История воспитания. Проблемы воспитания в современной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:18, контрольная работа

Краткое описание

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
1. Педагогика – наука о воспитании……………………………………………3
1.1. Древний мир……………………………………………………………………3
1.2. Средние века и эпоха Возрождения…………………………………………7
1.3. Новое время……………………………………………………………………7
1.4. Русская педагогика……………………………………………………………9
2. Проблемы и цели воспитания в современной педагогике……………….16
Заключение…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

воспитание.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

    Одни  из средств нравственного воспитания Ушинский считал убеждение, при этом он предостерегал от назойливых наставлений  и уговариваний, которые часто  не доходят до сознания детей.

    В деле воспитания детей дошкольного  возраста К.Д. Ушинский видное место  отводил природе – "одному из могущественных агентов в воспитании человека". Природные явления и предметы рано начинают занимать ум ребенка. Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать у детей бережное отношение к сохранению природной среды.

    Эстетическое  воспитание Ушинский ставил в прямую связь с нравственным воспитанием детей дошкольного возраста. Детскими чувствами надо руководить, не насилуя их, указывал он, надо заботиться о создании окружающей обстановки, удовлетворяющей эстетическим и педагогическим требованиям. Ушинский высоко оценивал значение хорошего пения как одного из средств эстетического воспитания детей, в то же время освежающего их жизнь, помогающего объединить их в дружный коллектив. Ценным занятием с точки зрения эстетического воспитания и общего умственного развития детей считал он и рисование.

    Эстетически воспитывают детей, прививают им любовь к родине также произведения народного и литературного творчества. Простые по изложению, доступные для понимания, художественные рассказы, стихи, статьи, данные К.Д.Ушинским в "Родном слове", служили для миллионов русских детей ценным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

    Для большинства населения страны Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения.

    А. С. Макаренко (1888—1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А С Макаренко воспитал более 3000 молодых граждан СССР. Многочисленные труды А С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.

    А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания — самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека — дело счастливое и посильное для педагогики”,— говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

    Уважение  к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее.

    Сторонники  “свободного воспитания возражали  против каких бы то ни было наказаний  детей, заявляя, что “наказание воспитывает  раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

    Центральная проблема педагогической практики и  теории А. С. Макаренко — организация и воспитание детского коллектива.

    Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась  в том, что он разработал законченную  теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в  коллективе и через коллектив. Макаренко  видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Важнейшим качеством человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

    Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.

    Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм.

    А. С. Макаренко впервые сформулировал  и научно обосновал требования, которым  должен отвечать педагогический коллектив  воспитательного учреждения, и правила  его взаимоотношений с коллективом  воспитанников.

    Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

    А. С. Макаренко говорил, что правильное воспитание не может быть нетрудовым. И воспитатели должны научить  детей творчески трудиться. Этого  можно достичь, только воспитав у  них представление о труде  как об обязанности человека. Тот, кто не имеет привычки к труду, не знает, что такое трудовое усилие, кто боится “трудового пота”, тот не может видеть в труде источник творчества. Трудовое воспитание, считал Макаренко, являясь одним из важнейших элементов физической культуры, содействует вместе с тем психическому, духовному развитию человека.

    Говоря  о постановке трудового воспитания в школе и семье, А. С. Макаренко  считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий  упражнять их в приобретении организационных  навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда.

    А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в тон семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело.

    А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях  к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами.

    А. С. Макаренко сыграл огромную роль в  развитии советской педагогической науки. Он создал замечательные произведения социалистического реализма, в которых  в художественно обобщенных образах показаны типические черты нашей действительности, раскрывается путь воспитания человека.   
 
 
 

    2. Проблема и цели  воспитания в современной  педагогике. 

    Современные педагоги отмечают, что воспитание представляет собой явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства, а также с их этно-социальными и социально-психологическими особенностями. Это позволяет говорить о нем, как о конкретно-историческом педагогическом явлении. 

    Современные научные разработки теории и практики личностно-ориентированного воспитания исходят из принципа личностного (личностно-центрированного) подхода к воспитаннику как самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Его концептуальные идеи были разработаны в 60-е гг. XX в. представителями зарубежной гуманистической психологии К.Роджерсом, А.Маслоу, В.Франклом и др., которые утверждали, что полноценное воспитание возможно лишь в том случае, если школа будет служить лабораторией для открытия уникального «Я» каждого ребенка.

    В отечественной педагогике идея личностного  подхода разрабатывается с 80-х  гг. XX века К.А.Абульхановой, И.С.Коном, А.В.Петровским и др. в связи с трактовками воспитания как субъект-субъектного процесса. К началу XXI века в результате проведенных Е.В.Бондаревской, В.П.Давыдовым, В.В.Сериковым и др. сформированы концептуальные положения теории личностно-ориентированного воспитания в условиях образовательных учреждений различного уровня. Несмотря на некоторые различия в подходах ученых к трактовке их содержания представляется возможным выделить в них общие методологические позиции. К числу наиболее значимых из них относятся следующие положения.

    1. В центр каждой концепции поставлен  человек, как уникальное социально-биологическое существо, обладающее неповторимой системой индивидуальных психологических особенностей, моральных и нравственных ценностей и ориентиров. Это объясняется тем, что в современном российском обществе меняются представления о личности, которая кроме социальных качеств наделена различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и т.д.

    2. Исследователи педагогических проблем  личностно ориентированного воспитания одним из главных условий его реализации видят изменение структуры воспитания – его перевод из сферы субъект-объектных отношений в сферу субъект-субъектных. В результате, воспитание рассматривается не как «педагогическое воздействие» на личность воспитуемого, а своеобразное «педагогическое взаимодействие» с ней.

    3. В содержании воспитания авторы  предлагают перейти от формирования  личности с заданными обществом  качествами к созданию условий  для ее самоактуализации и  последующего раскрытия (реализации) собственного личностного потенциала (психологических возможностей, духовно-нравственных ценностных ориентаций и др.).

    4. Ведущим видом личностно ориентированного  воспитания признается самовоспитание. Считается, что именно оно является  наиболее эффективным в формируемой новой воспитательной среде. В этом случае воспитание реализует потребность общества в специалистах, умеющих самостоятельно приобретать необходимые знания и адаптироваться к изменяющимся экономическим, социальным и общественным условиям государства.

    Обобщение представленных методологических позиций  позволяет представить личностно-ориентированное воспитание как деятельность по формированию воспитательной системы (воспитательной среды), позволяющей в полной мере реализовать личностный потенциал воспитуемого с целью достижения им ценностных (жизненных) ориентиров в интересах его образовательной подготовки и профессиональной деятельности.5 Такой подход придает воспитанию определенное своеобразие – предполагает субъект-субъектные отношения воспитателей и воспитуемых, а также признает приоритетность личностных ценностей последних в воспитательной деятельности педагога.

    Следует отметить, что личностный подход выступает  базовой ценностной ориентацией  современного педагога. Он предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании он означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностью и учатся видеть личности в других людях. Коллектив же должен выступать гарантом реализации возможностей каждого человека. Своеобразие личности обогащает коллектив и других его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют их возрастным особенностям и интересам. А это во многом зависит от точного определения воспитателем своего места и педагогических функций.  

Информация о работе История воспитания. Проблемы воспитания в современной педагогике