Классификация педагогических технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:37, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским ("Великая дидактика") (Коменский Я.А., 2005).
Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар 3.docx

— 78.89 Кб (Скачать файл)

в) Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)

Волков Игорь Павлович - педагог-новатор, заслуженный учитель РФ (г. Реутов Московской обл.). Им разработана и осуществлена технология творческого развивающего обучения, в соответствии с которой последовательно формируются творческие способности личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.

Альтшуллер Генрих Саулович (Г.Альтов) - изобретатель, писатель-фантаст, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.

Иванов Игорь Петрович (1925-1991) - академик РАО, автор методики коммунарского воспитания, методики коллективных творческих дел.

В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество -понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, в данном месте, для самого субъекта).

Обобщенные творческие способности  личности:

•  самостоятельное видение  проблем, аналитическое мышление;

•  умение перенести ЗУН  и СУД в новую ситуацию;

•  видение новой стороны  в знакомом объекте (альтернативное мышление);

•  умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные  способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление).

Достижение творческого  уровня развития личности может считаться  наивысшим результатом в любой  педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью, это:

-   выявление и развитие  творческих способностей И.П.  Волкова;

-   технология технического  творчества (теория решения изобретательских  за дач) Г.С. Альтшуллера;

-   технология воспитания  общественного творчества И.П.  Иванова.

Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют  как общие, так и специфичные  особенности.

г) Личностно ориентированное  развивающее обучение (И. С. Якиманская)

Якиманская Ираида Сергеевна - доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО.

В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающих системах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова почти не учитывался, игнорировался - субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социо-культурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).

д) Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

Селевко Герман Константинович - кандидат педагогических наук, научный руководитель авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности» (г. Рыбинск Ярославской обл.).

Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий РО и дополняет их следующими важнейшими особенностями:

Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

•   в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

•   в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявле ние своих способностей и сил);

•   в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, кол лективная деятельность);

•   в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Целью и средством в  педагогическом процессе становится доминанта  самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А. А. Ухтомскому.

Вопрос 7

Педагогические технологии авторских  школ.

Термины «инновационная школа» и «авторская школа»употребляются с конца 80-х годов, но, по существу, все новые для своего времени, оригинальные и экспериментальные учебно-воспитательные учреждения в истории педагогики являли собой именно «авторские школы» (воспитательные заведения И.Г.Песталоцци, С.Френе, Я. Корчака, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Школы М.Монтессори, Р.Штейнера, Л.Н.Толстого, В.Н.Сороки-Росинского, Н.А.Сухомлинского, Ф.Ф.Брюховецкого, Т.Е.Конниковой и др.).

Особую роль авторские  школы играют на современном этапе  революционного преобразования общественного  устройства: они ищут и указывают  пути и способы развития образования,

открывают новые цели, разрабатывают  содержание обучения, изобретают и  апробируют новые педагогические технологии и системы.

Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).

Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной техно прической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.

•  Инновационносгпь: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

•  Альтернативность: отличие  каких-либо из основных компонентов  учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др. ) от традиционных, принятых в массовой школе.

•  Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

•  Системность и комплексность  учебно-воспитательного процесса.

•  Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей  школы социальному заказу.

•  Наличие признаков  или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

а) Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде)

Ямбург Евгений Александрович - заслуженный учитель РФ, директор многопрофильного комплекса № 109 г. Москвы.

Бройде Борис Александрович - заслуженный учитель РФ, директор учебно-воспитательного комплекса вариативного образования на базе с.ш. № 26 г. Ярославля.

Адаптивная школа (школа адаптирующей педагогики) - это школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.

Прообразом такой школы  служит Маннгеймская система, получившая свое название от имени города Маннгейм, где она впервые была применена. Она характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения учащиеся, в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределялись по классам на слабых, средних и сильных.

б) Модель «Русская школа»

Гончаров Иван Федорович - доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского педагогического университета,

Погодина Людмила Николаевна - директор учебно-экспериментального комплекса «Русская школа», действующего на базе школы Л» 141 г. Москвы и объединяющего детский сад, школу-лицей и учительскую семинарию.

Создание русской национальной школы являлось актуальной проблемой начиная со времен М.В. Ломоносова. Яркими приверженцами идеи национальной школы выступали К.Д. Ушинский, Ф.М. Достоевский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, Д.И. Менделеев, В.О. Ключевский. Свое отношение к идее русской школы высказывали И.А. Ильин, К.А. Тимирязев, Н. Бердяев, В.В. Розанов и в новое время Д.С. Лихачев, А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын.

В школе дореволюционной  России национальная идентификация  осуществлялась с помощью преподавания на русском языке православия (изучения Закона Божьего), после революции  эту роль выполняли русский язык и коммунистическое воспитание.

С начала 90-х годов выделилось несколько направлений строительства  русской национальной школы. Сторонники культурно-образовательного подхода (И.Ф.Гончаров) стараются максимально насытить содержание образования русским  этнографическим и историческим материалом. Ими широко используются русские народные песни и музыка, хоровое пение, былины, сказания, а  также родиноведче-ский материал. Приоритетное место в учебных планах отводится таким предметам, как родной язык, русская история, отечественная литература, география России, русское искусство. В преподавании преодолевается доминирующий ныне, по мнению сторонников этого направления, «очернительный» взгляд на историю русского народа как цепь неудач и поражений и осуществляется переход к воспитанию на положительных примерах, показу светлых сторон русского характера, героических сторон истории. Как правило, образовательная деятельность органично дополняется соответствующей воспитательной работой.

Русскую национальную школу  создают и учредители православных учебных заведений, где образовательный  материал представлен религиозным  содержанием, составляющим неотъемлемую составную часть русской культуры - молитвами, Житиями святых, духовной музыкой, церковным песнопением. Интересная попытка возрождения очагов русской  духовности по примеру Сергия Радонежского путем организации своеобразных школ-монастырей предпринимается исподволь  в различных регионах страны (М.Щетинин).

Третье направление - это построение русской школы, обращенной в будущее, основывающейся на формировании у молодежи современного отношения к культурному наследию как фактору развития России. Национальная школа - это в первую очередь просто хорошая система образования. Стремление же гипертрофировать национальное содержание неизбежно ограничивает общее образование; «нация не нечто противоположное общечеловеческому, но стиль творческого усвоения народом общекультурного содержания» (С.Гессен).

Модель «Новая русская школа», осуществляющаяся в с.ш. №141 г. Москвы (Л.Н.Погодина), объединяет особенности всех трех перечисленных направлений, интегрируя и адаптируя их позиции к современным социально-политическим и экономическим условиям.

в) Технология авторской  Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)

Тубельский Александр Наумович — директор средней школы № 734 г. Москвы, кандидат педагогических наук..

Школа самоопределения - комплексное образовательное учреждение, в котором обучение и воспитание детей с 3 до 17 лет сочетается с работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования.

г) Школа-парк (М.А. Балабан)

Балабан Милослав Александрович  - доцент МГУ, пропагандист и координатор международной программы EPOS (educational park of open studios).

Прообразом организации  процесса в Школе-парке являются открытые студии в Древней Греции, где среди прочих мастеров Сократ, Платон и Аристотель вели обучающие  беседы-диалоги со студентами, которых  интересовали различные проблемы мироустройства. Другим аналогом прошлого (до XVII века) могут служить формы ученичества  в продуктивной среде (семье, мастерской, ферме). Сегодняшние частные прототипы - парк-школы Саммерхилл в Англии и Садбери Вэлли в США.

Эта технология интегрирует  идеи и принципы ряда образовательных  технологий, среди которых в первую очередь следует назвать белл-ланкастерскую систему, систему С.Френе, Йена-план, коллективный способ обучения (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко), воспитательную методику И.П.Иванова.

В 95-й школе Екатеринбурга (типичная массовая школа на окраине  города, 1200 учащихся, двухсменный режим  работы) парковую технологию внедряют с 1993 года.

д) Агрошкола А.А. Католикова

Католиков Александр Александрович — директор агрошколы-интерната (г. Сыктывкар, Республика Коми), народный учитель СССР, член-корреспондент РАО; воплотил в условиях типовой интернатной школы модель трудового воспитания по А.С.Макаренко.

Отечественная педагогическая наука и практика накопили богатый  опыт осуществления трудового и  политехнического воспитания и обучения. Широко понимаемое трудовое воспитание включает овладение простейшими  общетрудовыми умениями и навыками, политехническими знаниями, формирование у молодого поколения качеств СДП личности. На базе трудовой и политехнической подготовки успешно решаются проблемы профессиональной ориентации.

Однако прогресс трудоемких и энергоемких промышленных технологий, информационных средств управления и связи, с одной стороны, и  подъем общественного движения за гуманизацию и демократизацию образования — с другой, привели в последние десятилетия к утрате внимания и снижению уровня политехнического и трудового воспитания в школах.

Тем ценнее становится опыт школ, осуществляющих в современных  условиях технологии трудового и  политехнического образования, соединения обучения с производительным трудом. Сегодня эти школы выступают  на общем фоне как альтернативные, авторские.

Агрошкола А.А.Католикова представляет собой школу полного дня, режим и организация в которой построены во многом по аналогии с коммуной А.С.Макаренко. В школе-интернате воспитываются около 300 детей с 2 до 18 лет. Материальная база Агрошколы состоит из городской и пригородной частей, включающих, кроме учебных и спальных корпусов, медицинский блок со всем необходимым оборудованием, спортивный блок с плавательным бассейном, стрелковый тир.

Пригородная круглогодичная база отдыха и труда представляет учебно-опытное хозяйство: дети приучаются здесь к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы.

Информация о работе Классификация педагогических технологий