Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:33, курсовая работа
Цель нашей работы установить, что только рациональное сочетание идеальных и материальных средств, влияет на эффективность педагогического процесса.
Объектом нашего исследования является процесс обучения детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются средства обучения.
В своем исследовании мы выдвигаем следующую Гипотезу: если рационально использовать в соответствии с целями урока, содержанием обучения, и особенностями учащихся, как материальные, так и идеальные средства обучения, то можно существенно повлиять на эффективность обучения.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения…………………………………………………………………………5
1.1. Характеристика средств обучения…………………………………..5
1.2. Функции средств обучения…………………………………………11
1.3. Особенности использования средств обучения в процессе работы с детьми младшего школьного возраста……………………………………….12
Глава 2. Исследование влияния средств обучения на уроках математики……………………………………………………………………..18
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………...18
2.2 Преобразующий эксперимент……………………………………….20
2.3 Контрольный эксперимент…………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………...30
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Средства обучения, как важный
компонент процесса обучения…………………………………………………………
1.1. Характеристика средств
1.2. Функции средств обучения………………
1.3. Особенности использования
Глава 2. Исследование влияния
средств обучения на уроках
математики……………………………………………………
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………...18
2.2 Преобразующий эксперимент……………
2.3 Контрольный эксперимент…………………
Заключение……………………………………………………
Введение.
В последние годы в
связи с дифференциацией
Понятие «средство обучения» используется в дидактике для обозначения одного из компонентов процесса обучения на ряду с другими компонентами. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Этому компоненту процесса обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В, Выготский Л.С., Прессман Л.П., Пидкасистый П.И.. Исследователи делят средства обучения на материальные и идеальные. Во многих исследованиях, подчеркивается, например, в труде Занкова.Л.В. «Дидактика и жизнь», что учителя недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с целями урока, содержанием обучения, особенностями детей. Иногда преувеличивают значение материальных средств или наоборот идеальных.
Математика, как и любой другой предмет, предоставляет немало возможностей для эмоциональных переживаний. Чтобы эти возможности полноценно использовать, необходима гибкость методики, которая выступает, таким образом, одним из выражений многогранности.
В недрах самой математики сейчас существенно переоценивается понятие о ее предмете, об исходных и всеобщих его признаках. Это обстоятельство тесно связано с определением природы самой математической абстракции, способов ее выведения, т.е. с логической стороной проблемы, которую нельзя не учитывать при создании учебного предмета.
Умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно тоже приходит постепенно и в результате специальной организации учебной деятельности.
Цель нашей работы
установить, что только рациональное
сочетание идеальных и
Объектом нашего исследования является процесс обучения детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются средства обучения.
В своем исследовании мы выдвигаем следующую Гипотезу: если рационально использовать в соответствии с целями урока, содержанием обучения, и особенностями учащихся, как материальные, так и идеальные средства обучения, то можно существенно повлиять на эффективность обучения.
Задачи:
1) изучить психолог – педагогическую литературу по данной теме.
2) выявить, на сколько
рационально использует
3) разработать систему
уроков с использованием
4) выявить результативность
рационального использования
Глава 1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения
Процесс обучения – сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся направленных к общей цели – вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию.
По утверждению
Лихачева.Б. педагогический
- системообразующим звеном педагогического процесса является целенаправленная педагогическая деятельность, ее носитель педагог, он определяет цели.
-полноправным элементом
педагогического процесса
Эти элементы инвариантны.
-изменяющимся элементом педагогического процесса является его содержание.
Содержание
педагогического процесса
тщательно подбирается, подвергается
педагогическому анализу; обобщается,
оценивается с позиции
мировоззрения,
-вторым изменяющимся
структурным компонентом
- следующим элементом
педагогического процесса
-четвёртым элементом
являются критерии
- пятым структурным элементом педагогического процесса является организация взаимодействия с общественной и природной средой.
Общественная жизнь является важнейшим фактором воспитания. Педагогический процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему, не изолируется от жизни. Его цель- в организации отношения к ней воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизация общественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, трудового коллектива, неформальных объединений. [5 с. 90]
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения. Пидкасистый П.И., опираясь на исследования Выготского.Л.С., Ильину.Т.А., Габай.Т.В., классифицирует объекты, выполняющие функцию средств обучения, по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний и на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе (в плане уменьшения количество ошибок при решении задач).
По субъекту
деятельности средства
Интенсивность умственного развития зависит от того, даются ли средства обучения в готовом виде или конструируются учащимися на уроке совместно с учителем. Изготовление средств даёт большой развивающий эффект и более высокое качество знаний учащихся, нежели их ординарное использование по образцу, данному преподавателем. Это объясняется тем, что разработка новых средств обучения, как и усовершенствование основных, предполагает изменение познавательных знаний и инструкций, использование новых видов тренировочных упражнений. Не абсолютное количество задач, а их разнообразие составляют одну из дидактических основ повышения качества знаний учащихся , расширения их кругозора и способностей. Пидкасистый П.И разделяет средства обучения на материальные и идеальные. [15 с. 46]
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:
1.Обьемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)
2.Печатные пособия
(картины, плакаты, графики,
3.Проэкционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Печатные издания широко используются в практике обучения.
Они дешевле, проще в изготовлении, печатаются в типографии или выполняются учителем совместно с учащимися. Их целесообразно применять как дополнительное средство наряду с натуральными предметами и их моделями.
Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета.[11 с. 90]
Система средств обучения строится согласно следующим принципам:
1.Оборудование должно
полностью удовлетворять
педагогическим требованиям
предъявляемым к другим
2.Количество и типы
средств обучения должны
полностью обеспечивать
3.Средства обучения должны
Информация о работе Исследование влияния средств обучения на уроках математики