Использование средств этнопедагогики в воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 18:45, реферат

Краткое описание

Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.
Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает
развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым
рядом впечатлений, развивает его слух, музыкальную память, воспитывает у детей умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности.

Вложенные файлы: 1 файл

использование сказок на муз занятиях в ДОУ.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

    Один из самых авторитетных в этой области психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека.

Резюме.

Актуальность и новизна  сказкотерапии заключается в  объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация  их к психике ребенка.

Преимущества технологии «Сказкотерапия»

  • Через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
  • Находясь в драматической реальности, ребенок и педагог эмоционально защищены. Возрастает доверие.
  • Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
  • Обращаясь к сказкотерапии, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.
  • В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
  • Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Основные  задачи технологии.

  • Способствовать социальной адаптации.
  • Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни.
  • Способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы.
  • Формировать положительные черты характера.
  • Развивать познавательный интерес.
  • Способствовать формированию положительных межличностных отношений.
  • Формировать  эстетический вкус.
  • Обогащать положительный эмоциональный опыт.
  • Воспитывать патриотические качества, гражданскую позицию.

Сказкотерапия привлекательна тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но, важно помнить, что в каждом случае свои комбинации, акценты.

3.Внедрение в практическую деятельность технологии «Сказкотерапия».

Сказки в своей деятельности с детьми  я использовала всегда, в основном в праздниках и развлечениях. Когда я поставила перед собой задачу повышения внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, то решила более тщательно подойти к использованию этого мощного средства в своей деятельности.

В моей практике основные задачи «сказкотерапии»:

  • повышение внимания детей на занятиях,
  • развитие эмоциональной отзывчивости,
  • развитие   воображения, фантазии, творческих способностей.

 

       В процессе использования технологии  можно применять  методы и приёмы: куклотерапии, арттерапии, релаксирующие приемы песочной терапии, психогимнастику, мнемотехнику, моделирующую технику, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование, пантомимические этюды и др.

На своих  занятиях я в основном использую следующие приемы.

  1. Сказка, предваряющая слушание или пение.

Короткая красочная  сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.

  1. Сказка, иллюстрируемая музыкой.

Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Они помогают активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности. Обычно сказки сопровождают музыкой уже знакомой детям, иногда новой.

Исполнение' музыкального произведения должно быть высокохудожественным; рассказывать и петь нужно обязательно наизусть, чтобы дети видели выражение лица исполнителя, и чтобы, в свою очередь, исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на них рассказ, музыка.

Перед началом слушания музыки по сказке  хорошо сделать  
небольшое вступление, например: «Сейчас я вам расскажу про девочку Аленку». Она не послушала маму, побежала в лес за белочкой, и вот что с ней потом случилось».

Такая форма занятий очень  увлекает детей. Песни и музыку через  
некоторое время нужно повторять. Когда дети хорошо усвоят музыку  
и песни, можно провести концерт-загадку. Музыкальный руководитель говорит детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняется музыка уже знакомая детям.  
После прослушивания музыки и песен дети охотно слушают сказку еще раз.

 

  1. Драматизация по мотивам сказок. Кукольный театр.

В ходе занятия разучиваем короткие этюды сказочного содержания. («Лисичка и зайчик», «Медвежонок  и пчелы» и др.)

Играем в подвижные  игры с участием сказочных героев.

 Инсценируем сказки  в кукольном театре. (Взрослые  показывают сказку детям в  кукольном театре или на фланелеграфе).

 Элементы сказок  присутствуют в большинстве праздников  и развлечений.

  1. Придумывание сказок детьми.

Используется методика "Придумай сказку» (старшая, подготовительная группы).

Детям дается задание придумать сказку, после прослушивания музыкального произведения (1-3 предложения)

4.Результаты внедрения программы в практику.

  1. Обобщила и систематизировала теоретический материал. Изучила опыт других педагогов. Подобрала практический материал.
  2. Сделала подборку коротких сказок для  каждого возраста (по разделу «Слушание музыки»).
  3. Сделала подборку сказок, иллюстрируемых музыкой.
  4. Провожу занятия, праздники, развлечения с использованием данной технологии.
  5. Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.
  6. Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.
  7. Провожу два раза в год диагностику музыкального развития. Наблюдаю положительную динамику.

Сравнительная диагностика  за 2008-2009, 2009-2010, 2010-2011 уч.г.

(данные  на конец года.)

Уровень

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Высокий

3,16%

17,71%

23,23%

Средний

71,58%

70,83%

65,66%

Низкий

25,26%

11,46%

11,11%


 

 

Положительная динамика результатов диагностики  музыкальных способностей детей  позволяет сделать выводы о благоприятном  влиянии использования технологии «Сказкотерапия»  на процесс музыкального воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

    1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов пединститутов. - М.: просвещение, 1983.

 

    1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии». СПб, 1998.
    2. Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы».- ЦГЛ Москва, 2003.
    3. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студентов  высших  и средних педагогических учебных заведений - 2-е из. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
    4. Шорохова О.А. «Играем в сказку»: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – ТЦ Сфера, Москва, 2006.

Информация о работе Использование средств этнопедагогики в воспитательном процессе