Исследование влияния средств обучения на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы установить, что только рациональное сочетание идеальных и материальных средств, влияет на эффективность педагогического процесса.
Объектом нашего исследования является процесс обучения детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются средства обучения.
В своем исследовании мы выдвигаем следующую Гипотезу: если рационально использовать в соответствии с целями урока, содержанием обучения, и особенностями учащихся, как материальные, так и идеальные средства обучения, то можно существенно повлиять на эффективность обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения…………………………………………………………………………5
1.1. Характеристика средств обучения…………………………………..5
1.2. Функции средств обучения…………………………………………11
1.3. Особенности использования средств обучения в процессе работы с детьми младшего школьного возраста……………………………………….12

Глава 2. Исследование влияния средств обучения на уроках математики……………………………………………………………………..18
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………...18
2.2 Преобразующий эксперимент……………………………………….20
2.3 Контрольный эксперимент…………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая математика.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

                                 Содержание.

 

 

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения…………………………………………………………………………5

1.1. Характеристика средств обучения…………………………………..5

1.2. Функции средств обучения…………………………………………11

1.3. Особенности использования средств  обучения в процессе работы  с детьми младшего школьного  возраста……………………………………….12

 

 Глава 2. Исследование влияния  средств обучения на уроках  математики……………………………………………………………………..18

2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………...18

2.2 Преобразующий эксперимент……………………………………….20

2.3 Контрольный эксперимент…………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

Введение.

 

В последние годы в  связи с дифференциацией обучения, появлением школ различной профильной направленности, в том числе гуманитарных, технических, экономических, естественно-математических и других по-новому встают вопросы  о целях, содержании формах и методах обучения математике в школе, о месте и роле каждого школьного предмета

Понятие «средство обучения»  используется в дидактике для  обозначения одного из компонентов  процесса обучения на ряду с другими  компонентами. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Этому компоненту процесса обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В, Выготский Л.С., Прессман Л.П., Пидкасистый П.И.. Исследователи делят средства обучения на материальные и идеальные. Во многих исследованиях, подчеркивается, например, в труде Занкова.Л.В. «Дидактика и жизнь», что учителя недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с целями урока, содержанием обучения, особенностями детей. Иногда преувеличивают значение материальных средств или наоборот идеальных.

Математика, как и любой  другой предмет, предоставляет немало возможностей для эмоциональных  переживаний. Чтобы эти возможности  полноценно использовать, необходима гибкость методики, которая выступает, таким образом, одним из выражений многогранности.

В недрах самой математики сейчас существенно переоценивается  понятие о ее предмете, об исходных и всеобщих его признаках. Это  обстоятельство тесно связано с определением природы самой математической абстракции, способов ее выведения, т.е. с логической стороной проблемы, которую нельзя не учитывать при создании учебного предмета.

Умение рассуждать, обосновывать и  доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно тоже приходит постепенно и в результате специальной организации учебной деятельности.

Цель  нашей  работы  установить,  что  только  рациональное   сочетание идеальных и материальных средств, влияет  на  эффективность  педагогического процесса.

Объектом нашего исследования является процесс обучения  детей  младшего школьного возраста.

Предметом исследования являются средства обучения.

В своем исследовании мы выдвигаем следующую Гипотезу: если рационально  использовать  в  соответствии  с  целями  урока, содержанием обучения, и особенностями  учащихся,  как  материальные,  так  и идеальные средства обучения, то можно существенно повлиять на  эффективность обучения.

Задачи:

1) изучить психолог  – педагогическую литературу по данной теме.

2) выявить, на сколько  рационально использует учитель  средства  обучения  на уроках.

3) разработать систему  уроков с использованием различных  средств обучения.

4) выявить результативность  рационального использования различных  средств обучения.

 

 

 

 

 

Глава 1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения

 

    1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения.

 

Процесс  обучения  –   сложное   единство   деятельности   учителя   и  деятельности учащихся направленных к  общей  цели  –  вооружению  обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию.

      По утверждению  Лихачева.Б. педагогический процесс  реально  существует, как научно  обоснованная, развивающая и совершенствующаяся   система, опирающаяся   на   законы   воспитания,   творчество  педагогов    динамику возрастного изменения детей. Структура педагогического процесса образуется из органически связанных элементов:

- системообразующим   звеном   педагогического     процесса    является целенаправленная  педагогическая  деятельность,  ее  носитель  педагог,   он определяет цели.

-полноправным элементом  педагогического процесса является  ребенок. 

 Эти элементы инвариантны.

-изменяющимся  элементом   педагогического   процесса   является   его содержание.

 Содержание    педагогического    процесса    тщательно    подбирается, подвергается  педагогическому  анализу;  обобщается,  оценивается  с  позиции  мировоззрения, структурируется,  приводится  в  соответствии  с  возрастными возможностями  детей. В содержание  педагогического  процесса  входят  основы человеческого   опыта   в   области   общественных   отношений,   идеологии, производства, труда, науки,  культуры.  Понятие  основ  человеческого  опыта является для педагогики одним из  основных  и  определяющих.  Конкретно  оно раскрывается через понятие; основы наук, общественные  отношения,  культура, технология производства, труд,  физическая  культура.  Благодаря  содержанию идеологического процесса у детей  осуществляется  социализация,  формируется отношение к миру, мировоззрение,  формируются  основные  мотивы,  стимулы  и формы поведения.  Содержание  педагогического  процесса  формирует  духовные потребности и ценные ориентации ребёнка, вооружает его  знаниями,  способами познания  и преобразования мира раскрывает ему пути и  формы  удовлетворения материальных и духовных потребностей.

  -вторым изменяющимся  структурным компонентом педагогического   процесса является  его   организационно-управленческий   комплекс   (формы,   методы, средства   обучения).   Педагогический   процесс   всегда    строится    как целесообразная, управляемая система  отношений,  взаимодействий  взрослых  и детей, передачи и усвоения знаний, умений и навыков.  Эта  система  способна функционировать при условии регулярного  обмена  информации,  Управленческая система  педагогического  процесса  органически  связанна   со   всеми   его компонентами. Она включает в себя организационные формы, средства  обучения, методы обучения и воспитания, способы и приёмы  педагогической  диагностики, осуществления  обратной  связи,    критерии   эффективного   педагогического взаимодействия и воздействия.

- следующим элементом  педагогического процесса является  педагогическая диагностика. Педагогические  способы и приёмы диагностики  получения  обратной информации, используются  в целях изучения  эффективности педагогического процесса, воспитанности и обученности детей,  подготовленности  к работе самого педагога. К   способам  и методам диагностики относятся:  проверка знаний, умений,  навыков;  результаты  трудовой,  общественной  деятельности детей, плоды самостоятельной работы.

  -четвёртым элементом  являются критерии эффективности   педагогического процесса  установленных   педагогикой  и  психологией.  В  их  состав  входя оценки  знаний,   умений,  навыков,  экспертные  оценки   и   характеристики привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее  четким и определенным показателем эффективности педагогического процесса   является повседневное поведение детей, их практические дела,  поступки,  отношения  к учёбе, труду, обществу, людям, друг к другу.

-  пятым  структурным   элементом  педагогического   процесса   является организация  взаимодействия с общественной  и природной средой.

Общественная жизнь  является важнейшим  фактором     воспитания. Педагогический процесс, обособляясь в специальную целенаправленную  систему,   не  изолируется  от  жизни.  Его  цель-  в  организации  отношения  к  ней воспитанников, в стремлении к распространению своих  влияний,  педагогизация общественной жизненной  среды.  Педагогически  организованной  средой  можно считать  согласованную  с   педагогическими   целями   деятельность   семьи, общественных организаций, трудового коллектива, неформальных объединений. [5 с. 90]

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания  и  умения,  которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

Материальные средства  обучения  –  это  физические  объекты,  которые  используют учитель  и ученик для детализированного  обучения.       Пидкасистый П.И., опираясь   на   исследования    Выготского.Л.С.,  Ильину.Т.А.,  Габай.Т.В.,  классифицирует  объекты,  выполняющие   функцию средств обучения, по различным основаниям:  по  их  свойствам,  субъектам деятельности,  влиянию на  качество   знаний  и  на  развитие   различных  способностей, их  эффективности в учебном  процессе  (в  плане  уменьшения  количество ошибок при решении задач).

   По субъекту  деятельности средства обучения  можно  условно  разделить   на средства   преподавания   и   средства   учения.   Средствами   преподавания пользуется  в  основном  учитель  для  объяснения  и  закрепления   учебного материала, а  средствами учения- учащиеся для его усвоения. В  то  же  время часть средств обучения может быть и тем и другим,  в  зависимости  от  этапа обучения, средства преподавания имеют существенное значение  для  реализации информационной и управляющей  функций  учителя.  Они  помогают  возбудить  и поддерживать   познавательные  интересы   учащихся,   улучшают   наглядность учебного  материала,  делают  его  наиболее  доступным,  обеспечивают  более точную информацию  об  изучаемом  явлении,  интенсифицируют  самостоятельную работу и позволяют вести её  в индивидуальном темпе. Их можно  разделить  на средства  объяснения  нового  материала,  средства  закрепления  и  средства контроля.

    Интенсивность  умственного развития зависит  от того, даются ли  средства  обучения в готовом виде или  конструируются учащимися на  уроке  совместно  с учителем. Изготовление средств даёт большой развивающий эффект      и  более высокое качество знаний учащихся, нежели  их  ординарное   использование  по образцу, данному преподавателем. Это объясняется тем, что  разработка  новых средств обучения, как и усовершенствование основных, предполагает  изменение познавательных   знаний    и   инструкций,   использование    новых    видов тренировочных упражнений. Не абсолютное количество задач, а их  разнообразие составляют одну из дидактических основ повышения качества знаний учащихся  , расширения их кругозора и способностей.      Пидкасистый  П.И разделяет  средства  обучения  на  материальные  и идеальные. [15 с. 46]

   

 

 

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:

1.Обьемные пособия  (модели, коллекции, приборы, аппараты  и т.п.) 

2.Печатные пособия  (картины, плакаты, графики, таблицы,  учебники)

3.Проэкционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды  и т.п.)

Печатные издания широко используются в практике обучения.

Они  дешевле,  проще  в  изготовлении,  печатаются  в  типографии   или выполняются учителем совместно с учащимися. Их целесообразно  применять  как дополнительное средство наряду с натуральными предметами и их моделями.

Материальные  средства,  необходимые  для   усвоения    всей    учебной дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета.[11 с. 90]

Система средств обучения строится согласно следующим принципам:

1.Оборудование   должно    полностью    удовлетворять    педагогическим требованиям   предъявляемым  к другим элементам  учебного  процесса:  наглядно воспроизводить  существенное  в  явлении,  быть   легко   воспринимаемым   и обозримым, иметь эстетический вид и т.п.

2.Количество и типы  средств  обучения  должны  полностью  обеспечивать материальные  потребности учебной программы  в системе, но без излишеств.

3.Средства обучения должны соответствовать   реальными условиям работы и  потребностям местного  населения.  Каждое  действие  совершается   с  помощью какого-нибудь  средства.  Умственные   действия   совершаются   при   помощи идеальных средств,  которые  входят в состав компонентом мышления наряду   с образом конечного продукта   (целью),   условием  задачи  (деятельности)   и технологией работы (операционным составом мышления). В  процессе  объяснения нового  материала  учитель  выражает  эти  средства  наглядно   (графически, символически  и т.п.), либо вербализует их (словесно). Вербальные  выражения средств  всегда начинаются с глагола  (нарисовать,  изобразить  и   т.  п.). [17 с. 235]

Информация о работе Исследование влияния средств обучения на уроках математики