Исследование слуха у детей старше пяти лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 21:11, доклад

Краткое описание

Человек утратил слух. Несчастье может произойти быстро, в течение нескольких часов, а может подкрадываться постепенно, долгие годы. Причины нарушений слуха разнообразны. По данным различных исследований, от 10 до 30 % случаев ослабления или полной потери слуха связаны с неблагоприятной наследственностью. Но какими бы ни были причины и сроки наступления глухоты, основной её итог один и тот же - утрата возможности общения с людьми, с окружающим миром звуков. При тяжёлых формах глухоты вечное молчание плотной стеной окружает человека, лишает его не только возможности общения, но и зачастую подвергает опасности.

Содержание

1. Введение
2. Современные методы исследования слуха у детей
3. Роль социального окружения в процессе формирования произношения неслышащего ребенка
4. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕНА РАЗ.docx

— 38.88 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  Череповецкий Государственный университет

Институт  Педагогики и Психологии

Кафедра Дефектологического образования 
 
 
 

Доклад

Исследование  слуха у детей  старше пяти лет. 
 

Выполнила:

студентка 4 курса

группы 4КП-41

Чекалева  Е.Е.

Проверила:

Заболтина В.В. 
 
 
 
 
 
 

Череповец 2010 г. 
 

Содержание.

 
 
  1. Введение
  2. Современные методы исследования слуха у детей
  3. Роль социального окружения в процессе формирования произношения неслышащего ребенка
  4. Заключение

 

Введение

 

    Человек утратил слух. Несчастье может  произойти быстро, в течение нескольких часов, а может подкрадываться постепенно, долгие годы. Причины нарушений слуха  разнообразны. По данным различных  исследований, от 10 до 30 % случаев ослабления или полной потери слуха связаны  с неблагоприятной наследственностью. Но какими бы ни были причины и сроки  наступления глухоты, основной её итог один и тот же - утрата возможности  общения с людьми, с окружающим миром звуков. При тяжёлых формах глухоты вечное молчание плотной  стеной окружает человека, лишает его  не только возможности общения, но и  зачастую подвергает опасности.

    Известный французский философ, гуманист Мишель Монтель, в 16 веке писал: "Глухота - более  тяжкий физический недостаток, чем  слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи  личности".

    Известный советский психолог Л.С. Выготский  сказал: "С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой - именно поэтому, что он создаёт трудности, он стимулирует  повышенное усиленное движение вперёд".

    Так, Людвиг Ван Бетховен пять симфоний из девяти сочинил, будучи глухим. Кто  знает, смог бы талант Бетховена проявиться с такой поразительной силой, если бы вечная тишина не оставила его  один на один с музыкой. Создал бы великий  испанский художник Гойя столько  мировых шедевров, если бы не одиночество, связанное с глухотой. Как повлияла тяжёлая тугоухость Циолковского на его разработки космических проблем? Он писал: "Глухота заставляла непрерывно страдать моё самолюбие, была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь".

    Точная  статистика слабослышащих и глухих людей отсутствует. Принято считать, что в развитых странах общее  число людей с дефектами слуха  составляет 4-6 % всего населения.

    К счастью, подавляющее большинство  из них слабослышащие, слух которых  может быть значительно компенсирован  современными звукоусиливающими аппаратами. По приблизительным оценкам лишь 0,1 % этих людей страдает тяжёлыми формами  глухоты. С потерей слуха ещё  не всё потеряно в жизни. Как и  обычные люди, счастливо трудятся тысячи и десятки тысяч глухих. Многие из них занимают самые различные  должности.

    Это высококвалифицированные инженеры-конструкторы, талантливые механики, печатники, художники….Да, действительно, компенсация глухоты - сложная проблема. Как вырастить  глухого ребёнка добрым, отзывчивым человеком? Как развить в нём  способность к самопожертвованию, привить высокие гражданские  качества? Эти важные задачи относятся  не только к педагогическим, но и  к социальным проблемам.

Современные методы исследования слуха у детей

 

     Объективные методы исследования слуха можно  применять, начиная с грудного возраста. Они включают акустическую Импедансометрию, компьютерную аудиометрию по слуховым вызванным потенциалам (СВП), вызванную отоакустическую эмиссию (ВОАЭ).

     В России разработана единая система  раннего выявления нарушений слуха, начиная с периода новорожденности. На основании приказа Минздравмедпрома России от 23.03.96 г. N2 108 «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни» в настоящее время эта система достаточно широко внедряется в регионах Российской Федерации.

     Современным объективным методом исследования слуха, используемым для аудиологического скрининга (массового обследования), является регистрация вызванной отоакустической эмиссии (ВОАЭ) (О.А. Белов, И.В. Королева, А.В. Круглов, Я.М. Сапожников, Г.А. Таварткиладзе, В.Л. Фридман и др.).

     Метод вызванной отоакустической эмиссии. Отоакустическая эмиссия - это очень слабый звук, возникающий в ухе в результате механических движений наружных волосковых клеток в улитке, который можно зарегистрировать при установке миниатюрного чувствительного микрофона в наружном слуховом проходе. В настоящее время применяют два класса ВОАЭ: задержанную ВОАЭ(3ВОАЭ) и отоакустическую эмиссию на частоте продукта искажения (ПОАЭ).

     Изучение  статистических и динамических характеристик  звукопроводящей и частично звуковоспринимающей систем органа слуха осуществляется с помощью объективного метода - акустической импедансометрии.

     Акустическая  импедансометрия. Методика позволяет с помощью прибора акустического импеданса регистрировать давление в среднем ухе, целостность и степень подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек, наличие экссудата (жидкости) в барабанной полости, степень проходимости слуховой трубы, акустический рефлекс стременной мышцы (М.Р. Богомильский, Л.Д. Васильева, М.Я. Козлов, И.В. Королева, А.Л. Левин, Я.М. Сапожников, Г.А. Таварткиладзе и др.). Метод основан на измерении акустического и.мпeдaнca, т.е. сопротивления наружного и среднего уха в ответ на звук: при достижении звуком барабанной перепонки часть энергии передается через среднее ухо к внутреннему, а часть энергии, вследствие сопротивления со стороны барабанной перепонки и цепи слуховых косточек, отражается и может быть измерена. В норме человеческое ухо имеет низкий акустический импеданс. При патологии среднего уха, отрицательном давлении в барабанной полости, утолщении барабанной перепонки проведение звуков через среднее ухо затрудняется.

     Исследование  включает проведение ти.мпaнo.мeтpии, т.е. динамического измерения податливости барабанной перепонки при изменении давления воздуха в наружном слуховом проходе (от +200 до -200 мм водного столба) и акустической рефлексо.метрии - регистрации акустического рефлекса стременной мышцы.

     Диагноз ставится на основании анализа параметров тимпанограммы: расположения пика максимальной податливости, ее значений, формы тимпанограммы.

     Дополнительная  информация может быть получена при  акустической рефлексометрии - регистрации изменений сопротивления структур наружного и среднего уха при сокращении стременной мышцы, вызванных громкими звуками. Это дает некоторую информацию о порогах слуха, Т.к. известно, что у человека с нормальным слухом порог акустического рефлекса 75-80 дБ. При повышении порогов слуха порог акустического рефлекса (а. р.) также повышается. При потерях слуха более 60 дБ акустический рефлекс не регистрируется. У детей в возрасте до года акустический рефлекс при нормальном слухе регистрируется на звук с уровнем 90 дБ. Регистрируемый акустический рефлекс может служить признаком отсутствия поражения звукопроводящего аппарата среднего уха.

     Основным  методом объективной количественной оценки слуха у детей в возрасте от рождения до трех лет, а также  детей более старшего возраста с патологией центральной нервной системы является регистрация слуховых вызванных потенциалов мозга.

     Метод компьютерной аудиометрии  по слуховым вызванным  потенциалам (СВП).

     Этот  метод известен также под названиями «компьютерная аудиометрия», «аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам» (З.С. Алиева, И.В. Королева, Л.А. Новикова, Н.В. Рыбалко, Я.М. Сапожников, Г.А. Таварткиладзе, В.Р. Чистякова и др.).

     Метод СВП основан на регистрации вызванной  электрической активности слуховой системы. Основными методиками являются: электрокохлеография (регистрируются потенциалы действия слухового нерва и микрофонные потенциалы улитки), стволовые мозговые (коротколатентные) СЕЛ, корковые (длиннолатентные) СВП.

     В клинических целях чаще используют регистрацию стволовых мозговых и корковых слуховых вызванных потенциалов. Длиннолатентные потенциалы (ДСВП) отражают электрический ответ коры головного мозга на подачу звукового стимула. Стволовые мозговые, или коротколатентные, слуховые вызванные потенциалы(КСВП) - электрические потенциалы, возникающие преимущественно в стволе мозга в ответ на звуковой раздражитель.

     Кроме объективных аудиологических методов, для диагностики нарушений слуховой функции у детей используют субъективные методы: регистрацию безусловного ориентировочного рефлекса, аудиометрию в свободном звуковом поле, пороговую тональную аудиометрию, речевую аудиометрию, камертональные пробы, обследование разговорной речью и шепотом.

     В раннем возрасте (до 1 года) применяют исследования, направленные на выявление поведенческих безусловнорефлекторных реакций на акустические раздражители. В этих целях используют различные звучащие игрушки, баночки с крупой, баночки с дробью и т.д., предварительно калиброванные шумомером; звукореактотесты, которые позволяют предъявлять звуки определенной частоты (0,5; 2; 4 кГц) с интенсивностью 90; 65; 40 дБ.

     Метод звукореактотеста (3РТ - 01) основан на регистрации безусловнорефлекторных реакций. Наиболее информативными и легкофиксируемыми являются следующие реакции ребенка: безусловный ориентировочный рефлекс Моро (экстензия, Т.е. вздрагивание тела и обнимающие движения рук); кохлео-пальпебральный рефлекс (смыкание или подергивание век при действии звуков); изменения дыхания, пульса, зрачковый рефлекс, поворот головы к источнику звука или от него, сосательные движения и др. Реакция считается положительной, если ребенок 3 раза отвечает на один и тот же звук одной из указанных реакций. Детей, у которых подозревается тугоухость, отбирают для наблюдения и последующего обследования.

     Для исследования слуха у маленьких  детей широко применяется также методика звучащих игрушек, предложенная Т.В. Пелымской и Н.Д. Шматко. Для обследования используется набор звучащих игрушек, отличающихся динамической выраженностью частот от 500 до 5000 Гц: барабан, свисток, гармошка, дудка, шарманка, погремушка. Ребенку (с б-8 мес.) за его спиной предъявляют сначала высокочастотные звучания (например, шарманки), затем среднечастотные (дудки), и в конце - низкочастотные (барабан). Ребенок с нормальным слухом должен реагировать на все стимулы на одном и том же расстоянии (от 3 до 5 м). Расстояние, с которого воспринимаются все стимулы (от шарманки до барабана), постоянно и зависит от возраста ребенка: чем он младше, тем с более близкого расстояния воспринимаются акустические стимулы.

     С l-го года до 3 лет жизни для исследования слуха используются также различные условнорефлекторные методики. Их суть заключается в первоначальном одновременном предъявлении звука в свободном звуковом поле (вместо головных телефонов используют звуковые колонки) и показе яркой картинки или игрушки латерально (сбоку) от ребенка. После нескольких одновременных предъявлений звука и картинки у ребенка появляется ориентировочная реакция в виде движения глаз или поворота головы в сторону звука, но уже без зрительного подкрепления (Я.М. Сапожников).

     Тональная пороговая аудиометрия является основным субъективным методом исследования слуха (В.Г. Ермолаев, М.Я. Козлов, А.Л. Левин, А. Митринович-Моджаевска, Л.В. Нейман и др.). Она заключается в определении минимальной (пороговой) интенсивности звука, выраженной в децибелах (дБ), при которой звук воспринимается в виде слухового ощущения. Диапазон частот, применяемых для аудиометрии как по воздушной, так и по костной проводимости, соответствует 7 октавам: 125-250-500-1000-2000-40008000 Гц (по воздушно проводимости иногда дополнительно используются 10-12 кГц). Тональная пороговая аудиометрия про водится у детей старше 7 лет. В более младшем возрасте применяется игровая аудиометрия.

     Игровая тональная аудиометрия основана на субъективном отчете испытуемого и проводится у детей в возрасте от 3-3,5 до 7 лет. Метод основан на предварительной выработке у ребенка условного рефлекса на звук, что достигается применением различных ярких электронных игрушек, картинок.

     Современным и достаточно точным методом определения  не только характера нарушения слуховой функции, но и степени снижения слуха (минимальной) является скрининговая аудиометрия с помощью микроаудиометра-отоскопа (типа AtlClioScope 3, США). Данный метод заключается в регистрации условно-рефлекторного ответа ребенка (например, «слышу») на тональные сигналы.

Информация о работе Исследование слуха у детей старше пяти лет