Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 00:57, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании эффективности разработанного плана занятий при групповой форме обучения, как одного из важнейших показателей учебной мотивации.
Задачи курсовой работы:
1) изучить литературу по теме исследования;
2) провести экспериментальную работу;
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 4
1.1. Феномен групповой работы 4
1.2. Групповые технологии как коллективная деятельность 9
1.3. Организация групповой формы работы в учебном процессе 13
ВЫВОДЫ ПО II РАЗДЕЛУ 17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗНАЧИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ 18
2.1. Проведение исследования 18
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 22
ВЫВОДЫ ПО II РАЗДЕЛУ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 30
Средний уровень - изучаемый материал усваивают после тренировки; выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определённых тренировочных упражнений, такие ученики умеют в частном видеть общее.
Низкий уровень - усваивают материал после длительной тренировочной работы и не всегда в полном объёме, затрудняются видеть существенное, закономерное после общей тренировочной работы со всем классом, задания выполняют преимущественно по аналогии.
Работоспособность ученика - состояние, характеризующее уровень и длительность доступных ему усилий в учебной деятельности. Работоспособность зависит от физических и психологических возможностей ученика, от состояния его здоровья, эмоционального состояния в данный момент, настроя на работу.
Также как и у обучаемости, у работоспособности выделяют три уровня:
Высокий уровень - учащийся способен на сравнительно длинный, напряжённый учебный труд, выполняет всё тщательно, аккуратно, в полном объёме, без побуждения учителя.
Средний уровень - учащиеся способны трудиться сравнительно длительное время, но не всегда и не всё выполняют тщательно, аккуратно и в полном объёме, временами требуют контроля.
Низкий уровень - учащиеся сосредотачиваются на учебной работе только на весьма ограниченное время, выполняют задание не в полном объёме, требуют постоянного контроля учителя.
Всего существуют 4 основных уровня учебных возможностей: высший, высокий, средний, низкий.
Среди ребят, участвующих в эксперименте, определение уровня учебных
возможностей проводилось по итогам наблюдений, ранее проведённых уроков, бесед с учителем, основываясь на теорию.
На 1-ом занятии была проведена самостоятельная работа на повторение на 2 варианта.
Результаты её следующие:
Фамилия уч-ся |
С/р |
Уровень уч. возм. |
1. Афанасьева И. |
4 |
В |
2. Бондаренко А. |
3 |
С |
3. Горина О. |
5 |
ВС |
4. Галкин А. |
4 |
В |
5. Карелин Е. |
4 |
С |
6. Ковалёва Н. |
4 |
В |
7. Круглова С. |
5 |
ВС |
8. Марченко Н. |
3 |
С |
9. Михалечко А. |
5 |
ВС |
10. Михалечко И. |
4 |
В |
11. Носов Д. |
3 |
С |
12. Пивкина Д. |
4 |
В |
13. Рыжкова С. |
4 |
С |
14. Соколова Н. |
3 |
С |
15. Семёнов Д. |
4 |
В |
16. Хафизова Я. |
5 |
ВС |
17. Экмарова Д. |
5 |
В |
18. Ясиновский О. |
4 |
С |
В целом результаты определения уровня учебных возможностей оказались высокие:
высшие учебные возможности - 4 ученика,
высокие учебные возможности - 7 учеников,
средние учебные возможности - 7 учеников.
По уровню учебных возможностей ребята на первом занятии были разбиты на 2 группы для проведения эксперимента. Учитывалось также желание учащихся.
1 группа (экспериментальная) |
2 группа (контрольная) |
1. Афанасьева И. |
1. Ковалёва Н. |
2. Галкин А. |
2. Пивкина Е. |
3. Михалечко А. |
3. Экмаров Д. |
4. Михалечко И. |
4. Хафизова Я. |
5. Семёнов Д. |
5. Круглова С. |
6. Горина О. |
6. Марченко Н. |
7. Ясиновский О. |
7. Носов Д. |
8. Бондаренко А. |
8. Рыжкова С. |
9. Карелин Е. |
9. Соколова Н. |
Получились примерно равные по учебным возможностям группы.
Задачей эксперимента было построение занятий так, чтобы у учащихся не пропал интерес, а наоборот ещё больше повысился к предмету; помочь ребятам углубить и расширить знания по математики; активизировать самостоятельную работу учеников с книгами, дополнительной литературой.
Показать, что построение занятий по принципу сочетания самостоятельной работы с другими формами организации познавательной деятельности способствует выполнению этой задачи.
Опытно- экспериментальная работа проводилась в 1 группе, 2 группа была
контрольной. Все ребята посещали одни и те же занятия, изучали один и тот же материал на уроках. Но ребята из 1 группы в качестве домашнего задания
получали задания самостоятельно изучить новую тему, прорешать примеры на эту тему. На занятиях эти ребята объясняли решённые примеры. Непонятные места разбирались вместе всем классом и учителем у доски. Ребята из 2 группы изучали новую тему, слушая объяснения своих товарищей, затем все учащиеся решали одни задания, а на дом
учащиеся второй группы получали задания повторить пройденное на уроке,
прорешать заданные примеры по теме. По такому принципу были проведены 8 занятий. В конце была проведена итоговая контрольная работа.
2.2. Результаты опытно-
В ходе опытно-экспериментальной работы была проверена и подтверждена
гипотеза, выдвинутая в начале работы над данной темой.
Для ребят из экспериментальной группы занятия проходили гораздо
интереснее, чем для ребят из контрольной группы. Учащиеся из 1 группы более активно работали в течение всех занятий, старались находить как можно больше интересных примеров, с большой ответственностью подходили к выполнению домашних заданий, т. к. знали, что от их ответов зависит ход всего занятия.
Повышение активности учащихся в экспериментальной группе, повышение интереса к предмету - всё это подтверждает выдвинутую мною гипотезу.
В экспериментальной группе ребята продуктивнее работали, нежели в контрольной группе, быстрее справлялись с заданиями, у них меньше возникало вопросов и затруднений при решении задач, у учащихся 1 группы появилась большая уверенность в себе.
В конце факультативных занятий была проведена в обеих группах контрольная
работа. Задания для всех были одинаковы, рассчитаны на 2 варианта.
Результаты контрольной работы следующие:
1 группа |
Оценка |
2 группа |
Оценка |
1. Афанасьева И. |
5 |
1. Ковалёва Н. |
4 |
2. Галкин А. |
4 |
2. Пивкина Е. |
5 |
3. Михалечко А. |
5 |
3. Экмаров Д. |
4 |
4. Михалечко И. |
4 |
4. Хафизова Я. |
5 |
5. Семёнов Д. |
5 |
5. Круглова С. |
5 |
6. Горина О. |
5 |
6. Марченко Н. |
3 |
7. Ясиновский О. |
3 |
7. Носов Д. |
3 |
8. Бондаренко А. |
3 |
8. Рыжкова С. |
3 |
9. Карелин Е. |
4 |
9. Соколова Н. |
4 |
В экспериментальной группе «5» получили 4 ученика, «4»- 3, «3»- 2, в
контрольной «5»- 3, «4»- 3, «3»- 3. Результаты данной контрольной работы
показали, что в экспериментальной группе ребята справились с заданием лучше,
чем в контрольной.
Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что применение
самостоятельной работы на занятиях способствуют лучшему усвоению знаний,
повышает активность ребят, интерес к данному предмету.
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
Во 2 главе давался анализ опытно- экспериментальной работе, проведённой на занятиях в 4 «а» классе средней школы г. Павлодара.
Первым этапом этой работы было выявление учебных возможностей учеников. В данной главе рассказано о том, как были построены занятия на уроке математики.
Во второй главе приводятся результаты опытно-экспериментальной работы,
которые подтверждают выдвинутую нами рабочую гипотезу о том, что
самостоятельная работа учащихся является одной из эффективнейших форм
обучения, способствует лучшему усвоению знаний, развитию навыков и умений по применению этих знаний, повышает уровень активности учащихся.
Применяя организацию групповой работы на уроке, учитель имеет возможность наиболее эффективно использовать ее в учебном процессе. Слабым ребятам разъяснялось, что им необходимо участвовать в групповом обсуждении, чтобы преодолеть в себе стеснение и робость, а также помнить, что любая точка зрения, даже на первый взгляд и неудачная, может содержать подсказку к решению проблемы. В такой ситуации учитель старается внимательно наблюдать за учебным взаимодействием младших школьников. Для эффективного протекания этой деятельности педагогу необходимо находить и выделять наиболее удачные, а в некоторых случаях и конфликтные совместные действия младших школьников в группах. Учитывая возможности детей, и их взаимные симпатии друг к другу, по просьбе учителя, некоторые группы, построившие свою работу наиболее удачно, демонстрировали ее всему классу. Также в классе выслушивались мнения детей об удачных моментах в работе группы и о том, что бы им хотелось повторить и использовать в собственной работе. Педагог, комментируя стиль групповой работы, акцентировал внимание детей на более продуктивных ее особенностях, чтобы они могли использовать это в своей деятельности. Так постепенно создавались условия для применения наиболее удачных способов взаимодействия учащихся на уроке.
Наблюдения на уроках показали, что ребятам в классе лучше предлагать несколько вариантов со-организации, позволяя каждой группе использовать наиболее удобную форму совместной деятельности. Так, например, работая над составлением предложения по схеме, одни группы работают «хором»: дети вместе произносят слово, затем берут нужную карточку, дальше второе слово и т. д., после завершения работы вместе проверяют выполненное задание. Другие делят работу по частям: один ученик подбирает первое слово и карточку, затем дети обсуждают это, потом другой подбирает следующее слово и т. д. Третьи делят работу на этапы: один находит слово, другой ставит карточку и, наоборот, в конце работы дети обсуждают и проверяют задание. В результате такой деятельности учащиеся могут использовать и несколько вариантов совместной работы. Помощь учителя здесь выражается в том, что он фиксирует наиболее приемлемые стили работы, выносит их для общего ознакомления, обсуждения, а также нахождения более удачных и оптимальных способов совместной деятельности.
В результате нашей опытно-экспериментальной работы мы выявили, что особенно благотворное влияние групповая работа оказывает на поведение и отношение слабых учащихся к учебной деятельности. Теперь их поведение и активность на уроке значительно отличалась от наблюдаемого ранее: эта работа помогла им обрести уверенность в себе и поверить в свои силы, между учащимися устанавливались доброжелательные взаимоотношения.
В результате выявилась необходимость применения требования сотрудничества, следование которому позволило активизировать учебно-познавательную мотивацию младших школьников.
Под сотрудничеством мы понимаем совместную деятельность его участников в учебном процессе, в результате которой изменяются отношения между педагогом и учащимися, преобразующиеся в равноправные, что выражается в изменении их ценностных ориентаций, учебного взаимодействия, интенсивного формирования рефлексии, целей деятельности.
В учебной деятельности сотрудничество младших школьников открывает перед учителем возможность управлять формированием их межличностных отношений: расширять контакты учащихся, включать в группы других детей, создавать новые группы. При организации совместной работы учащихся их деятельность наполняется ценностно-смысловым содержанием, углубляются мотивы учения, формируется положительное отношение к умственному труду. В ходе наших наблюдений выяснилось, что обращение детей к учителю в процессе сотрудничества происходит в основном, если они не могут скоординировать уже сформулированные точки зрения, т. е. в результате конфликта и разногласий их мнений. Характер обращений к учителю был таким: «Он считает, что…, а я считаю, что… Кто же из нас прав?» Здесь учитель, используя потенциал внутригруппового общения, предотвращал разногласия, возникшие у ребят в процессе совместной деятельности.
Информация о работе Использования групповых технологий в процессе обучения