Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:18, контрольная работа
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.
Введение……………………………………………………………………………..2
1. Педагогика – наука о воспитании……………………………………………3
1.1. Древний мир……………………………………………………………………3
1.2. Средние века и эпоха Возрождения…………………………………………7
1.3. Новое время……………………………………………………………………7
1.4. Русская педагогика……………………………………………………………9
2. Проблемы и цели воспитания в современной педагогике……………….16
Заключение…………………………………
В педагогической литературе последних лет под воспитателем в самом общем виде понимается лицо, осуществляющее педагогическое (воспитательное) взаимодействие, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.6 В этом понятии объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или к коллективу (группе).
В современной системе общественного воспитания утверждены специальные должности, реализующие воспитательные функции – классные руководители, кураторы учебных групп и др. В силу того, что в педагогическом процессе обучение и воспитание тесно взаимосвязаны, функции воспитания также осуществляют все другие педагоги (воспитатели детского сада, школьные учителя, мастера производственного обучения, преподаватели вузов). Воспитателями для своих детей выступают родители, а также ближайшие родственники.
Воспитатель осуществляет осознанную систематическую деятельность, побуждающую личность к самовоспитанию и формированию определенных свойств и качеств личности (т.е. осуществляет воспитание, в узком смысле слова). В то же время задачей воспитателя являются организация, регулирование и коррекция широкого спектра внешних социальных воздействий на воспитанников (воспитание в широком смысле).
Обусловленная
динамичными особенностями
В
гуманистической (личностно-ориентированной)
трактовке педагогического
Воспитатель в своей деятельности реализует две основные функции. Во-первых, он обеспечивает полноценное прохождение воспитанником главных этапов онтогенеза — детства, отрочества, юности — как самоценных, неповторимых периодов развития личности. Во-вторых, осуществляет подготовку к самостоятельной взрослой жизни, выполнению семейных, гражданских и других функций, формирует готовность к нравственному самоопределению, непрерывному образованию во имя творческой социальной самореализации, проявления самобытных черт личности, индивидуальных задатков и способностей.
В профессиональной подготовленности воспитателя особую значимость приобретает овладение следующими видами деятельности: проектировочной (постановка целей и задач воспитания, планирование процесса воспитания); прогностической (предвидение результатов воспитательной деятельности); гностической (способность к познанию, самообразованию); диагностической (анализ состояния воспитанности); организаторской (обеспечение условий воспитания); коммуникативной (общение с воспитанниками и другими участниками воспитательного процесса). К ним также относятся способность к самоопределению в целях и средствах воспитания, владение методами педагогической работы и постоянное повышение педагогического мастерства, развитие педагогической рефлексии.
В результате взаимопроникновения различных социальных, профессиональных и индивидуально-психологических черт личности оформляется педагогический стиль и позиция воспитателя. Стиль и позиция в воспитании связаны с общественным укладом, народными традициями, политическим устройством государства, но в немалой степени зависят от темперамента, индивидуальной судьбы воспитателя (качества семейной жизни, справедливости в оценке его труда, характера межличностных отношений) и сформированной педагогической культуры. В связи с этим в любой воспитательной системе реально существует многообразие воспитательных позиций: от высокомерно-менторской, отчужденной от личности воспитанника, до терпеливо-разъяснительной, оптимистической, заинтересованной в человеке позиции сотрудничества с воспитанником. Однако лишь личностно-ориентированный подход к воспитанию позволяет педагогу эффективно реализовывать свои функции в определенной воспитательной системе с учетом соответствующих принципов воспитания.
В
современной отечественной
В то же время понимание воспитания как составной части развития и социализации человека, как взаимодействия воспитателя и воспитанника позволяет выделить ряд принципов воспитания, которые могут рассматриваться как принципы и образования, и организации социального опыта человека, и индивидуальной помощи воспитуемым. В этом случае понимание воспитания как создания условий для развития человека обусловливает принципы природосообразности и культуросообразности. Из подхода к воспитанию как к целенаправленному развитию личности вытекает принцип ориентации воспитания на развитии личности. Связь воспитания с другими факторами развития человека отражается в принципе дополнительности.
В современной педагогической литературе воспитательная система рассматривается как комплекс социально-педагогических явлений: воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной педагогической деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению собственной жизнеспособности. Она создается для достижения педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся.
По типу организации воспитательные системы традиционно разделяются на две большие группы: авторитарные и гуманистические. В рамках каждой из них выделяются системы семейного, школьного и профессионального воспитания, а также воспитательные системы микрорайона, села, города, региона, общества и даже государства. Между ними складывается определенная иерархия. Так, при наличии воспитательной системы микрорайона воспитательная система учебных заведений органично включается в ее структуру. Каждая из воспитательных систем обладает чертами, общими для систем одного уровня, особенными, характерными для части систем, и единичными, отражающими творческий почерк своих создателей.
Любая воспитательная система — явление развивающееся. Она проходит этапы формирования, функционирования в оптимальном режиме, развития или, при необходимости, обновления.
Взаимодействие — категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В педагогической науке воспитательное (педагогическое) взаимодействие выступает и как одно из ключевых понятий и как научный принцип. Его педагогическое осмысление получило в работах В.И.Загвязинского, Л.А.Левшина, X.Лийметса и др., которые под ним предложили понимать процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на личностное развитие человека.
Воспитательное взаимодействие выступает как развивающийся процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя. Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности, в познании, игре, труде, общении. Его влияние проникает в «ядро» личностных отношений участников, оно пробуждает у воспитанников готовность быть, по словам В А Сухомлинского, «воспитуемым». В то же время это сложнейший процесс, состоящий из многих компонентов, самый крупный из которых - социально-педагогическое взаимодействие.
В
педагогическом взаимодействии — в
условиях различных видов
В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни людей. Взаимозависимая деятельность людей социальна по своей сути. При традиционных общественных отношениях взаимодействие, сотрудничество взрослых и детей осуществляется в естественных условиях труда, то есть дети участвуют в нем непосредственно. В современном обществе отношения воспитателей и воспитанников строятся в значительной степени в интеллектуальной сфере и перенапряжены эмоционально. Требования взрослых дети воспринимают опосредованно и не всегда как необходимые. Поэтому оно нуждается в специальной организации.
Воспитательное взаимодействие рассматривается в трех аспектах: как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). При этом оно становится педагогическим, когда взрослый (родитель, педагог) выступает как наставник.
Возрастной подход в воспитании - учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. Возрастной подход - конкретизация принципа природосообразности воспитания.
Возрастные
особенности образуют комплекс физических,
познавательных, интеллектуальных, мотивационных,
эмоциональных свойств
Самовоспитание – сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных. Элементы самовоспитания присутствуют у детей уже в дошкольном возрасте. В этот период ребенок еще не может осмыслить свои личностные качества, но уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых.
Потребность в самоопределении, самосознании и самооценке начинает проявляться в подростковом возрасте. Однако из-за отсутствия достаточного социального опыта и психологической подготовки подростки не всегда способны понять мотивы собственных поступков и осуществлять самовоспитание без помощи взрослых. Им необходимо тактичное педагогическое руководство.
В юношеском возрасте, когда личностные качества человека в значительной степени сформированы, самовоспитание становится более осознанным. К тому же в процессе выработки профессионального самоопределения у юношей и девушек ярко выражена потребность в самовоспитании интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности в соответствии с идеалами и ценностями, которые свойственны данному обществу, ближайшему окружению, группе.
Считается, что содержание самовоспитания формируется в результате предшествующего воспитания личности в целом.
На
основе выбранных путей, методов
и средств самовоспитания, а также
сформулированных личных правил осуществляется
планирование работы над собой. Его
содержание находит отражение в соответствующих
программах или планах. Они составляются,
как правило, произвольно. Обычно в них
отражается то, над чем предстоит работать,
какие методы и средства использовать,
примерные сроки достижения намеченного.
Заключение
На основании вышеизложенного материала сделаем обобщающие выводы:
Проблемы
воспитания и обучения неразрывно связаны,
поскольку данные процессы направлены
на человека как целое. Поэтому на
практике трудно выделить сферы исключительного
влияния обучающих и
На
протяжении исторического развития
педагогической мысли процесс воспитания
находился в фокусе внимания ученых и
практиков. Поэтому и в наше время воспитание
остается основной категорией педагогики.
Содержание данного явления обновляется
по мере развития практического опыта,
педагогической науки и ее ведущей доктрины.
Общественная практика передачи социального
опыта от старшего поколения к младшему
сложилась гораздо раньше обозначающего
ее термина. Поэтому сущность воспитания
трактуется с различных точек зрения.
В любом случае в качестве предмета воспитания
рассматривается человек, испытывающий
соотвествующее воздействие.
Сущность воспитания заключается в таком
взаимодействии, что воспитатель намеренно
стремится повлиять на воспитуемого: «чем
человек как человек может и должен быть»
(К. Д. Ушинский). То есть воспитание является
одним из видов деятельности по преобразованию
человека или группы людей. Это практико-преобразующая
деятельность, направленная на изменение
психического состояния, мировоззрения
и сознания, знания и способа деятельности,
личности и ценностных ориентации воспитуемого.
Свою специфику воспитание обнаруживает
в определении цели и позиции воспитателя
по отношению к воспитаннику. При этом
воспитатель учитывает единство природной,
генетической, психологической и социальной
сути воспитуемого, а также его возраст
и условия жизни.
Информация о работе История воспитания. Проблемы воспитания в современной педагогике