Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 22:42, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании коллективных форм обучения в средней школе, как одного из важнейших показателей развития личности учащегося.
Задачи курсовой работы:
1) проанализировать психолого-педагогическую лингвистическую литературу по теме исследования;
2) изучить учебно-методическую литературу о формах организации учебной работы;
3) апробировать коллективные формы работы организации учебного процесса на уроке русского языка в основной школе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....….2
Глава 1. Психология коллектива в средней школе …………..….…......6
Глава 2. Классификация форм обучения…………………………….….11
2.1 Индивидуальная форма обучения………………………….…11
2.2 Групповая форма обучения…………………………………...13
2.3 Коллективная форма обучения ………………….………….…14
Глава 3. Коллективная форма обучения на уроках русского языка…..22
3. 1 Коллективный способ обучения на уроках русского языка………………………………………….…...22
3.2 Коллективная форма обучения с использованием компьютерных технологий……….….….24
3.3 Методика коллективной формы обучения (КСО)…………..25
Заключение…………………………………………………………….....32
Список используемой литературы………………………………….…..34
Главный
критерий технологии коллективной
формы обучения
- все дети учатся! Только с разными темпами
и на разных уровнях: одни овладеют только
базовым (стандартным), другие продвинутся
на повышенный, а кому-то удастся освоить
высокий. Школьную программу способны
освоить практически все дети, только
если они не больны. Более способные смогут
закончить изучение учебных предметов
досрочно, на 1,5-2 года раньше, а другим,
возможно, потребуется увеличить срок
обучения. Все зависит от природных способностей,
состояния здоровья, трудолюбия, интересов
и наклонностей. В нашей технологии дети
ориентируются на положительные примеры,
и мы не наказываем двойками тех, кто отстает.
Но они "наказаны" своим положением,
когда находятся где-то в арьергарде и
видят, что их товарищи уходят вперед.
Характерно, что в освоении разных предметов
ученики могут двигаться с разным темпом.
И разные уровни - это нормальное явление
при коллективном
способе
обучения ,
где главным ориентиром становится не
оценка, а качественное усвоение материала.
Ученик может прекрасно его изложить,
доказать, применить на практике и перейти
на более высокий уровень.
ГЛАВА 3. Коллективная форма обучения на уроках русского языка.
3.1 Коллективный способ обучения на уроках русского языка .
Творческие
способности личности на уроках русского
языка и литературы могут осуществляться
лишь в творческой деятельности в процессе
обучения.
Широкое применение в практике обучения
получили проблемные ситуации, возникающие
в результате побуждения школьников к
выдвижению гипотез, предварительных
выводов, обобщений. Являясь сложным приемом
умственной деятельности, обобщение предполагает
наличие умения анализировать явления,
выделять главное, абстрагировать, сравнивать,
оценивать, определять понятия.[5, С. 128]
В то же время любая познавательная деятельность требует от человека умения оперировать не только общими приемами, но и специфическими, что обусловлено содержанием изучаемого предмета.
Эффективным является обучение, когда цель, поставленная учителем, становится целью самих учащихся. Процесс познания происходит более активно и глубоко. Стремление разобраться в каком-либо вопросе побуждает учащихся к исследовательской работе. Поэтому во многие уроки включён лингвистический эксперимент, развивающий не только мышление, но и языковое чутьё. Один из приёмов создания мотивации изучения темы – приём “открытия детьми темы”, опирающийся на психологические особенности детского восприятия, на естественное желание разгадать загадку, поставленную в интересной форме; ответить на вопрос, возникший в ходе учебного диалога; увидеть незнакомое в тексте и попытаться самостоятельно разобраться в нём. Главное не давать детям знания в готовом виде. На уроках возможна организация групповой работы, работы в парах, направленной на открытие нового знания.
Чтобы учение было посильным всем детям, используются разноуровневые задания на уроке и в качестве домашнего задания, разноуровневые контрольные работы, карточки дозированной помощи. Учитель предоставляет детям возможность выбирать содержание и форму домашнего задания.
Учителю на уроке отводится роль соучастника диалога, полилога, способного к импровизации, умеющего быстро отреагировать на возможные версии; друга, которому можно доверить даже сомнительную гипотезу, для которого ход рассуждений так интересен и нов, сколько он интересен и нов для учащихся.
Если
в классе чётко налажено самоуправление
(то есть в каждом сводном отряде имеется
командир, который является ответственным
за организацию работы в своём отряде),
то деятельность учителя меняется. Некоторые
методики коллективных
занятий не требуют постоянного присутствия
учителя в сводном отряде (например, методики
взаимопередачи тем, взаимотренажа, взаимопроверки
индивидуальных заданий, методика Ривина.
Учитель на таких занятиях может координировать
работу сводного отряда, обеспечивать
переход учеников из одного отряда в другой
в случае выполнения какой-либо работы.
Он может попеременно работать с разными
сводными отрядами: прочитать мини- лекцию
в малой группе и дать ребятам вопросы
для её самостоятельной проработки, подсесть
к другому сводному отряду и проконтролировать,
как идёт работа в парах по методике Ривина;
затем принять зачёт у учеников из третьего
сводного отряда, после - проследить, как
передают друг другу темы ученики, занимающиеся
в сводном отряде по методике “взаимопередачи
тем”.
3.2 Коллективная форма обучения с использованием компьютерных технологий.
При
обучении с использованием учебных компьютерных
технологий применяются следующие основные
формы организации занятий: индивидуальная
(ученик- компьютер ), групповая (группа
учеников-один компьютер ), коллективная
(педагог-группа учеников-группа компьютеров
).
В целом, информационная технология обучения (ИТО) представляет собой совокупность знаний о способах и средствах организации обучения, а также сам процесс обучения в условиях применения компьютера как технического средства. ИТО характеризует новый подход к сбору, передаче и доведению до учащихся учебной информации. При этом учебная информация сама становится объектом компьютерной технологической обработки.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что компьютер может применяться в следующих направлениях: при изучении образовательных предметов; при свободной учебно-познавательной деятельности обучаемых в сфере информационных технологий; в целях обновления содержания образования и интенсификации процесса обучения; в целях усиления возможностей обучения в условиях многопредметной деятельности преподавателя; для коррекции индивидуального развития учащихся; для профессиональной ориентации; как средство анализа в процессе рефлексивной деятельности обучающихся; как инструмент, орудие, средство информационной деятельности субъектов учебного процесса.
Для уроков русского языка компьютеры могут использоваться при проверке знаний словарных слов; тестовых материалов, знаний правил русского языка и т.п.[19, С. 216]
3.3 Методика коллективной формы обучения (КСО)
Эта
методика известна с 1911 года. Ее основатель
– инженер Ривин
Александр Григорьевич. Его попросили
подготовить в ВУЗы разновозрастных учащихся
с разным уровнем подготовки. Принцип
работы состоял в следующем:
-
ј часть времени работали
-
сначала была лекция –
СМЫСЛ
МЕТОДИКИ.
Спланировать время так, чтобы была:
1. Лекция;
2. Самостоятельная проработка материала
– работает каждый ученик и обменивается
смыслом информации с другим учеником;
3. Практическая отработка – с несколькими
сменными партнёрами группы;
4. Экспертная проверка между группами,
докладывают свои результаты – самооценка;
МЕТОДИКИ
КСО.
|Мурманская |Методика |Методика |
|методика |взаимообмена |Ривина – |
|“ММ” |заданиями |Баженова “МРБ” |
|Отработка понятий |Изучение нового |Отработка
умений, |
|и правил |материала, |навыков решений
|
| |обобщение и |задания для применения
|
| |систематизация |в новой ситуации |
|Методика Ривина “МР” |Обратная методика
“ОМ” |
|Изучение нового материала, с |Изучение
нового материала, |
|дальнейшей поабзационной |отработка
изучения материала |
|проработкой | |
Каким образом строится урок ?
Зная тему урока:
1.
Учитель ставит дидактическую
задачу
|контроль |самоконтроль |взаимоконтроль
|
2.
Конструирование урока по
1-2 урок – вводная лекция
3 урок – отработка материала лекции
4-5 урок – изучение темы по методике
6 урок – практическое занятие по методике КСО
7
урок – тематический учёт
ВИДЫ ПОСАДКИ УЧАЩИХСЯ
[pic]
[pic]
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ В РАЗНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ.
|Виды общения |Формы организации
|Способ общения |
| |познавательной | |
| |деятельности | |
|1.Опосредованное |Индивидуальная |Индивидуальный
|
|2.Общение в паре |Парная |Парный |
|(постоянный состав). | | |
|3.Общение в группе |Групповая |Групповой
|
|4.Естественное общение | Коллективная
|КСО |
|(в парах сменного | | |
|состава) | | |
ЛИСТОК УЧИТЕЛЯ
(готовый
для контроля за ходом занятия).
|Понятия |Вопросы I части |Вопросы II части
|Цвет и № |
| |карточки |карточки |карточки |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
УЧЕТ ПОНИМАНИЯ
1. На полях в тетрадях.
2. Индивидуальная карточка.
Учет
в классе
|Фамилия |№ карточки |
| |синий |желтый |красный |
| | | | |
| | | | |
ВИДЫ КОНТРОЛЯ.
1. Понятийный диктант.
2. Зачет по понятиям в группе.
3. Зачет по последней карточке.
4.
Взаимозачет в параллельных
|Задачи методик |Результат |
|1.Изучение и первичное |Восприятие и первичное
осознание |
|закрепление новых знаний (ОМР, |нового
материала |
|Ривина) | |
|2. Закрепление новых знаний ММ |Вторичное
закрепление усвоенных |
| |знаний, выработка умений по их |
| |применению |
|3. Комплексного применения |Выработка
умений самостоятельно |
|знаний ОМР, МРБ |применить знание, осуществлять
их|
| |перенос в новые условия |
|4. Обобщение и систематизация |Усвоение
знаний и способов |
|знаний МВЗ, МРБ |действий в комплексе
и системе |
|5. Контроль, проверки, оценки |Определение
уровня овладения |
| |знаниями и способами |
| |деятельности. |
ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДИК
1. Охватываются 3 уровня обучения:
1) репродуктивный
2) конструктивный
3) творческий
1. “Не учитель даёт, а ученик берёт”, а ученик берёт на себя ответственность за выполнение учебной работы.
2. Позволяет уменьшить нагрузку ученика.
3.
Способствует индивидуальному
4. Повышает мотивацию учения.
5. Позволяет направить максимум усилий школьника в область его учебных возможностей и интересов.
Отрицательные моменты: лишний рабочий шум.
Приведем пример организации коллективного урока русского языка по методике Ривина (МР):
Ученики
решают дидактическую задачу по изучению
нового учебного материала при чтении
и поабзационной проработке текстов. Требует
90 минут.
Продолжается 4-8 учебных часов и более.
Применима для любой возрастной группы.
Требует умений читать, выделять главные
мысли, пересказывать, вести диалог.
I. Подготовка дидактического материала. Подготовка текста
Учебная тема делится на определенные тексты, с которыми будут работать учащийся.
Каждому тексту определяется номер и цвет (сигнал).
Сильными учениками текст делится на абзацы самостоятельно.
II. Организация работы одного ученика и пары.
Учитель на доске – название текстов и цвет (номер) сигнала к ним.
Ученики – в тетрадь.
Два ученика, получив тексты, садятся в пары и начинают работать над текстом.
В
тетради ученик А записывает фамилию партнера.
А называют партнеру тему текста, говорит,
сколько в нем абзацев и читает партнеру
один абзац.
Обсуждают содержимое первого абзаца,
новые термины записывают в тетрадь.
Озаглавливают абзац. Все записывают в
тетрадь А.
Так же работают с первым абзацем ученика В. Затем благодарят друг друга и находят новых партнеров по цветовому сигналу.
А
отыскивает С, на полях записывает фамилию
и цветовой сигнал. А рассказывает С содержание
первого абзаца своего текста, сказав
ему название всего текста, заглавие первого
абзаца. А читает второй абзац текста ученику
С. С вписывает в тетрадь А, рассказывает
содержание предыдущих.
Закончив работу над текстом и составив план текста, А готовится к выступлению на малой группе.
РАБОТА КЛАССА.
Посадка Ривинская – свободная.
Если между текстами есть логическая зависимость, то устанавливается маршрут.
Текстов от 4-х до 8-ми.
Уроков 3 – 6.
Учет:
1. Индивидуальный учет – в своей тетради. Учет текстов и фамилии партнеров.
2. Учет в группе - на экране учета ставят “+”, если текст изучен.
Контроль:
1. Выступление на малой группе (взаимоконтроль) и на экране отметка.
2.
Прослушивание учителем
3.
Проверка тетради по
4.
Прием зачета по всем
АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПО МЕТОДИКЕ РИВИНА (МР). ОСНОВА.
1.
Получите текст и цветной
2. Найдите первого партнера, на полях запишите его фамилию и цветной сигнал темы.
3. Прочтите партнеру весь текст и поделите его на абзацы.
4.
Прочитайте партнеру первый
5. Партнер задает вопросы, чтобы вы поняли значение терминов, словосочетаний, усвоили смысл абзаца.
6. Озаглавить абзац.
7. Партнер записывает заглавие в вашу тетрадь.
8.
Приступайте к работе над
9. Поблагодарите друг друга. По цветному сигналу, отличному от вашего и первого партнёра, найдите второго партнёра. Запишите его фамилию и цветной сигнал в своей тетради.
10. Второму партнёру перескажите содержание 1 абзаца своего текста.
11. Работайте над вторым абзацем и далее с пункта 4.
12. Подготовьтесь к выступлению на малой группе, когда все абзацы закончены.
13. Выступите на группе. Отметьте это в экране учёта.
14.
Получите у учителя новый
Заключение
Среди многих причин, которые в той или другой степени обуславливают кризисное состояние образования во всем современном мире, есть причины, которую обычно не называют, ее как бы «не замечают» или не придают особого значения. Полагают, что образование в школах и других учебно-воспитательных учреждениях можно исправить, улучшить, вывести всю систему образования из кризиса, если увеличить сроки обучения в школах, ввести единый государственный экзамен (ЕГЭ), государственный образовательный стандарт, обновить и минимализировать содержание образования, подвергнуть решительному сокращению разросшиеся по объему учебные предметы естественно- математического цикла, выделить больше средств на учебники и учебное оборудование, ремонт и строительство школ, на зарплату учителям и обслуживающему персоналу, больше уделить внимания уделить физической культуре и воспитательной работе, ввести «подушевое» финансирование, повысить правовой статус школ и вузов… Кризис не ослабевает, а, напротив, только возрастает. Это в полной мере относится к школам и другим образовательным учреждениям Российской Федерации.
Информация о работе Коллективный способ обучения на уроках русского языка