементарное владение
Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1672). В его работе «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет» развитию речи посвящается целая глава (восьмая). Коменский писал, что человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать. В качестве средства развития речи Коменский предлагает также использовать ритмические прибаутки, стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных.
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1826) раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. «Язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия».
В обучении родному языку он выдвинул три основные задачи:
1) обучение звуку, или средству развития органов речи;
2) обучение слову, или средству ознакомления с отдельными предметами;
3) обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах.
Основная цель
работы по развитию речи и обучению
родному языку детей –
Процесс формирования речи детей должен строиться с учетом не только общедидактических, но методических принципов обучения. Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми, педагог выбирает средства обучения. Это принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др. Методические принципы выступают также во взаимосвязи друг с другом (Л. П. Федоренко).
Важнейшим средством развития речи является общение. Общение – взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Е. И. Тихеева, первая из последователей К. Д. Ушинского, использовала термин «обучение родному языку» применительно к детям дошкольного возраста. Она считала, что «систематическое обучение и методическое развитие языка и речи должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду».
С самого начала становления методики обучения родному (мордовскому) языку рассматривается широко как педагогическое воздействие на речь детей в повседневной жизни и на занятиях (Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, позднее О. И. Соловьева, А. П. Усова, Л. А. Пеньевская, М. М. Конина).
Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей. Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей.