История воспитания. Проблемы воспитания в современной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:18, контрольная работа

Краткое описание

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
1. Педагогика – наука о воспитании……………………………………………3
1.1. Древний мир……………………………………………………………………3
1.2. Средние века и эпоха Возрождения…………………………………………7
1.3. Новое время……………………………………………………………………7
1.4. Русская педагогика……………………………………………………………9
2. Проблемы и цели воспитания в современной педагогике……………….16
Заключение…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

воспитание.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

    В педагогической литературе последних  лет под воспитателем в самом общем виде понимается лицо, осуществляющее педагогическое (воспитательное) взаимодействие, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.6 В этом понятии объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или к коллективу (группе).

    В современной системе общественного воспитания утверждены специальные должности, реализующие воспитательные функции – классные руководители, кураторы учебных групп и др. В силу того, что в педагогическом процессе обучение и воспитание тесно взаимосвязаны, функции воспитания также осуществляют все другие педагоги (воспитатели детского сада, школьные учителя, мастера производственного обучения, преподаватели вузов). Воспитателями для своих детей выступают родители, а также ближайшие родственники.

    Воспитатель осуществляет осознанную систематическую деятельность, побуждающую личность к самовоспитанию и формированию определенных свойств и качеств личности (т.е. осуществляет воспитание, в узком смысле слова). В то же время задачей воспитателя являются организация, регулирование и коррекция широкого спектра внешних социальных воздействий на воспитанников (воспитание в широком смысле).

    Обусловленная динамичными особенностями процесса воспитания, роль воспитателя не бывает одинаковой в отношениях с воспитанником  на различных этапах становления его личности. «Неравноправность» в опыте и знаниях воспитателя и воспитанника часто давала основания для понимания воспитателя как ретранслятора социального опыта. Воспитанник же расценивался главным образом как воспринимающий его. Этот взгляд на многие годы закрепил парадигму авторитарной педагогики (рассмотрение воспитания как одностороннего субъектно-объектного воздействия).

    В гуманистической (личностно-ориентированной) трактовке педагогического процесса воспитатель выступает одним  из субъектов воспитательного взаимодействия (наряду с воспитанником), организующим совместную деятельность воспитуемых, вступающим с ними в отношения сотрудничества и сотворчества в целях создания условий для самореализации личности.

    Воспитатель в своей деятельности реализует две основные функции. Во-первых, он обеспечивает полноценное прохождение воспитанником главных этапов онтогенеза — детства, отрочества, юности — как самоценных, неповторимых периодов развития личности. Во-вторых, осуществляет подготовку к самостоятельной взрослой жизни, выполнению семейных, гражданских и других функций, формирует готовность к нравственному самоопределению, непрерывному образованию во имя творческой социальной самореализации, проявления самобытных черт личности, индивидуальных задатков и способностей.

    В профессиональной подготовленности воспитателя  особую значимость приобретает овладение  следующими видами деятельности: проектировочной (постановка целей и задач воспитания, планирование процесса воспитания); прогностической (предвидение результатов воспитательной деятельности); гностической (способность к познанию, самообразованию); диагностической (анализ состояния воспитанности); организаторской (обеспечение условий воспитания); коммуникативной (общение с воспитанниками и другими участниками воспитательного процесса). К ним также относятся способность к самоопределению в целях и средствах воспитания, владение методами педагогической работы и постоянное повышение педагогического мастерства, развитие педагогической рефлексии.

    В результате взаимопроникновения различных социальных, профессиональных и индивидуально-психологических черт личности оформляется педагогический стиль и позиция воспитателя. Стиль и позиция в воспитании связаны с общественным укладом, народными традициями, политическим устройством государства, но в немалой степени зависят от темперамента, индивидуальной судьбы воспитателя (качества семейной жизни, справедливости в оценке его труда, характера межличностных отношений) и сформированной педагогической культуры. В связи с этим в любой воспитательной системе реально существует многообразие воспитательных позиций: от высокомерно-менторской, отчужденной от личности воспитанника, до терпеливо-разъяснительной, оптимистической, заинтересованной в человеке позиции сотрудничества с воспитанником. Однако лишь личностно-ориентированный подход к воспитанию позволяет педагогу эффективно реализовывать свои функции в определенной воспитательной системе с учетом соответствующих принципов воспитания.  

    В современной отечественной педагогике проблема принципов воспитания также не имеет однозначного решения. В учебных пособиях по педагогике второй половины XX века принципы воспитания и принципы обучения рассматривались раздельно. Теоретики традиционно относили к принципам воспитания (в различных сочетаниях) классовость воспитания, партийность, связь воспитания с жизнью, единство сознания и поведения воспитанников, воспитание в труде, воспитание в коллективе и через коллектив и т. п. Такое положение объясняется теоретической неразработанностью проблемы, различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими и конъюнктурными соображениями.

    В то же время понимание воспитания как составной части развития и социализации человека, как взаимодействия воспитателя и воспитанника позволяет выделить ряд принципов воспитания, которые могут рассматриваться как принципы и образования, и организации социального опыта человека, и индивидуальной помощи воспитуемым. В этом случае понимание воспитания как создания условий для развития человека обусловливает принципы природосообразности и культуросообразности. Из подхода к воспитанию как к целенаправленному развитию личности вытекает принцип ориентации воспитания на развитии личности. Связь воспитания с другими факторами развития человека отражается в принципе дополнительности.

    В современной педагогической литературе воспитательная система рассматривается как комплекс социально-педагогических явлений: воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной педагогической деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению собственной жизнеспособности. Она создается для достижения педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся.

    По  типу организации воспитательные системы  традиционно разделяются на две  большие группы: авторитарные и гуманистические. В рамках каждой из них выделяются системы семейного, школьного и профессионального воспитания, а также воспитательные системы микрорайона, села, города, региона, общества и даже государства. Между ними складывается определенная иерархия. Так, при наличии воспитательной системы микрорайона воспитательная система учебных заведений органично включается в ее структуру. Каждая из воспитательных систем обладает чертами, общими для систем одного уровня, особенными, характерными для части систем, и единичными, отражающими творческий почерк своих создателей.

    Любая воспитательная система — явление  развивающееся. Она проходит этапы  формирования, функционирования в оптимальном режиме, развития или, при необходимости, обновления.

    Взаимодействие  — категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего  живого. В педагогической науке  воспитательное (педагогическое) взаимодействие выступает и как одно из ключевых понятий и как научный принцип. Его педагогическое осмысление получило в работах В.И.Загвязинского, Л.А.Левшина, X.Лийметса и др., которые под ним предложили понимать процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на личностное развитие человека.

    Воспитательное  взаимодействие выступает как развивающийся  процесс, способствующий становлению  личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной  руководящей роли авторитетного воспитателя. Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности, в познании, игре, труде, общении. Его влияние проникает в «ядро» личностных отношений участников, оно пробуждает у воспитанников готовность быть, по словам В А Сухомлинского, «воспитуемым». В то же время это сложнейший процесс, состоящий из многих компонентов, самый крупный из которых - социально-педагогическое взаимодействие.

    В педагогическом взаимодействии — в  условиях различных видов жизнедеятельности людей на конкретных этапах их возрастного развития — выявляются закономерности воспитательного процесса на индивидуальном и других уровнях. Оно обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.

    В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни людей. Взаимозависимая деятельность людей социальна по своей сути. При традиционных общественных отношениях взаимодействие, сотрудничество взрослых и детей осуществляется в естественных условиях труда, то есть дети участвуют в нем непосредственно. В современном обществе отношения воспитателей и воспитанников строятся в значительной степени в интеллектуальной сфере и перенапряжены эмоционально. Требования взрослых дети воспринимают опосредованно и не всегда как необходимые. Поэтому оно нуждается в специальной организации.

    Воспитательное  взаимодействие рассматривается в  трех аспектах: как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). При этом оно становится педагогическим, когда взрослый (родитель, педагог) выступает как наставник.

    Возрастной  подход в воспитании - учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. Возрастной подход - конкретизация принципа природосообразности воспитания.

    Возрастные  особенности образуют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, которые характерны для большинства  людей одного возраста. Характеристики той или иной возрастной группы определяются историческими, социальными, культурными изменениями, которые свойственны группе людей, переживающей в один период времени одни и те же события. В различных регионах, этносах также существует возрастная специфика воспитания, обусловленная особенностями социализации и возрастной субкультурой.

    Самовоспитаниесознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных. Элементы самовоспитания присутствуют у детей уже в дошкольном возрасте. В этот период ребенок еще не может осмыслить свои личностные качества, но уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых.

    Потребность в самоопределении, самосознании и  самооценке начинает проявляться в подростковом возрасте. Однако из-за отсутствия достаточного социального опыта и психологической подготовки подростки не всегда способны понять мотивы собственных поступков и осуществлять самовоспитание без помощи взрослых. Им необходимо тактичное педагогическое руководство.

    В юношеском возрасте, когда личностные качества человека в значительной степени  сформированы, самовоспитание становится более осознанным. К тому же в  процессе выработки профессионального  самоопределения у юношей и девушек ярко выражена потребность в самовоспитании интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности в соответствии с идеалами и ценностями, которые свойственны данному обществу, ближайшему окружению, группе.

    Считается, что содержание самовоспитания формируется в результате предшествующего воспитания личности в целом.

    На  основе выбранных путей, методов  и средств самовоспитания, а также  сформулированных личных правил осуществляется планирование работы над собой. Его  содержание находит отражение в соответствующих программах или планах. Они составляются, как правило, произвольно. Обычно в них отражается то, над чем предстоит работать, какие методы и средства использовать, примерные сроки достижения намеченного. 
 

    Заключение 

    На  основании вышеизложенного материала сделаем обобщающие выводы:

    Проблемы  воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного  влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». «Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, — нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему». М. Монтень.

    На  протяжении исторического развития педагогической мысли процесс воспитания находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соотвествующее воздействие. 
Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

Информация о работе История воспитания. Проблемы воспитания в современной педагогике