Использование тестопластики в процессе развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявление и экспериментальная проверка возможностей использования тестопластики как средства развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Объект: Развитие мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Предмет: Тестопластика как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 7
1.1 Сущность понятия «мелкая моторика»; взаимосвязь мелкой моторики и общего развития ребенка 7
1.2 Особенности развития мелкой моторики при заболевании детским церебральным параличом 10
1.3 Возможности тестопластики в развитии мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 15
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Использование тестопластики в процессе развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 24
2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста при ДЦП 24
2.2 Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ДЦП посредством тестопластики 27
2.3 Выявление динамики в уровнях развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 30
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Diplomnaya.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Решались следующие  задачи:

- Предложить материал к занятиям по лепке для развития мелкой моторики;

- Составить и провести цикл занятий по лепке из соленого теста;

- Создать условия, методы и приемы, способствующие формированию мелкой моторики.

Для занятий  нам понадобились:

- Соль, мука  и вода (в пропорции 200:200:125 г);

- Силиконовые  формы (для создания оттисков);

- Пищевые красители  (окраска теста);

- Бросовый материал (деревянные палочки, крышки от  бутылок);

- Зерновые культуры (для создания сюжетных панно);

- Краски «гуашь»;

- Лак для  ногтей (для продления долговечности изделий).

Специфика занятий  заключалась в следующем: в начале каждого занятия проводилась пальчиковая гимнастика . Это делается в игровой форме, совместно с воспитателем, который читает стихотворный текст и показывает движения. После этого идет объяснение материала. Обычно работа четко разбивается на этапы, каждый из которых объясняется, показывается, называются приемы работы. Во время лепки дети повторяют движения в воздухе вслед за воспитателем. В процессе объяснения необходимо опираться на пройденный материал, чтобы закрепить уже полученные умения и освежить в памяти знания. Например, дети научились лепить шар (яблоко), на последующих занятиях, получая огурец или морковку, нужно исходить из этой же формы. Далее лепим птичку, также начиная с шарообразной формы. Делается это потому, что практически все композиции из соленого теста лепятся на основе колобка (шарика) или колбаски. Так же проводится гимнастика для глаз, которая помогает снять напряжение. На теоретическую часть приходится не более 30% занятия, остальное время отдается на самостоятельную работу и подведение итогов. В конце занятия всегда отмечается положительный сдвиг в качестве и технике работы для дополнительной мотивации детей к занятиям по тестопластике.

На занятиях по лепке так же создавались условия для формирования творчества:

- Создание необычной, новой обстановки;

- Создание благоприятной атмосферы (дидактические игры, слушание музыки, стихи, беседы);

- Детям был предложен новый вид материала для лепки – соленое тесто;

- Новые проблемные ситуации;

- Неповторяющиеся задания;

- Учет возможностей и интересов каждого ребенка.

Важное значение имеет наглядность. Наглядные пособия  используются печатные и собственного изготовления. Например, есть собственная  небольшая коллекция сюжетных картин. Можно демонстрировать натуральные объекты природы – фрукты и овощи, шишки, еловые ветви, цветы и т.д. При ближайшем рассмотрении дети замечают мелкие детали, которые присущи именно этому объекту и которые не может передать простой наглядный рисунок. Ведь лепка - это объемная композиция.

В конце основного  этапа была проведена самая сложная работа – создание композиции, где дети лепили различные детали, которые после объединились в сказку «Репка». Создание композиции заняло 2 занятия и высушивалось в течении недели, столько же ушло на то, чтобы залакировать каждую фигурку в 2 слоя.

 

2.3 Выявление динамики  в уровнях развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП

 

После формирующего этапа проводилось контрольное  обследование мелкой моторики. Использовалась та же методика, что и на первом этапе.

Было выявлена динамика в развитии мелкой моторики у детей с ДЦП.

Итоги показали:

- В ходе работы  дети научились основам тестопластики,  приготовлению теста самостоятельно, изготовлению игрушек и композиций  из соленого теста; научились использовать бросовый материал на своих занятиях, развили художественные навыки; сформировали эстетический вкус в сочетании цветов и форм.

- Движения рук  стали увереннее, движение кисти  руки стали плавными, дети научились  правильно держать кисточку, положена основа к развитию щепотного захвата, улучшились навыки самообслуживания;

- Дети начали больше работать самостоятельно, реже прибегать к помощи взрослых.

Процентное  соотношение подтверждает положительную динамику в развитии мелкой моторики, что показано в таблице 2 и на рисунке 2.

 

Таблица 2 Конечный уровень развития мелкой моторики

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Итоговый 

бал

Настя С.

-3

0

-3

-3

-3

0

0

-12

Арина М.

0

-3

0

0

-3

0

-3

-9

Богдан Ш.

-3

0

-3

0

-3

0

0

-9

Кирилл П.

-3

0

3

-3

0

0

0

-3

Ксения Н.

0

3

3

0

0

-3

0

3

Матвей Т.

0

3

3

0

0

3

-3

6

Лера П

0

3

0

-3

0

0

0

0

Таня Л.

0

-3

0

-3

0

0

-3

-9

Влад Р.

3

3

3

3

3

0

3

18

Ульяна М.

3

0

-3

3

0

3

0

6


 

 

Рисунок 2

 

Таким образом, после проведения последнего этапа  исследования, можно сделать вывод, что результаты, полученные в ходе первого этапа экспериментального исследования, улучшились. Высокому уровню по прежнему соответствуют 10% (1 ребенок), 40 % (4 ребенка) перешли уже на средний уровень, теперь он составляет 50% от всей группы. И 40% остались на низком уровне (4 ребенка). У большинства детей выявлена динамика в развитии мелкой моторики, улучшился захват, движения кистей рук стали плавными. Отмеченные в ходе экспериментальной работы качественные и количественные изменения в уровнях развития мелкой моторики у детей с ДЦП подтверждают верность выдвинутой нами гипотезы. Тестопластика действенно подтвердила свои возможности в развитии мелкой моторики.

 

Выводы по второй главе

 

Анализ результатов  изучения практического состояния  проблемы позволил прийти к следующим  выводам:

В ходе констатирующего  этапа экспериментального исследования было выявлено, что дети с ДЦП  к 7 годам отстают в развитии мелкой моторики от своих здоровых сверстников. Это указало на целесообразность развития мелкой моторики у дошкольников с детским церебральным параличом.

Результаты, полученные в ходе диагностики, были учтены при  разработке комплекса занятий по тестопластике, которые проводились во время формирующего этапа экспериментальной работы. Эффективность их проведения обеспечивалась созданием определенных условий:

- Учет индивидуальных  особенностей детей с ДЦП;

- Создание комплекса  занятий по тестопластике для развития мелкой моторики;

- Приучение  детей к самостоятельной работе  и работе по воплощению своих  замыслов в скульптурах;

- Создание позитивной  атмосферы для большего стремления  детей не только к тестопластике,  но и развитию мелкой моторики  в общем.

После проведения формирующего этапа экспериментального исследования были отмечены качественные и количественные изменения в  уровнях развития мелкой моторики у  дошкольников с ДЦП. Улучшился захват, движения кисти стали плавными, дети стали быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой, дети стали более усидчивыми, речь стала четче, без значительных остановок.

Заключение

Проведение  теоретического анализа психолого-педагогической литературы и экспериментальной  работы позволило получить следующие результаты.

Обоснована  необходимость организации работы воспитателей по развитию мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом.

Выяснена сущность понятий: «мелкая моторика» и  «детский церебральный паралич». При  этом под мелкой моторикой подразумевается совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. А под детским церебральным параличом - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.

Выявлены особенности развития мелкой моторики у детей с ДЦП. У детей с ЦП хуже развита кинестетическая чувствительность, затруднен контроль над движением рук, медленно развиваются элементарные захваты, недостаточность развития зрительно - двигательной координации.

Доказаны возможности  тестопластики в развитии мелкой моторики у дошкольников с детским  церебральным параличом.

Выявлены и  экспериментально подтверждены условия, обеспечивающие успешную реализацию содержания этих занятий. Это:

- Учет индивидуальных  особенностей детей с ДЦП;

- Создание комплекса  занятий по тестопластике для  развития мелкой моторики;

- Приучение  детей к самостоятельной работе и работе по воплощению своих замыслов в скульптурах;

- Создание позитивной  атмосферы для большего стремления  детей не только к тестопластике,  но и развитию мелкой моторики  в общем.

Результаты  теоретического анализа и экспериментальной работы подтвердили обоснованность наших утверждений о путях решения данной проблемы. Это позволяет считать поставленную цель исследования достигнутой.

 

Список литературы

 

  1. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М., 2002.
  2. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002.
  3. Г.А. Волкова «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики»
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986.
  5. Григорьва Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005
  6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 2000г
  7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб., 2002.
  8. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.
  9. Ипполитова М. В. и др. «Воспитание детей с церебральным параличом в семье» 2-е издание, переработанное и дополненное.
  10. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: Карапуз- Дидактика, 2006
  11. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества.- М.: Владос, 2006
  12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г.
  13. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.
  14. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей (методика), М., 2004.
  15. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009.
  16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.
  17. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Карапуз-дидактика, М., 2007.
  18. Николаева Е.И. Психология детского творчества. –СПб: Речь, 2006
  19. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./под ред. Комарова Т.С., Соломенниковой О.А.,- Ярославль.2006.
  20. Семенова К. А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М., «Медицина», 1976
  21. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.
  22.    Стребелева Е.А. «Специальная дошкольная педагогика», M.: Издательский центр «Академия», 2002.
  23. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.
  24. Ханова Ирина «Соленое тесто».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Список группы

Возраст

Диагноз

Настя С.

6

ДЦП

Арина М.

6

ДЦП

Богдан Ш.

6

ДЦП

Кирилл П.

7

ДЦП

Ксения Н.

6

ДЦП

Матвей Т.

6

ДЦП

Лера П

6

ДЦП

Таня Л.

6

ДЦП

Влад Р.

6

ДЦП

Ульяна М.

7

ДЦП




 

Приложение 2

 

Методика  обследования мелкой моторики

Задания:

- Одновременно  поворачивать кисти обеих рук  то ладонями, то тыльной стороной (при поворотах ребенок должен  поднимать кисти рук, а не  прижимать ребро ладони к столу);

- Кисти обоих  рук одновременно сжимать в кулак, а затем разжимать соединенные вместе пальцы; при каждом движении кулаки и пальцы кладутся на стол;

- Показать 2-й  и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обоих  руках;

- Показать 2-й  и 5-й пальцы, последовательность  выполнения такая же;

- Сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;

- Попеременно  соединять все пальцы с 1-м,  начиная со 2-го на правой руке, затем то же повторить в  обратном порядке;

- Застегнуть  пуговицу: сначала большую, затем среднего и, наконец, маленького размера.

Критерии оценки выполнения:

1.Четко, точно  выполняет задание, полнота объема  движений, правильная координация  движений, своевременное переключение  движений, отсутствие помощи со  стороны взрослых – 3 балла.

2.Задание выполняется  не совсем точно, неправильная  координация движений, переключение  замедленное, нуждается в небольшой  помощи взрослого – 0 баллов.

3.С заданием  не справился, координация движений  отсутствует, задание может выполнить  только с помощью взрослого – (-3) балла.

 

Приложение 3

 

Комплекс  занятий с использованием тестопластики

 

Конспект занятия: «Знакомство с тестопластикой».

Программное содержание: познакомить детей с материалом из соленого теста; рассказать историю  возникновения этого народного творчества; научить самостоятельно изготовлять материал для занятий по тестопластике.

Информация о работе Использование тестопластики в процессе развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП