Исследование влияния средств обучения на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы установить, что только рациональное сочетание идеальных и материальных средств, влияет на эффективность педагогического процесса.
Объектом нашего исследования является процесс обучения детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются средства обучения.
В своем исследовании мы выдвигаем следующую Гипотезу: если рационально использовать в соответствии с целями урока, содержанием обучения, и особенностями учащихся, как материальные, так и идеальные средства обучения, то можно существенно повлиять на эффективность обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения…………………………………………………………………………5
1.1. Характеристика средств обучения…………………………………..5
1.2. Функции средств обучения…………………………………………11
1.3. Особенности использования средств обучения в процессе работы с детьми младшего школьного возраста……………………………………….12

Глава 2. Исследование влияния средств обучения на уроках математики……………………………………………………………………..18
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………...18
2.2 Преобразующий эксперимент……………………………………….20
2.3 Контрольный эксперимент…………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая математика.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

 

2.1. Констатирующий эксперимент.

   

Цель констатирующего  эксперимента:

- наблюдение уроков  и выявление используемых средств,  рациональность их использования  учителем.

- определение уровня  обученности детей данного класса.

1).Наблюдение уроков  и выявление используемых  средств,  рациональность их использования  учителем.

В  ходе  наблюдений отмечала используемые учебные средства учителем и время их использования.

Из полученных результатов,  исходя  из  целей  урока  и  содержания обучения, мы выяснили, что учитель отдает своей информации основное  время,  уделяя  мало внимания   на уроке материальным средствам,  а  следовало  бы  строить  урок исходя прежде всего  из  особенностей  детей,  у  которых  в  этом  возрасте преобладает наглядно – действенное мышление.

   2). Определение  уровня обученности детей данного  класса.

   Учащимся  была  предложена  проверочная  работа.  Знания  оценивались  по диагностике  Беспалько.

  

 

Уровень «знать» - включает в себя что такое порядок действий в выражениях со скобками.

   Уровень «уметь»  -  включает  в  себя  умение  письменных и устных вычислений.

Анализ работ выявил следующие результаты:

 

Имя

Знает

Умеет

Таня

+

+

Иван

+

+

Петр

-

-

Аня

+

-

Инна

-

+

Вика

+

+

Юля

+

+

Ирина

+

-

Саша

-

+

Дима

+

+

Лидия

+

+

Софья

+

+

Света

+

+

Валя

+

+

Инга

+

+

Петя 

+

+

Вася

+

+

Гена

+

-

Слава

+

-

Миша

+

+

Данила

+

-


   Исходя из данных  таблицы, можно  сделать   вывод  о  том,  что   уровень обученности детей экспериментального класса, по данной  теме,  находится  на низком  уровне.  Более  чётко  результат  в  процентном  соотношении   можно посмотреть на диаграмме №1.

Диаграмма №1

 

 

2.2 Преобразующий эксперимент.

 

Цель преобразующего эксперимента:

- построить систему уроков с использованием различных средств обучения.

Предметом на котором  мы  будем  проводить  экспериментальную  работу  будет «Математика».

Тема урока: Выражения.

Цель: уточнить понятия выражение, числовое выражение, буквенное выражение; закреплять навыки письменных и устных вычислений; воспитывать чувство взаимопомощи, сопереживания друг другу.

 

План урока.

             1. Определение роли выражения.

             2. Обобщение знаний выражении.

             3. Упражнения.

             4. Подведение итогов урока.

Ход урока

1 этап.  – Организационный  момент.

Приветствие. Сообщение  темы и целей.

2 этап - Задания на  устный счет.

Сравните: 28 … 82; 305… 53; 904 … 940; 36 …63.

Как называются компоненты при сложении? (слагаемые,сумма).

Как называются компоненты при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность).

Чему равна сумма, если первое слагаемое равно 35, а сумма 41?

Чему равна сумма, если первое слагаемое равно 24, а второе 7?

Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое равно 54, а разность 13?

Найдите вычитаемое, если уменьшаемое равно 72, а разность 59.

Задача на логическое мышление.

Задача: в саду 12 яблонь и 7 вишен. Денис полил 8 деревьев. Сколько  деревьев ему еще осталось полить?

12 + 7 – 8 = 11 (дер.)

3 этап -  Как вы узнали, что  осталось полить 11 деревьев? 

Записать на доске (12+7–8). Благодаря этой записи мы можем узнать сколько деревьев осталось полить, а называют ее выражением.

4 этап - Формирование навыков. 

Выполняем устно:

а) 15 – 9; из 15 вычесть 9; разность чисел 15 и 9; уменьшаемое 15 вычитаемое 9.

а) 15 – 9; б) а + с; в)207 + 27; г) 16 – в.

Выполняем письменно:

Запиши выражения:

а) сумма m и n (m + n); б) Разность 200 и 48 (200- 48);

 в) разность 34 и х ( 34 – х); г) сумма 3 и 18 (3 + 18).

Все ли записи являются выражениями? Какие из них буквенные, а какие числовые?

Зачеркни  записи, которые не являются выражениями:

8 – 2; 100 > 15; 45 – 7 + 3; 4 + 5 – 3; х + 3 = 5; с + n;  6 + 3 = 9.

Выражения бывают двух видов: Числовые Буквенные 

3 + 5 >, < , = d – 4

12 – 7 + 3 7 > 5 a + b + c

17 – 8 10 < 12 x + 9

Числовые выражения – это  такие выражения, которые составлены из чисел, а буквенные – в которых  встречаются буквы.

Записывают в тетрадь то, что  записано и проводят стрелки от темы.

А сейчас я допишу ответ к задачам:

12 + 7 – 8 = 11 получилась такая запись, которая выражением являться не будет, а так же выражения вида:

7 > 5; 25 – 8 < 25 –3 не  являются выражениями, так как  в них есть знаки сравнения: >, <, =.

Придумайте числовое выражение, буквенное  выражение и пример который не является выражением.

Откройте учебник, читаем правило.

4 этап -  Формирование навыков. 

Выполняем №1 устно: а) 15 – 9; из 15 вычесть 9; разность чисел 15 и 9; уменьшаемое 15 вычитаемое 9.

а) 15 – 9; б) а + с; в)207 + 27; г) 16 – в.

№2 письменно. Запиши выражения: а) сумма m и n (m + n); б) Разность 200 и 48 (200- 48); в) разность 34 и х ( 34 – х); г) сумма 3 и 18 (3 + 18). | Все ли записи являются выражениями? Какие из них буквенные, а какие числовые?

5 этап - Что нового  узнали о прилагательном?

Использованные средства обучения на данном уроке:

- текст написанный  на доске - для лучшего восприятия.

- карточки с заданием  – для проверки знаний учащихся.

Выбор средств обучения обусловлен тем, что дети имеют  некоторые  знания  по данной теме. И выбраны такие средства  обучения,  которые  помогут  учащимся закрепить уже имеющиеся знания и навыки по данной теме.

Фрагмент урока математики во 2 классе

Тема: Порядок действий в выражениях со скобками.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Изучение нового материала

Ученик у доски получил два  задания: «К 2 прибавь 5 и помножь  на 3» и другое: «К 2 прибавь 5, помноженное  на 3».

Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения:

Почему при одинаковой записи примеров у нас получились разные результаты?

 

 

 

 

Какое действие (сложение или умножение) выполнено первым, какое – вторым в этих примерах?

 

Возникает проблемный вопрос: Как  записать этот пример, чтобы получить правильный ответ?

 

 

Кто сформулирует правило порядка действий в выражениях со скобками?

Повторите, какое правило мы вывели. Пропустите правило в своей формулировке.

 

 

 

Он записал и вычислил следующим  образом:

2+5*3=21

2+5*3=17

 

 

Учащиеся высказывают возможные  варианты решения этой проблемы: оба  результата правильны, они зависят от того, в какой последовательности выполняется сложение и умножение.

В первом примере сначала выполнили  сложение, потом умножение. Во втором – сначала умножение, затем сложение.

Учащиеся побуждаются к поиску решения проблемы и приходят к понятию скобок: Нужно расставить скобки:

(2+5)*3=21

2+(5*3)

в выражениях со скобками, первым вычисляют  значение выражения в скобках.

Учащиеся проверяют «свое» правило, уточняют его, совершенствуют.

 

В учебнике это правило дано в  таком виде: Если в выражении есть скобки, то сначала выполняют значение выражения в скобках. В полученном выражении выполняют по порядку слева направо сначала умножение и деление, а потом сложение и вычитание.

Учитель сообщает тему урока: сегодняшняя  тема урока – порядок действий в выражениях со скобками.

Учащиеся сравнивают «свое» правило  с правилом в учебнике.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся сами подошли к тому, что будут изучать на данном уроке.


 

 

2.3.Контрольный эксперимент.

 

Цель контрольного эксперимента:

- определение уровня обученности детей данного класса.

 Учащимся была предложена  проверочная работа на уровне  «знать» и «уметь».

    Уровень «знать» - включает  в  себя  знания  о порядке  действий в выражениях со скобками.

Уровень «уметь» - включает в себя умение  письменного и устного счета.

Анализ работ выявил следующие результаты:

Имя

Знает

Умеет

Таня

+

+

Иван

+

+

Петр

+

+

Аня

+

+

Инна

+

+

Вика

+

+

Юля

+

+

Ирина

+

+

Саша

+

+

Дима

+

+

Лидия

+

+

Софья

+

+

Света

+

+

Валя

+

+

Инга

+

+

Петя 

+

+

Вася

+

+

Гена

+

+

Слава

+

-

Миша

+

+

Данила

+

-


 

   Исходя из результатов  контрольного эксперимента, мы можем  наблюдать увеличение уровня  обученности данного класса. В  процентном соотношении это можно  увидеть на диаграмме № 2.

Диаграмма № 2.                              

С  целью  выявления  эффективности   рационального   использования   средств обучения сравним результаты констатирующего  и контрольного экспериментов.

 

                               Диаграмма № 3.

 


 

 


 

 

Сравнение уровня обученности  детей показало, что на уроках, где тщательно отбирают средства обучения в соответствии с целями, задачами уроков, содержанием обучения и особенностями детей, уровень обученности учащихся становится выше.

Проводя, наше исследование, мы подтверждали важность средств  обучения,  как  компонента процесса обучения. Тщательный отбор в  соответствии  с  целями  и задачами  уроков,  содержанием  обучения,   особенностями   детей   (уровнем обученности и обучаемости), позволяет повысить эффективность обучения.

Таким  образом,  выдвинутая  нами  гипотеза  о  том,  что  если  рационально использовать  материальные  и  идеальные   средства   обучения,   то   можно существенно повлиять на эффективность обучения.

 

 

 

                                

Заключение

 

Средство обучения - это идеальный или материальный  объект,  который используется для освоения знаний,  формирования  опыта,  познавательной  и практической деятельности.

Материальные и идеальные  средства обучения не противостоят, а  дополняют друг друга. Влияние  всех  средств  обучения  на  качество  знаний  учащихся многосторонне: материальные  средства  связаны  в  основном  с  возбуждением интереса  и  внимания,  осуществлением  практических   действий,   усвоением существенно  новых  знаний;  идеальные  средства-  с  пониманием  материала, логикой рассуждения,  культурой  речи,  развитием  интеллекта. Между  сферами влияния идеальных и материальных средств нет чётких границ;  часто  оба  они влияют  в  совокупности   на  становление  тех  или  иных  качеств  личности учащихся.

В результате проделанной  работы нами были выполнены следующие  задачи:

1) Изучена психолого-педагогическая  литература по данной теме.

2) Выявлена  рациональность  используемых  учителем  средств   обучения   на уроках.

3) Разработана система  уроков с использованием различных средств обучения.

4) Выявлена результативность  рационального использования различных  средств обучения.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Информация о работе Исследование влияния средств обучения на уроках математики