Классификация методов воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 21:57, реферат

Краткое описание

Воспитание детей – ответственное, серьезное творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает перед вопросом «как?»: как говорить с детьми, как их занять, как успокоить и как развеселить, как объяснить, чтобы поняли, чтобы поверили? Все эти вопросы о методах воспитания.

Содержание

1.Понятие метода воспитания……………………………………………...3
2. Классификация методов воспитания и их характеристика…………...5
2.1.Классификация методов воспитания по Г.И. Щукиной…………..…6
2.2. Другие примеры классификации методов воспитания……………..9
Литература…………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация методов воспитания.docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

Стимулирование – это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию.

Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие ответственности и инициативы.

Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особой заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Наказание – один из старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их". Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

  • нельзя наказывать за неумышленные поступки;
  • нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;
  • сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
  • строго соблюдать педагогический такт;
  • опираться на понимание и поддержку общественного мнения;
  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

 

 

2.2. Другие примеры классификации методов воспитания

 

 

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение  и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны.

К этой классификации тесно  примыкает другая система общих  методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников). Она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников.

В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как: объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

Известный современный московский педагог и ученый В.А. Караковский использует несложную классификацию методов воспитания, и ей доверяют многие воспитатели-практики. В качестве критерия своей классификации В.А. Караковский избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:

  1. методы воспитания словом;
  2. методы воспитания делом;
  3. методы воспитания ситуацией;
  4. методы воспитания игрой;
  5. методы воспитания общением;
  6. методы воспитания отношениями.

Если заглянуть в учебник  по педагогике известного в начале XX века немецкого педагога Ф. Паульсена, то можно заметить, что здесь вопрос о классификации методов воспитания не обсуждается. Ф. Паульсен подробно описывает, как воспитывать дисциплину, храбрость, настойчивость, честь, любовь к Родине и человечность. Такое руководство наверняка привлекло педагогов своей конкретностью и кажущейся практичностью. Но такой подход нельзя признать правильным с позиций современного представления о ребенке, о его развитии и воспитании.

Значит ли это, что вопрос о квалификации методов воспитания придется оставить за пределами научной  теории? Напротив, следует разобраться  в природе общих методов воспитания, понять их механизм, а, приступая к  воспитанию детей на практике, выстраивать  свою систему методов. Поскольку  приходится учитывать особенности  огромного многообразия методов, то встает вопрос: что является общим для всех методов воспитания? Если вспомнить, что предметом воспитания выступает социальный опыт детей, их деятельность и отношение к миру и с миром, к себе и к самим собой станет понятным, почему все множество методов воспитания можно сгруппировать и выстроить в такую систему:

- первая группа – методы  организации социального опыта  воспитанников;

- вторая группа – методы  осмысления воспитанниками своего  социального опыта, мотивации  своей деятельности и поведения;

- третья группа – методы  стимулирования и коррекции действий  и отношений воспитанников.

 

Опираясь на классификацию  Байбородовой Л.В. и Рожкова М.И., мы дополнили ее выявленными во время посещения занятий эффективными педагогическими средствами, способствующими реализации воспитательных задач занятия или урока.

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ   МЕТОДОВ   ВОСПИТАНИЯ

 

 

Сферы личности

 

Методы воспитания

 

Формы и приемы

Интеллектуальная

 

Убеждение и самоубеждение

 

Рассказ, беседа, разъяснение, диспут, притча, анализ, инструктаж, дискуссия, доклад, диалог, игра, ассоциация, импровизация, театрализация

Эмоциональная

 

Внушение

 

Этическая беседа, рассказ, беседа, разъяснение, притча,

игра, настрой.

Речевые: слово, интонация, пауза.

Неречевые: мимика, жесты, обстановка, художественный образ

Волевая

 

Требование

 

Упражнение

 

Совет, убеждение, намек, одобрение, выражение доверия, приучение, игра, рекомендация, инструктаж

Проблемное задание, поручение

Мотивационная

 

Стимулирование

 

Поощрение: похвала, одобрение, благодарность, награда.

Наказание: замечание, мотивированное лишение чего-либо, порицание.

Соревнование

   

Мотивация

 

Совет, доброжелательная критика, авансирование, практическая помощь, показ, просмотр, презентация, анализ, настрой

Саморегуляционная

 

 

Коррекция поведения

Анализ деятельности и  общения

 

Пример: реальный, литературный, идеальный, педагога. Самооценка, взаимооценка, самоконтроль, самоанализ, тренинг, взаимообучение, игра

Коллективная творческая деятельность, коллективный анализ, рефлексия, презентация

Предметно -практическая

 

Метод воспитывающих ситуаций (ситуации свободного выбора)

 

Дежурство, поручение, самостоятельная  работа – творческая работа, соревнование, социальные пробы (поход), сочинение, игра

Экзистенциальная

 

Метод дилемм (совместное обсуждение моральных дилемм: из двух зол выбрать  меньшее)

 

 

Рефлексия, дискуссия


 

Раскроем подробнее методы воспитания, их некоторые формы и  приемы.

  1. Метод убеждения и самоубеждения предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Логические выводы, сделанные самим ребенком, формируют его собственный комплекс взглядов.

Беседа - обмен знаниями.

Диспут - спор по определенной теме, к которому участники приготовили  свои доказательства и аргументы.

Притча - краткий иносказательный  поучительный рассказ.

  1. Метод внушения воздействует на эмоциональную сферу и предполагает формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, понимание своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.
  2. Метод требования формирует волевую сферу. По форме предъявления различают прямые и кос венные требования. Для прямого требования характерны конкретность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двоякого толкования. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия  и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже  не само требование, а вызванные  им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Требование - игра доставляет детям удовольствие, при этом дети незаметно для себя выполняют требование педагога.

Приучение применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком  уровне сформировать необходимое качество.

  1. Упражнение - многократное выполнение требуемых действий: доведение их до автоматизма. Упражнение в учебном процессе как воспитание настойчивости, выдержки и даже целеустремленности присутствует у всех педагогов. Но результат упражнения как метода воспитания - это устойчивые качества личности - навыки и привычки. Проблемное задание помогает проявить устойчивые качества личности в противоречивых ситуациях. Поручение дает возможность формирования положительных привычек.
  2. Стимулирование  - метод, в основе которого лежит формирование у воспитанников осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты, как поощрение и наказание. Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Поощрение может проявляться в различных формах.

Наказание - это компонент  педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные  поступки детей.

  1. Метод мотивации способствует созданию ситуации успеха воспитанников. Презентация, про смотр и анализ также мотивируют детей на лучшее выполнение работ, танца, исполнение номера.
  2. Метод коррекции поведения направлен на формирование у воспитанников навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей. При использовании метода коррекции поведения создаются условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка ребенка с обще принятыми нормами, самоанализа последствий поступка. Положительный пример — наиболее приемлемый путь к коррекции поведения воспитанников. Самооценка, взаимооценка, самоконтроль и психологические и педагогические тренинги также способствуют коррекции поведения, тому, что ребенок сам изменяет свое поведение и регулирует свои поступки.
  3. Анализ деятельности и общения также способствует саморегуляции воспитанников и проводится в форме коллективной творческой деятельности, коллективного анализа, рефлексии и презентации.
  4. Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях еще называют методом воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др. Этому способствуют формы реализации метода.

Когда в какой-либо ситуации возникает проблема для ребенка  и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность  социальной пробы или испытания. В результате у детей формируется  определенная социальная позиция и  социальная ответственность.

Соревнование формирует  качества конкурентно-способной личности и опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству.

Один из приемов метода воспитывающих ситуаций - сочинение, не только литературное, но и словотворчество, сочинение сказок, сценариев и  др. Воспитанник самостоятельно или  совместно с другими детьми решает проблему, допустим, постановки спектакля.

 

Метод дилемм заключается в совместном обсуждении воспитанниками моральных проблем. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. Во время дискуссии по каждому вопросу дети должны привести убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.

Информация о работе Классификация методов воспитания