Использования групповых технологий в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 00:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании эффективности разработанного плана занятий при групповой форме обучения, как одного из важнейших показателей учебной мотивации.
Задачи курсовой работы:
1) изучить литературу по теме исследования;
2) провести экспериментальную работу;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 4
1.1. Феномен групповой работы 4
1.2. Групповые технологии как коллективная деятельность 9
1.3. Организация групповой формы работы в учебном процессе 13
ВЫВОДЫ ПО II РАЗДЕЛУ 17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗНАЧИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ 18
2.1. Проведение исследования 18
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 22
ВЫВОДЫ ПО II РАЗДЕЛУ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

     Средний уровень - изучаемый материал усваивают после тренировки; выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определённых тренировочных упражнений, такие ученики умеют в частном видеть общее.

     Низкий уровень - усваивают материал после длительной тренировочной работы и не всегда в полном объёме, затрудняются видеть существенное, закономерное после общей тренировочной работы со всем классом, задания выполняют преимущественно по аналогии.

Работоспособность ученика - состояние, характеризующее уровень и длительность доступных ему усилий в учебной деятельности. Работоспособность зависит от физических и психологических возможностей ученика, от состояния его здоровья, эмоционального состояния в данный момент, настроя на работу.

Также как и у обучаемости, у работоспособности выделяют три уровня:

     Высокий уровень - учащийся способен на сравнительно длинный, напряжённый учебный труд, выполняет всё тщательно, аккуратно, в полном объёме, без побуждения учителя.

     Средний уровень - учащиеся способны трудиться сравнительно длительное время, но не всегда и не всё выполняют тщательно, аккуратно и в полном объёме, временами требуют контроля.

     Низкий уровень - учащиеся сосредотачиваются на учебной работе только на весьма ограниченное время, выполняют задание не в полном объёме, требуют постоянного контроля учителя.

Всего существуют 4 основных уровня учебных возможностей: высший, высокий, средний, низкий.

Среди ребят, участвующих в эксперименте, определение уровня учебных

возможностей проводилось по итогам наблюдений, ранее проведённых уроков, бесед с учителем, основываясь на теорию.

На 1-ом занятии была проведена самостоятельная работа на повторение на 2 варианта.

Результаты её следующие:

 

Фамилия уч-ся

С/р

Уровень уч. возм.

1. Афанасьева И.

4

В

2. Бондаренко А.

3

С

3. Горина О.

5

ВС

4. Галкин А.

4

В

5. Карелин Е.

4

С

6. Ковалёва Н.

4

В

7. Круглова С.

5

ВС

8. Марченко Н.

3

С

9. Михалечко А.

5

ВС

10. Михалечко И.

4

В

11. Носов Д.

3

С

12. Пивкина Д.

4

В

13. Рыжкова С.

4

С

14. Соколова Н.

3

С

15. Семёнов Д.

4

В

16. Хафизова Я.

5

ВС

17. Экмарова Д.

5

В

18. Ясиновский О.

4

С


 

В целом результаты определения уровня учебных возможностей оказались высокие:

высшие учебные возможности - 4 ученика,

высокие учебные возможности - 7 учеников,

средние учебные возможности - 7 учеников.

По уровню учебных возможностей ребята на первом занятии были разбиты на 2 группы для проведения эксперимента. Учитывалось также желание учащихся.

    

1 группа (экспериментальная)

2 группа (контрольная)

1. Афанасьева И.

1. Ковалёва Н.

2. Галкин А.

2. Пивкина Е.

3. Михалечко А.

3. Экмаров Д.

4. Михалечко И.

4. Хафизова Я.

5. Семёнов Д.

5. Круглова С.

6. Горина О.

6. Марченко Н.

7. Ясиновский О.

7. Носов Д.

8. Бондаренко А.

8. Рыжкова С.

9. Карелин Е.

9. Соколова Н.


 

Получились примерно равные по учебным возможностям группы.

Задачей эксперимента было построение занятий так, чтобы у учащихся не пропал интерес, а наоборот ещё больше повысился к предмету; помочь ребятам углубить и расширить знания по математики; активизировать самостоятельную работу учеников с книгами, дополнительной литературой.

Показать, что построение занятий по принципу сочетания самостоятельной работы с другими формами организации познавательной деятельности способствует выполнению этой задачи.

Опытно- экспериментальная работа проводилась в 1 группе, 2 группа была

контрольной. Все ребята посещали одни и те же занятия, изучали один и тот же материал на уроках. Но ребята из 1 группы в качестве домашнего задания

получали задания самостоятельно изучить новую тему, прорешать примеры на эту тему. На занятиях эти ребята объясняли решённые примеры. Непонятные места разбирались вместе всем классом и учителем у доски. Ребята из 2 группы изучали новую тему, слушая объяснения своих товарищей, затем  все учащиеся решали одни задания, а на дом

учащиеся второй группы получали задания повторить пройденное на уроке,

прорешать заданные примеры по теме. По такому принципу были проведены 8 занятий. В конце была проведена итоговая контрольная работа.

             

 

 

 

2.2. Результаты опытно-экспериментальной  работы      

В ходе опытно-экспериментальной работы была проверена и подтверждена

гипотеза, выдвинутая в начале работы над данной темой.

Для ребят из экспериментальной группы занятия  проходили  гораздо

интереснее, чем для ребят из контрольной группы. Учащиеся  из 1 группы более активно работали  в течение всех занятий, старались находить как можно больше интересных примеров, с большой ответственностью подходили к выполнению домашних заданий, т. к. знали, что от их ответов зависит ход всего занятия.

Повышение активности учащихся в экспериментальной группе, повышение интереса к предмету - всё это подтверждает выдвинутую мною гипотезу.

В экспериментальной группе ребята продуктивнее работали, нежели в контрольной группе, быстрее справлялись с заданиями, у них меньше возникало вопросов и затруднений при решении задач, у учащихся 1 группы появилась большая уверенность в себе.

В конце факультативных занятий была проведена в обеих группах контрольная

работа. Задания для всех были одинаковы, рассчитаны на 2  варианта.

Результаты контрольной работы следующие:

    

1 группа

Оценка

2 группа

Оценка

1. Афанасьева И.

5

1. Ковалёва Н.

4

2. Галкин А.

4

2. Пивкина Е.

5

3. Михалечко А.

5

3. Экмаров Д.

4

4. Михалечко И.

4

4. Хафизова Я.

5

5. Семёнов Д.

5

5. Круглова С.

5

6. Горина О.

5

6. Марченко Н.

3

7. Ясиновский О.

3

7. Носов Д.

3

8. Бондаренко А.

3

8. Рыжкова С.

3

9. Карелин Е.

4

9. Соколова Н.

4


 

В экспериментальной группе «5» получили 4 ученика, «4»- 3, «3»- 2,  в

контрольной «5»- 3, «4»- 3, «3»- 3. Результаты данной контрольной работы

показали, что в экспериментальной группе ребята справились с заданием лучше,

чем в контрольной.

Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что применение

самостоятельной работы на занятиях способствуют лучшему усвоению знаний,

повышает активность ребят, интерес к данному предмету.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Во 2 главе давался анализ опытно- экспериментальной работе, проведённой на занятиях в 4 «а» классе средней школы  г. Павлодара.

 Первым этапом этой работы было выявление учебных возможностей учеников. В данной главе рассказано о том, как были построены занятия на уроке математики.

Во второй главе приводятся результаты опытно-экспериментальной работы,

которые подтверждают выдвинутую нами рабочую гипотезу о том, что

самостоятельная работа учащихся является одной из эффективнейших форм

обучения, способствует лучшему усвоению знаний, развитию навыков и умений по применению этих знаний, повышает уровень активности учащихся.

Применяя организацию групповой работы на уроке, учитель имеет возможность наиболее эффективно использовать ее в учебном процессе. Слабым ребятам разъяснялось, что им необходимо участвовать в групповом обсуждении, чтобы преодолеть в себе стеснение и робость, а также помнить, что любая точка зрения, даже на первый взгляд и неудачная, может содержать подсказку к решению проблемы. В такой ситуации учитель старается внимательно наблюдать за учебным взаимодействием младших школьников. Для эффективного протекания этой деятельности педагогу необходимо находить и выделять наиболее удачные, а в некоторых случаях и конфликтные совместные действия младших школьников в группах. Учитывая возможности детей, и их взаимные симпатии друг к другу, по просьбе учителя, некоторые группы, построившие свою работу наиболее удачно, демонстрировали ее всему классу. Также в классе выслушивались мнения детей об  удачных моментах в работе группы и о том, что бы им хотелось повторить и использовать в собственной работе. Педагог, комментируя стиль групповой работы, акцентировал внимание детей на более продуктивных ее особенностях, чтобы они могли использовать это в своей деятельности. Так постепенно создавались условия для применения наиболее удачных способов взаимодействия учащихся на уроке.

Наблюдения на уроках показали, что ребятам в классе лучше предлагать несколько вариантов со-организации, позволяя каждой группе использовать наиболее удобную форму совместной деятельности. Так, например, работая над составлением предложения по схеме, одни группы работают «хором»: дети вместе произносят слово, затем берут нужную карточку, дальше второе слово и т. д., после завершения работы вместе проверяют выполненное задание. Другие делят работу по частям: один ученик подбирает первое слово и карточку, затем дети обсуждают это, потом другой подбирает следующее слово и т. д. Третьи делят работу на этапы: один находит слово, другой ставит карточку и, наоборот, в конце работы дети обсуждают и проверяют задание. В результате такой деятельности учащиеся могут использовать и несколько вариантов совместной работы. Помощь учителя здесь выражается в том, что он фиксирует наиболее приемлемые стили работы, выносит их для общего ознакомления, обсуждения, а также  нахождения более удачных и оптимальных способов совместной деятельности.

В результате нашей опытно-экспериментальной работы мы выявили, что особенно благотворное влияние групповая работа оказывает на поведение и отношение слабых учащихся  к учебной деятельности. Теперь их поведение и активность на уроке значительно отличалась от наблюдаемого ранее: эта работа помогла им обрести уверенность в себе и поверить в свои силы, между учащимися устанавливались доброжелательные взаимоотношения.

В результате выявилась необходимость применения требования сотрудничества, следование которому позволило активизировать учебно-познавательную мотивацию младших школьников.

Под сотрудничеством мы понимаем совместную деятельность его участников в учебном процессе,  в результате которой изменяются отношения между педагогом и учащимися, преобразующиеся в равноправные, что выражается в изменении их ценностных ориентаций, учебного взаимодействия, интенсивного формирования рефлексии, целей деятельности.

В учебной деятельности сотрудничество младших школьников открывает перед учителем возможность управлять формированием их межличностных отношений: расширять контакты учащихся, включать в группы других детей, создавать новые группы. При организации совместной работы учащихся их деятельность наполняется ценностно-смысловым содержанием, углубляются мотивы учения, формируется положительное отношение к умственному труду. В ходе наших наблюдений выяснилось, что обращение детей к учителю в процессе сотрудничества происходит в основном, если они не могут скоординировать уже сформулированные точки зрения, т. е. в результате конфликта и разногласий их мнений. Характер обращений к учителю был таким: «Он считает, что…, а я считаю, что… Кто же из нас прав?» Здесь учитель, используя потенциал внутригруппового общения, предотвращал разногласия, возникшие у ребят в процессе совместной деятельности.

Информация о работе Использования групповых технологий в процессе обучения