Исследование связной речи у дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава I . Теоретический анализ проблемы формирования связной речи у дошкольников с ОНР……………………….……………………………..8
Речевая деятельность……….……………………………..………….8
Развитие связной речи в онтогенезе…………………………..….31
Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР……………………………………………………………………….43
Особенности овладения связной речью детьми старшего дошкольного возраста с ОНР………………………………..……….64
Выводы по 1 главе……………………….………………………………..79
Глава II. Изучение особенностей связной речи у дошкольников с ОНР
2.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента…….82
Методика констатирующего эксперимента……………………....89
Глава III.Анализ результатов исследования………………………….…96
3.1. Анализ результатов исследования связной речи у старших дошкольников………………….…………………………………………96
3.2. Сравнительный анализ особенностей формирования предложно-падежных конструкций у детей с нормальным речевым развитием и у детей с общим недоразвитием речи………………………………….…..108
Заключение……………………………………………………………....111
Список литературы………………………………………………….…..112

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 734.00 Кб (Скачать файл)

 

 

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. А.С. Пушкина

 

 

 

 

 

 

 

 

Факультет дефектологии и социальной работы

 

Кафедра логопедии

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

Исследование связной речи у дошкольников с ОНР

 

Выполнила :студентка 5 курса

Заочного отделения

Специальность-логопедия

Смирнова Вера Олеговна

Руководитель: Смирнова И.А.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

 

Оглавление.

Введение………………………………………………………………….. 3

Глава I . Теоретический анализ проблемы формирования связной речи у дошкольников с ОНР……………………….……………………………..8

    1. Речевая деятельность……….……………………………..………….8
    2. Развитие связной речи в онтогенезе…………………………..….31
    3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР……………………………………………………………………….43
    4. Особенности овладения связной речью детьми старшего дошкольного возраста с       ОНР………………………………..……….64

Выводы по 1 главе……………………….………………………………..79

Глава II. Изучение особенностей связной речи у дошкольников с ОНР

2.1 Цель, задачи и организация  констатирующего эксперимента…….82

    1. Методика констатирующего эксперимента……………………....89

Глава III.Анализ результатов исследования………………………….…96

 3.1. Анализ результатов исследования связной речи у старших дошкольников………………….…………………………………………96

3.2. Сравнительный анализ особенностей формирования предложно-падежных конструкций у детей с нормальным речевым развитием и у детей с общим недоразвитием речи………………………………….…..108

Заключение……………………………………………………………....111

Список литературы………………………………………………….…..112

Приложение……………………………….……………………………...119

 

 

 

 

 

Введение

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

По определению С.Л.Рубинштейна [37], связной называет такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л.С.Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложении.

Монологическая речь – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.

Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.

Только обладая хорошо развитой связной речью, учащайся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев[28], Л.В. Щерба).

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в средней группе с учетом возрастных и индивидуальных различий детей старшего дошкольного возраста. Пятый год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).

Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью (Т.Б. Филичева[50], Г.В. Чиркина[53], В.П. Глухов[12]).

К числу важнейших задач логопедической работы со школьниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к школьному обучению.

По своей структуре монологическая речь сложная, развернутая, полная, контекстная, логически связанная и законченная, композиционно и грамматически оформленная, использующая сложные синтаксические конструкции, требующая строгого отбора лексических средств и обязательно предварительно планируемая, базирующаяся на глубокой познавательной, и прежде всего мыслительной деятельности, и со своей стороны, влияющая на развитие логического мышления и словесно-логической памяти.

Изучением особенностей формирования связной речи и разработкой методик обучения занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов[12], Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова[16], Е.М. Мастюкова. Т.Б. Филичева и другие. Авторы подчеркивают необходимость специального обучения связной описательно-повествовательной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного школьного обучения.

Целью работы является выявление особенностей связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Объектом исследования особенности связной  речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Предмет исследования - изучение развития фразовой речи у дошкольников в норме и с ОНР

Гипотезой исследования служит предположение о том, что у детей с ОНР недостаточно сформированы навыки связного речевого высказывания.

Основными задачами исследования являются следующие:

1) Теоретическое обоснование проблемы исследования связной  речи в психолого-педагогической литературе.

2) Отбор диагностического материала, определение критериев в оценке  полученных данных.

3) Интерпретация полученных данных  в количественный и качественный  результат констатирующего эксперимента.

4) На основе полученного материала  и экспериментального исследования  формулирование выводов.

Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения ряда языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства.

 

 

Глава I . Теоретический анализ проблемы формирования связной речи у дошкольников с ОНР

    1. Речевая деятельность

 

Детская речь, область знания, находящаяся на стыке лингвистики, психологии, физиологии, когнитивной науки, социологии, философии и искусственного интеллекта.

"... Не только интеллектуальное  развитие ребенка, но и формирование  его характера, эмоций у личности  в целом, находится в непосредственной зависимости от речи" (Л. С. Выгодский) (Козлова С.А. [21]).

Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

- воспитание звуковой  речи;

- закрепление, обогащение  и активизация словаря;

- развитие и совершенствование  грамматического строя речи. 
Понятие грамматического строя речи включает в себя знание по грамматически и словообразованию.

  1. Грамматика - раздел науки о языке содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложений. (Новиков Л. И. [32]).Он включает в себя две части - морфологию и синтаксис. Если синтаксис изучает словосочетания и предложения, то морфология - грамматическое учение о слове. Сюда входит учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматического значения, а также учение о частях речи и присущих им способов словообразования( Арушанова А.Г. [2]).

Своеобразное освоение грамматического строя языка важное условие полноценного речевого развития ребенка. Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Ученые характеризуют формирование синтаксического компонента языковой способности, как спонтанный процесс при взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Речь взрослого для ребенка - основной источник освоения грамматического строя языка. В особенности это касается детей с нарушениями интеллекта.

В дореволюционный период сведения о словообразовании включались обычно в описание грамматического строя речи русского языка. Наибольшую ценность в теоретическом освещении проблемы имеют работы преподавателей Казанской лингвистической школы, в первую очередь И. А. Бодуэна де Куртене. Заслуга этих преподавателей - тезис о необходимости разграничения синхронного (языковые связи данного этапа) и дисхронного (пути образования слов в прошлом), подходов к словообразованию.

Крушевский Н. В. проводит также мысль о том, что словообразование представляет собой систему (слово, содержащее общую морфему, связи морфем внутри слова).

Значительный вклад внес в теорию словообразования Ф. Ф. Фортунатов. В лекциях 1901 - 1902 гг. он четко разграничивает подходы к словообразованию, создает учение о форме слова, его способности делится на основу и суффиксы(Выгодский Л.И. [7]).

На изучение словообразования большое значение оказали работы Г. О. Винокура и В. В. Виноградова. Винокур в "Заметках по русскому словообразованию" сформулировал принципы синхронного словообразовательного анализа. В работах Виноградова словообразование формируется как самостоятельная дисциплина. В статьях 1951 - 1952 гг. сформулирована связь словообразования с лексикой и грамматикой, дана классификация способов словообразования в русском языке.

С середины 50-х годов появляется многочисленные работы по разным вопросам словообразования: Б. Н. Бловина, В. П. Григорьева, Е. А. Земской, Н. М. Шапского, В. М. Максимова. Раздел "словообразование" включен в "Грамматику русского языка" (1970г.), "Русскую грамматику" (1980г.).

На протяжении последних десятилетий отмечается активный процесс словообразования в русском языке. В этом процессе находят непосредственное отражение постоянные изменения в словарном составе языка обусловленные различными переменами в жизни нашего общества.

Термин "словообразование" в лингвистике употребляется в двух значениях: как название процесса образования новых слов в языке и как название раздела языкознания, изучающую словообразовательную систему языка.

Информация о работе Исследование связной речи у дошкольников с ОНР