Классификация педагогических технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:37, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским ("Великая дидактика") (Коменский Я.А., 2005).
Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар 3.docx

— 78.89 Кб (Скачать файл)

В каждом случае Ильин руководствуется  целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем  лучшие качества личности, подвести к  высотам гуманизма и гражданственности.

2) Педагогические технологии на  основе активизации и интенсификации  деятельности учащихся.

Принцип активности ребенка  в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под  этим понятием подразумевается такое  качество деятельности, которое характеризуется  высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и  умений, результативностью и соответствием  социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации  педагогической среды, т.е. применяемой  педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых  же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности  результатов.

К таким технологиям можно  отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, НА. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.

а) Игровые технологии

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й.Хейзинга

Игровая деятельность

Игра наряду с трудом и  ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это  вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором  складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

-   развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-   коммуникативную: освоение диалектики общения;

-   самореализации в  игре как полигоне человеческой  практики;

-   игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-   диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-   функцию коррекции:  внесение позитивных изменений  в структуру личностных показателей;

-   межнациональной  коммуникации: усвоение единых для  всех людей социально-культурных  ценностей;

- социализации: включение  в систему общественных отношений,  усвоение норм человеческого  общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

•       свободная  развивающая деятельность, предпринимаемая  лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а  не только от результата (процедурное  удовольствие);

•       творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

•       эмоциональная  приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция  и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

•       наличие  прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную  последовательность ее развития.

Технология развивающих  игр Б.П.Никитина

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок  решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и  т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку  в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень  широкий диапазон трудностей: от доступных  иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Решение задачи предстает  перед ребенком не в абстрактной  форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или  сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей  конструктора, т.е. в виде видимых  и осязаемых вещей. Это позволяет  сопоставлять наглядно «задание» с  «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

В развивающих играх - в  этом и заключается их главная  особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда  ребенок может подняться до «потолка»  своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

•   развивающие игры могут дать «пишу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

•   их задания-ступеньки  всегда создают условия, опережающие  развитие способностей;

•   поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

•   развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как  и любые игры, они не терпят принуждения  и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

б)Проблемное обучение

Технология проблемного  обучения не нова: она получила распространение  в 20-30-х годах в советской и  зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога  и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность - труд.

В 1923 г. в СССР были «комплекс-проекты» на основе Дьюи (в процессе выполнения проектов «борьба за промфинплан», «за коллективизацию» усваивались знания). Классно-урочная система объявлялась отжившей формой, она заменялась лабораторно-бригадным методом. Однако в 1932 г. постановлением ЦК ВКП(б) эти методы были объявлены методическим прожектерством и отменены.

Сегодня под проблемным обучением  понимается такая организация учебных  занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную  деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целевые ориентации

•  Приобретение ЗУН.

•  Усвоение способов самостоятельной  деятельности.

•  Развитие познавательных и творческих способностей.

Концептуальные положения (поД.Дьюи)

•  Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.

•  Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.

•  Ребенок усваивает  материал, не просто слушая или воспринимая  органами чувств, а как результат  удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь  активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения являются:

- проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);

-активность ребенка (знания  должны усваиваться с аппетитом);

- связь обучения с жизнью  ребенка, игрой, трудом.

в)Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) -дополнительно

Пассов Ефим Израилевич - профессор Липецкого педагогического  института, доктор педагогических наук, заслуженный деятель культуры.

История обучения иностранному языку насчитывает столетия. При  этом методика обучения много раз  менялась, делая ставку то на чтение, то на перевод, то на аудирование, то на комбинацию этих процессов. Самым эффективным, хотя и самым примитивным из методов являлся «метод гувернантки», т.е. непосредственного индивидуального общения на языке.

В условиях российской массовой школы до сих пор не было найдено  эффективной методики, позволявшей  ребенку к окончанию школы  овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в  иноязычном обществе.

Технология коммуникативного обучения - обучение на основе общения - позволяет достигнуть таких результатов.

Обучение на основе общения  является сущностью всех интенсивных  технологий обучения иностранному языку. Интенсивная технология разработана  болгарским ученым Г.Лозановым и породила ряд практических вариантов у нас в стране (интенсивные курсы Г.Доли, А.Г.Горн и др.).

В высшей школе теория и  практика коммуникативного интенсивного обучения иностранному языку разработана  Г.А.Китайгородской.

Целевые ориентации

•  Обучение иноязычному  общению с помощью общения.

•  Усвоение иноязычной культуры.

Концептуальные положения

•  Иностранный язык, в  отличие от других школьных предметов, является одновременно и целью, и  средством обучения.

•  Язык - средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям.

• Овладение иностранным языком отличается от овладения родным:

-  способами овладения;

-  плотностью информации  в общении;

-  включенностью языка  в предметно-коммуникативную деятельность;

-  совокупностью реализуемых  функций;

-  соотнесенностью с  сензитивным периодом речевого развития ребенка. Главными участниками процесса обучения являются учитель и ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве.

г)Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого  открытого университета. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные, еще не раскрытые резервы традиционного  классно-урочного способа обучения.

Целевые ориентации

■Формирование ЗУН.

■Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными.

■Ускоренное обучение (обучение за 9 лет в объеме средней школы).

Принципы

-   многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение  крупными блоками, динамический  стереотип деятельности, применение  опор, ориентировочной основы действий;

-   личностно-ориентированный  подход;

-   гуманизм (все дети  талантливы);

-   ученье без принуждения;

- бесконфликтность учебной  ситуации, гласность успехов каждого,  открытие перспективы для исправления,  роста, успеха;

- соединение обучения  и воспитания.

Особенности содержания

•  Материал вводится крупными дозами.

•  Поблочная компоновка материала.

•  Оформление учебного материала  в виде опорных схем-конспектов

3) Педагогические технологии на  основе эффективности управления  и организации учебного процесса

Педагогическая технология как процесс является управляемой  системой с планируемыми результатами. Структуру технологического процесса обучения можно представить тремя  основными каналами движения информации.

1. Основной канал - движение содержания, передача информации от источника (учителя) к приемнику (ученику) (ее предъявление ученикам, управление учебно-познавательной деятельностью, процедура восприятия, усвоения, закрепления знаний учениками).

Существенным обстоятельством  является наличие дополнительных управляемых  источников информации - книг, ТСО, компьютера и самостоятельного ее восприятия учеником (процесс самоуправления).

2. Канал управляющих воздействий, включающий в себя планирование (стратегическое и тактическое), коррекцию основного технологического движения обучающей информации.

3. Канал передачи информации  от ученика к учителю о результатах  процесса (обратная связь, контроль, оценивание и канал дополнительной информации).

Рассмотрение структуры технологического процесса показывает, что повышение  его эффективности можно получить за счет:

-   оптимальной структуры  содержания учебной информации, предъявляемой ученику;

-   эффективного управления  и организации познавательной  деятельности де тей;

-   использования возможностей  индивидуальных самоуправляемых  процессов усвоения информации  учеником;

-   организации эффективного  контроля за усвоением информации (обратной связи).

Лишь тогда можно говорить о достаточном уровне управления учебным процессом, когда в результате его учащиеся овладевают знаниями и  умениями на уровне планируемых результатов.

Информация о работе Классификация педагогических технологий