Кейс-метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 16:47, реферат

Краткое описание

Кейс-метод относится к числу наиболее эффективных методик преподавания. Сущность метод кейс-стади заключается в самостоятельной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде, которая даёт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3
1.История кейс-методов ...............................................................................4
2.Сущность кейса..........................................................................................6
2.1Структура кейса..........................................................................6
2.2Этапы разработки кейса..............................................................8
3.Классификация кейсов..........................................................................9
4.Кейс метод в системе методов организации обучения.........................11
5.Источники кейсов..................................................................................13
6.Результаты работы с кейсом...................................................................19
7. Пример организации работы с кейсом.................................................21
8.Кейс-измерители..................................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 113.63 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3

1.История кейс-методов ...............................................................................4

2.Сущность кейса..........................................................................................6

2.1Структура кейса..........................................................................6

2.2Этапы разработки кейса..............................................................8

3.Классификация кейсов..........................................................................9

4.Кейс метод в системе методов организации обучения.........................11

5.Источники кейсов..................................................................................13

6.Результаты работы с  кейсом...................................................................19

7. Пример организации  работы с кейсом.................................................21

8.Кейс-измерители..................................................................................23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................25

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе  развития образования наряду с традиционными  методами и приемами всё большую  популярность приобретает интерактивное  обучение. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных лекций, предусматривающая  создание “фокус-групп”, проектные  технологии, тренинги и др. Одна из таких  технологий получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.

Метод кейс-стади – это не просто методическое нововведение – это  метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Можно сказать, что  этот метод направлен не столько  на освоение конкретных знаний, или  умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студентов и преподавателей

Кейс-метод относится  к числу наиболее эффективных  методик преподавания. Сущность метод  кейс-стади заключается в самостоятельной  деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде, которая даёт возможность соединить  воедино теоретическую подготовку и практические умения, необходимые  для творческой деятельности в профессиональной сфере. Обучаемым предлагается осмыслить  ситуации профессиональной деятельности, которые предусматривают необходимость  решения проблемы. В процессе разрешения возникшей проблемы обучаемые вынужденно актуализируют необходимый для  этого комплекс усвоенных знаний. Кейс-метод позволяет учитывать  профессиональную подготовку студентов, интересы, выработанный стиль мышления и поведения, что даёт возможность  широко использовать его для обучения.

 

1 История кейс-методов

 

Метод был впервые применен в Harvard Business School в 1924 году[1]. Преподаватели  Гарвардской бизнес-школы быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы  в бизнесе.

Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание  подробных отчётов о том, чем  занимались эти менеджеры, а также  о факторах, влияющих на их деятельность.

Слушателям давались описания определённой ситуации, с которой  столкнулась реальная организация  в своей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой  и найти самостоятельно и в  ходе коллективного обсуждения решение.

Кейс-метод широко используется в бизнес-обучении во всём мире и  продолжает завоёвывать новых сторонников. Так, с 50-х годов двадцатого века бизнес-кейсы получают распространение  в Западной Европе. Лидирующие бизнес-школы  Европы INSEAD, LBS, HEC, LSE, ESADE принимают активное участие не только в преподавании, но и в написании таких кейсов.

В России с конца 90-х годов  используются переводные (западные) кейсы. Российская компания «Решение: учебное  видео» в конце 90-х выпускает новый  продукт — игровой учебный  видеокейс.

В таком видеокейсе учебная  ситуация, заимствованная из практики российских компаний, разыгрывается  профессиональными актёрами. Компанией  заявляется, что учащиеся получают возможность «присутствия» на месте  происходящих событий, а подготовленная для преподавателей методика препарирования кейса облегчает проведение занятий. В последние годы остро стоит  вопрос о необходимости создания новых бизнес-кейсов, основанных на опыте российских компаний[источник не указан 256 дней].

Со второй половины 2000-х  гг. интерес к кейс-методу возрастает — появляются вузовские кейс-клубы (Кейс-клуб НИУ-ВШЭ, МГИМО и др.), а  также активизируются компании, занимающиеся организацией и проведением кейс-чемпионатов  и иных мероприятий (Changellenge>>).

С начала 2000-х годов кейсы  широко используются в зарубежной практике преподавания естественнонаучных и  технических дисциплин. Например, Journal Of Chemical Education регулярно публикует  соответствующие методические материалы. Практика использования кейсов при  обучении различным специальным  дисциплинам — технологическим, туристским, медицинским — наметилась и в России.

 

 

2. Сущность кейс- метода

 

Сущность кейс-метода заключается  в самостоятельной деятельности обучаемых в искусственно созданной  профессиональной среде, которая даёт возможность соединить воедино  теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере.

Кейс – это маленькое литературное произведение, позволяющее не только получить информацию, но и погрузиться  в атмосферу происходящего. Это  помогает студентам представить  себя в реальной жизненной ситуации, а не просто решать сложную задачу.

 

2.1 Структура кейса

 

При всём многообразии видов кейсов,  все они имеют типовую структуру.

Приведём пример небольшого кейса, используемого при обучении менеджеров: «История водки Absolut в России»

Ситуация 
Производитель водки Absolut — компания Vin & Spirit AB — в своей долговременной стратегии рассматривала российский рынок как приоритетное направление экспорта. Опыт торговли на рынке США, считавшийся высококонкурентным, позволял строить оптимистические прогнозы и для развития нового географического рынка. Ориентация на тиражирование базовой маркетинговой стратегии позволяла предполагать, что существенных затрат для продвижения марочного продукта на рынке России фирме не потребуется. 
Первые продажи в России начались в конце 1992 года. В 1993 году Vin & Spirit продает 150 тыс. ящиков водки (по девять литров в каждом), в 1994 году — уже 800 тыс. А в 1995 году — ни одного…

Означало ли это, что фирма не выдержала конкуренции и ушла с рынка? Странным явилось то, что  весь этот год водка Absolut совсем не исчезала с прилавков магазинов.… Когда  в начале 1994 года до Швеции дошли  слухи, что в России продается  поддельная водка Absolut, в это просто не поверили. Но когда месяца через  два в офис компании Vin&Spirit AB, производителя  водки Absolut, привезли несколько таких  бутылок, шведы схватились за головы. 
К середине 1994 года из России практически перестали поступать заказы. Объемы продаж шведской водки Absolut стали падать. Российские власти ввели акцизные марки.  
Одновременно встал вопрос об отмене льгот по уплате таможенных пошлин. Тогда и было принято решение об уходе с рынка — фирма не могла допустить подрыва имиджа водки Absolut. Даже потеря прибыли не остановила шведов. 
Шведы ушли с российского рынка,  для того, чтобы вернуться, но уже с новой стратегией. Возобновление продаж было намечено только на июнь 1996 года. 
Проблема

Ваша задача заключается в том, чтобы помочь менеджменту компании Vin&Spirit AB разработать стратегию, которая  позволит ей вернуться и добиться успеха на российском рынке. Независимо от вашего выбора, вам будет предложено описать потенциальные последствия  вашего решения и обосновать, почему вы считаете это решение наиболее походящим в данной ситуации.

Как правило, кейс включает в себя:

  • Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни
  • Контекст ситуации  -  хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
  • Комментарий ситуации, представленный автором
  • Вопросы или задания для работы с кейсом.

 

2.2 Этапы разработки кейса

 

  • Определение места кейса в системе образовательных целей 
  • Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса
  • Построение, или выбор модели ситуации
  • Создание описания
  • Сбор дополнительной информации
  • Подготовка окончательного текста
  • Презентация кейса, организация обсуждения

 

 

3 Классификация кейсов

 

  1. По структуре
    1. Структурированные кейсы (highly structured case) — короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определённое количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определённой области знаний.
    2. Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.
    3. Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса даёт возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведённое время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.
  2. По форме представления
    1. Бумажные кейсы
    2. Видеокейсы
    3. Notts County 2.0
  3. По размеру
    1. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление для презентации своего решения.
    2. Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию.
    3. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии.
  4. По уровню сложности
    1. Кейсы для бакалавров
    1. Кейсы для магистров
    2. Кейсы для программ MBA и курсов повышения квалификации

5 По степени воздействия  их основных источников

    1. Практические: отражают абсолютно реальные жизненные ситуации
    2. Кейсы, обучающие анализу и оценке
    3. Научно-исследовательские кейсы

 

 

4 Кейс метод в системе  методов организации обучения

 

Важной особенностью метода кейс является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения. В  таблице представлены возможности  интеграции разных методов при организации  работы с кейсом. 

Как видно из таблицы, разные  методы организации образовательного процесса могут быть успешно интегрированы  в кейс-метод.

На рисунке 4.1 представлены отличия кейс-методов от ситуационных задач.

Рисунок 4.1

 

 

5. Источники кейсов

 

Кейс представляет собой  результат отражательной деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники. Тезис о том, что жизнь является источником кейсов вряд ли у кого вызывает сомнение. Заслуживает обсуждения лишь то, в какой степени она предопределяет содержание и форму кейса. Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.

Другим источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в  кейс-метод другие методы обучения и воспитания.

Наука – это третий источник кейса, как отражательного комплекса. Она  задает две ключевые методологии, которые  определяются аналитической деятельностью  и системным подходом, а также  множеством других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.

Соотношение основных источников детерминации кейса может быть различным. В  реальной практике конструирования  кейсов чаще всего наблюдается доминирование  одного из источников. Данный подход может  быть положен в основу классификации  кейсов по степени воздействия их основных источников. Здесь можно  выделить практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Информация о работе Кейс-метод