История возникновения педагогических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 10:41, реферат

Краткое описание

Педагогические системы (Вальдорфская, Монтессори и Традиционная), положенные в основу практической деятельности образовательного учреждения, обеспечивают целостность, единство его образовательного пространства и в то же время преемственность этого пространства с образовательными пространствами иерархически более высокого уровня, хотя и не исчерпывают всех аспектов, обеспечивающих такую преемственность. Комплексная реализация выделенных принципов организации единого образовательного пространства требует более или менее существенного преобразования всех компонентов его образовательного континуума - системно-структурных, процессуальных, содержательных, средовых, деятельностных и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 41.95 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Термин «образовательное пространство» вошел в научно-педагогический оборот совсем недавно и обозначает одно из тех понятий, которые выражают новые тенденции в развитии отечественного образования, обусловленные крупномасштабными процессами его реформирования, предпринятого в контексте общих кардинальных социально-экономических преобразований в стране, начавшихся с конца 1980-х гг. Большинство научно-педагогических работ посвящено проблемам создания образовательного пространства в рамках одного образовательного учреждения. При этом образовательное пространство рассматривается как фактор развития личности ребенка (М.И. Корнева, В.М. Степанов), социального воспитания школьников (Т.Ф. Борисова), формирования у них ценности эстетического отношения (И.М. Реморенко). Исследуются педагогические условия гуманизации образовательного пространства (Р.И. Туктарова) и его становления с использованием нетрадиционных педагогических средств (Г.А. Ферапонтов). Обычно в этом случае речь идет об общеобразовательных учреждениях инновационного типа. Иначе говоря, идея создания образовательного пространства, обладающего определенными характеристиками, выступает как концептуально-теоретическая основа инновационной педагогической деятельности. Основная и стратегическая цель образовательного учреждения -подготовка интеллигентного, образованного и всесторонне развитого культурного человека, обладающего творческим гуманистическим и диалоговым мышлением, чувством собственного достоинства и ответственности, умеющего совершенствовать себя, «строить» гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми.

Это актуализирует проблему отбора в содержание образования наиболее фундаментальных знаний, поскольку «только фундаментальное образование дает такие знания, которые не устаревают с течением времени, помогают ориентироваться в любой новой среде и являются универсальными по существу».

Вместо широко распространенной схемы «субъект - объект», согласно которой педагог занимает позицию «над обучаемым», «ведет учащегося за собой», вводится схема субъект-субъектного, равнопартнерского учебного сотрудничества, в котором педагог меняет традиционную для процесса обучения, «классическую» позицию на позицию «вместе с обучаемым». Становится все более очевидным, что информационно-контролирующие функции педагога должны уступать место координационным;

Педагогические системы (Вальдорфская, Монтессори и Традиционная), положенные в основу практической деятельности образовательного учреждения, обеспечивают целостность, единство его образовательного пространства и в то же время преемственность этого пространства с образовательными пространствами иерархически более высокого уровня, хотя и не исчерпывают всех аспектов, обеспечивающих такую преемственность. Комплексная реализация выделенных принципов организации единого образовательного пространства требует более или менее существенного преобразования всех компонентов его образовательного континуума - системно-структурных, процессуальных, содержательных, средовых, деятельностных и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История возникновения  педагогических систем (Вальдорфская, Монтессори и Традиционная)

Автор концепции и руководитель школы Рудольф Штайнер (1861-1925) был основателем не только особой педагогической системы, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления. Вальдорфская система образования основанна на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Основой вальдорфской педагогики является уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям. Вальдорфцы были одними из первых, кто заговорил о том, что детство — уникальный период в жизни человека, что ребенок обладает безграничными творческими и духовными возможностями, что родители и воспитатели должны не стремиться поскорее сделать ребенка взрослым, а наоборот, помочь ему подольше оставаться маленьким, как можно полнее раскрыть свой творческий потенциал, насладиться всеми прелестями раннего возраста.

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития детей в дидактически подготовленной среде. Она рассматривала процесс развития и образования ребенка с точки зрения  антропологии, выделяя основные сенситивные периоды его роста и создавая максимально комфортные условия для их протекания.Средством становления личности ребенка является его собственная активная деятельность по освоению окружающей среды, основанная на свободном выборе предмета деятельности, партнера, места и темпа своей работы (термин Монтессори). Понятие «педагогическая система» означает единство и целостность монтессори-педагогики в философском, психологическом и педагогическом аспектах.

Основная цель — создание наилучших условий для благополучия детей, позволяющих им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе.

Задачами являются:

• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а также формирование ценности здорового образа жизни;

• предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;

• развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремления к саморазвитию;

• поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности;

• формирование общей культуры воспитанников, прежде всего культуры доброжелательных и уважительных отношений между людьми;

• формирование предпосылок учебной деятельности (у детей старшего

дошкольного возраста), необходимых и достаточных для успешного решения ими задач начального общего образования;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение родительской компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.

A.M. Новиков следующим  образом раскрывает сущность традиционного принципа: «На каждой ступени образования необходимо так перестраивать образовательный процесс, чтобы у учащихся не только формировались конкретные знания и умения, но и развивались определенные качества личности, которые позволят им в процессе дальнейшей жизни достаточно быстро осваивать любое новое содержание деятельности, а в случае необходимости - и новые профессии, т.е. образование должно закладывать основу для дальнейшего саморазвития личности человека».

Цель традиционной педагогической системы является: освоение социальных навыков; создание условий для социально-ролевой деятельности, а также для пространство-развивающей среды; развитие познавательной деятельности.

 

Задачи традиционной педагогической системы:

• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а также формирование ценности здорового образа жизни;

• развитие физического, когнитивного, нравственного аспекта формирования творческости и самостоятельности детей, их стремления к саморазвитию;

• поддержка и развитие детской коммуникативной деятельности;

• формирование общей культуры воспитанников, прежде всего культуры – патриотической, уважение к старшим поколениям и самообслуживание.

• формирование азов учебной деятельности (у детей среднего-старшего

дошкольного возраста), необходимых для успешного решения образовательных задач;

• обеспечение повышения родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принципы организации  пространства Вальдорфской педагогической системы

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся "ускорить" развитие. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.

Основные принципы работы: 
• создание атмосферы, благоприятной развитию; 
• воспитание через подражание и пример; 
• культивирование многообразных форм игровой деятельности; 
• создание пространства, способствующего развитию свободной игры; 
• организация здорового ритма жизни группы; 
• занятия различными видами трудовой деятельности ("педагогика руки") и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия).

Хотя вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения (например чтению и счету), это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду "ничему не учится". Напротив, вальдорфские педагоги утверждают, что именно в период раннего детства малыши учатся наиболее интенсивно. До 3-4 лет маленький человек усваивает огромное количество разнообразного опыта, знаний и умений. Но делает он это не как взрослые или школьники на уроках, а так, как это свойственно именно ребенку-дошкольнику – учится всей своей жизнью. Взаимодействуя с родителями, общаясь со сверстниками, наблюдая, переживая, играя, одеваясь, осваивая предметы домашнего обихода, слушая сказку, раскачиваясь на качелях и т.д. – ребенок все время учится. Процессы жизни и процессы учения для малыша тесно связаны друг с другом. Р. Штайнер пишет об этом так: "Существуют два ключевых слова, раскрывающие нам суть отношения маленького ребенка к своему окружению: это подражание и пример". Через подражание ребенок учится прямостоянию и речи. В прежние века ребенок через подражание, т.е. через непосредственное участие в жизни взрослых, учился вообще всему, что ему было необходимо в жизни. Происходит это так: дитя душевно отдается всему, что он воспринимает в своем окружении, чтобы затем воспроизвести это в действии. Восприятие, душевная отдача и деятельность воли образуют единство, которое исчезает лишь в дальнейшем, когда в основу поступка ляжет решение.

На деревянных полках, расположенных вдоль стены игрового помещения на уровне, доступном для детей, стоят разнообразные "игрушки": поленья, деревянные чурбаны, продольные срезы стволов березы, просто спилы веток и стволов, различной длинны и толщины, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры и другой подобный "строительный материал" – вальдорфский вариант привычных кубиков. Но не стоит думать, что игрушки, в привычном смысле этого слова отсутствуют вовсе. Руками воспитанников, учеников школы, родителей и самих педагогов создаются красивые куклы, гномы, животные, эльфы и другие обитатели волшебного мира детства. Настоящие кубики редко встречаются в игровых комнатах – вальдорфские педагоги неохотно используют игрушки с четкими, геометрически определенными формами, которые самой своей формой задают уже готовые способы работы с ними. Также плохо они относятся к игрушкам и конструкторам из пластмассы и других искусственных материалов. Вальдорфская дошкольная педагогика проповедует своеобразную философию игрушки: детям предлагаются простые игрушки из природных материалов. Они предоставляют возможность дополнить предмет в игре до полного образа, активируя при этом свою фантазию. Малыши могут сотворить из простой деревяшки или платка нечто неожиданное. Предмет становится тем, что делает из него творческая фантазия ребенка. Игрушки, по возможности должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой материи может стать озером, звездным небом, крышей у магазина или стенами пещеры.

В играх "принимает участие" и "обычная" мебель. Дети могут построить высокую башню, поставив друг на друга несколько столов и стульев и накрыв их платками. В башне находится в заточении принцесса, которую надо освободить. Так в игре оживает сказочный сюжет, бывший накануне содержанием праздника. Часто ребята повторяют один сюжет на протяжении многих и многих дней.

Помимо свободной игры в вальдорфском детском саду культивируются пальчиковые игры, традиционные народные забавы, музыкально-ритмические и подвижные занятия. Рисование, лепка из специально приготовленного воска (пластилин не применяется!) и занятия другими видами искусств происходит по принципу подражания в форме игры. Каждый день детям рассказывают сказку, которая тоже может быть разыграна в виде свободной игры или кукольного спектакля.

 

 

 

 

 

3. Принципы организации пространства по  педагогической системе Монтессори

Принцип возрастной периодизации

Человек рождается на свет с уже организованной структурой «впитывающего разума», который развивается опосредованно.

В период от рождения до 3-х лет ребенок «впитывает» свое окружение с помощью органов чувств (вкус, осязание, обоняние, зрение, слух). Через окружающую среду на уровне бессознательного, он вбирает в себя все оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движение человека, культуру, религию, отношение к нему людей, прежде всего родителей и близких людей. Он хотел бы трогать предметы, которые видит и слышать как называют их взрослые и хотел бы много и разнообразно двигаться.

В период от 3-х до 6 лет М. Монтессори называла ребенка «строителем самого себя». Он хотел бы самостоятельно выбирать предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого.

В период от 6 до 9 лет – ребенок становиться «лаборантом - исследователем» окружающего мира. Происходит его ориентация на мир посредством собственной деятельности. С помощью воображения ребенок создает его целостную картину. Это период активного становления социальных отношений между детьми, детьми и взрослыми. Ребенок готов к решению проблемных задач, способен сопоставлять, интегрировать и дифференцировать предметы и явления.

Принцип сенситивных периодов от рождения до школы

Сенситивные периоды роста – это периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности, к способам эмоционального реагирования. К восприятию того или иного объекта или субъекта, поведения вообще, вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса и в течение определенного узкого периода времени. Сенситивные периоды длятся определенное время, и проходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться ими. В то же время взрослым  необходимо максимально учитывать момент сенситивных периодов и обеспечивать условия их успешного протекания.

Информация о работе История возникновения педагогических систем