Коммуникативные игры дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:22, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе приведен анализ задач программы «Пралеска» по коммуникативному развитию старших дошкольников, описаны коммуникативные игры на развитие навыка общения у старших дошкольников

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Анализ задач программы «Пралеска» по коммуникативному развитию старших дошкольников
2. Коммуникативные игры на развитие навыка общения у старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Коммуникативные игры дошкольников.docx

— 38.31 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

 

  1. Анализ задач программы «Пралеска» по коммуникативному развитию старших дошкольников……………………………………..
  2. Коммуникативные игры на развитие навыка общения у старших дошкольников…………………………………………………………..

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

 

3

 

 

4

 

6

 

14

 

15

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Многое в жизни человека зависит от способности к общению, а речь инструмент общения, его главное  средство. Хорошо владеющий речью  человек ценится в любом обществе, как ценится и человек, наделенный «талантом общения» или воспитавший, развивший его в себе. [3]

Психологи определяют коммуникативные  способности как индивидуально-психологические  особенности личности, обеспечивающие эффективность  ее общения и совместимость  с другими людьми. Способность  к общению включает себя:

- желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);

- умение организовывать  общение («Я умею»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

знание норм и  правил, которым нужно следовать  при общении с окружающими («Я знаю»).

Дети 5- 6 лет уже умеют  согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят  свои действия с общественными нормами  поведения. Всему этому ребенок  научается в семье, в детской группе и в общении с взрослыми – воспитателями,  родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.  Значение взаимоотношений с окружающими огромно. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовывать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым.  Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости.  Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. [2] 

 

1. Анализ задач  программы «Пралеска» по коммуникативному развитию старших дошкольников

  • Программа дошкольного образования «Пралеска» рекомендует воспитателям решать следующие задачи, организуя коммуникативное развитие детей группы «Фантазеры» [5]:
  • развивать и углублять у детей интерес к сверстникам, создавая благоприятные условия для удовлетворения потребностей в общении (эмоционально-личностном, деловом, внеситуативно-познавательном) и совместной деятельности с ними, для позитивного самоутверждения и признания;
  • развивать умение понимать себя и других, распознавать эмоциональные состояния сверстников, выражать свое отношение вербальными и невербальными средствами;
  • воспитывать чувство собственной ответственности за результаты общих дел, эмоциональную атмосферу в группе чувство благодарности за проявление внимания к себе со стороны сверстников;
  • содействовать удовлетворению потребности детей в деловых контактах, организовывая и вступая в сотрудничество с воспитанниками, нуждающимися в оказании практической помощи; в деловом общении (при овладении новым предметом, орудийным действием и т. п.); использовать практическое взаимодействие с ребенком для развития его умелости, практического мышления, «налаживания» в процессе партнерства взаимопонимания;
  • активизировать внеситуативно-познавательное общение, стимулировать познавательный интерес как основной мотив такого общения; поддерживать разнообразные проявления детской пытливости, любознательности; содействовать преодолению зависимости содержания общения от конкретной ситуации, расширению и обогащению интересов воспитанников;
  • создавать благоприятные условия для своевременного возникновения и развития внеситуативно-личностного общения (беседы об окружающих людях, их внутреннем мире, взаимоотношениях со сверстниками, о себе, о героях литературных произведений и др.); поддерживать стремление детей достичь в процессе такой формы общения единства взглядов и оценок с взрослым, проявить сопереживание в отношении старшего собеседника;
  • воспитывать у детей личностные качества, навыки и умения, облегчающие внеситуативно-личностное общение, способствующие успеху в нем (доброжелательность ко всем людям, эмпатия, способность к сопереживанию и др.); содействовать формированию основ моральных ценностей, понятия о дружбе, справедливости, трудолюбии и др.;
  • содействовать развитию и проявлению во внеситуативно-личностном общении диалектического, социального и эмоционального мышления; обучать с разных позиций оценивать поведение, поступки людей;
  • содействовать обогащению детей знаниями, способствующими успешности во внеситуативно-личностном общении (о нормах социальной жизни, правах и обязанностях, о некоторых психологических качествах, индивидуальных особенностях людей и т. п.);
  • формировать коммуникативную готовность детей к школе, к общению с учителем;
  • содействовать дальнейшему развитию благожелательного общения между ровесниками: создавать условия для полноценного общения детей в совместной деятельности — игровой, коллективной, художественной; формировать умения и навыки социального взаимодействия в группе — способность брать на себя игровые роли, приспосабливать свое поведение к поведению партнера, учитывать позицию других;
  • побуждать, одобрять проявление в общении со сверстниками доброжелательности, альтруистических тенденций, эмпатии;
  • формировать культуру общения детей со взрослыми (родителями, сотрудниками детского сада, незнакомыми и др.) и с детьми; обучать культуре общения в разных жизненных ситуациях, в том числе — в конфликтных (формировать умение устанавливать контакт в важных для них видах деятельности, вести спор, выражать благодарность, удовлетворять свои потребности и желания, не мешая другим и т. п.); содействовать использованию в общении принятых в обществе вежливых оборотов речи («будьте добры», «спасибо», «разрешите войти») и др.2;
  • содействовать развитию коммуникативных способностей, признаков социальной одаренности; стимулировать проявление гибкости в общении, стремление и попытки учитывать в процессе взаимодействия особенности собеседника (партнера по общению) — его возраст, язык, социальный статус, пол и др.; содействовать дальнейшему развитию вербальных (словесных) и невербальных (мимика, жест, пантомимика, движение) средств общения;
  • использовать общение разных видов для удовлетворения потребности в самоутверждении и признании окружающими; развитие чувства самоценности, позитивной «Я-концепции»;
  • изучать общение и отношение детей со сверстниками и взрослыми для дальнейшего более глубокого познания внутреннего мира воспитанников, их личностной микросреды, способностей в сфере общения; результаты познания использовать для дальнейшего развития коммуникативных способностей, межличностных отношений.  
    2. Коммуникативные игры на развития навыка общения у старших дошкольников.

 

Известно: игра позволяет  выявить задатки ребенка и  превратить их в способности, развить умения и навыки. [1]

Для детей именно в игре создаются наилучшие условия  для содержательного общения  и обогащения речи. Это значит, что  воспитателям, родителям для развития коммуникативных навыков целесообразно использовать игровые задания и упражнения. [3]

 

Игры и упражнения на развитие самопринятия

и принятия партнера по общению

 

            Кто я?

Цель: расширять у детей представление о себе, формировать принятие себя.

Дети по кругу рассказывают о  привычках или не очень хороших  поступках, от которых они хотели бы отказаться.

 Вариант: дети рисуют на заданную тему.

 

В центре круга

Цель: учить детей говорить добрые слова в адрес другого, дать возможность каждому ребенку ощутить признание и дружескую поддержку.

Дети сидят в кругу на ковре  или на стульчиках. В центре игрок, который назначается педагогом  или выбирается с помощью считал очки. Задача детей - говорить игроку разные приятные слова: «Ты мне нравишься», «Ты вежливая и добрая», «Я люблю с тобой играть» и т. п.

 

На пьедестале

Цель: вызвать у детей положительные эмоции, формировать доброжелательное отношение друг к другу, способность сорадоваться.

Участники стоят в кругу. Педагог  располагает в центре круга стул — «пьедестал». Взрослый спрашивает: «Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться  громом наших аплодисментов?» Дети по очереди представляют себя спортсменами-победителями, лауреатами конкурсов.

 

Царевна-Несмеяна

Цель: формировать у детей доброжелательное отношение к партнеру, умение видеть в нем прежде всего положительные качества.

С помощью считалки или по договоренности выбирается «Царевна-Несмеяна». Чтобы Несмеяна улыбнулась, ей надо сказать добрые слова о том, какая она хорошая. Дети по очереди говорят «царевне» о ее хороших качествах, поступках.

 

Игры и упражнения на умение вступать

в контакт, вести диалог, располагать  к себе партнера

 

О чем можно спросить при встрече?

Цель: учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего эстафета - цветок, осенний листок, красивая палочка. Эстафета переходит из рук  руки. Задача игроков - сформулировать вопрос, который можно задать знакомому  при встрече после слов приветствия, и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает («Как живете?» - «Хорошо». «Как идут дела?» - «Нормально». «Что нового?» - «Все по-старому». - «Как дома?» «Все в порядке» и т. п.). Дважды повторять вопросы нельзя.

 

Вопрос — ответ

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы па нера.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся  реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом произносит собственный вопрос и т. п. (например, «Какое у тебя настроение?» - «Радостное». - «Что делал вчера вечером?» - «Смотрел передачу по телевизору».– «Какую игру ты любишь?» - «Ловишки». - «Что ты любишь кушать?» - «Конфеты»).

 

Познакомимся поближе

Цель: учить детей задавать вопросы партнеру, запоминать информацию о нем, развернуто формулировать и излагать свои мысли.

Педагог предлагает детям коробку  с разрезанными пополам открытками. С помощью открытки игрок находит себе партнера. Каждая пара выбирает место, где можно спокойно поговорить. Предлагается заранее обсудить вопросы друг к другу. Сначала вопросы задает один ребенок, потом другой. Звучит сигнал. Все садятся в круг. Кто-то из детей становится позади партнера, положив руки ему на плечи, и начинает рассказывать о нем все, что запомнил. Звучит очередной сигнал, дети в парах меняются местами.

 

Игры и упражнения на развитие внимания,

 наблюдательности  и интереса к партнеру

 

Вы этого мальчика знаете?

Цель: учить детей замечать особенности внешнего облика партнера по общению.

Педагог обращается к детям с  вопросом: «Вы этого мальчика (девочку) знаете?», указывая глазами или рукой (ладонью) на ребенка. Выбранный ребенок выходит в другое помещение (или прячется за ширмой). Дети по очереди описывают его внешний вид и индивидуальные особенности (рост, цвет волос и глаз, прическу, одежду). Когда все желающие высказались, прятавшийся участник выходит из-за ширмы, и все сверяют точность своего описания с «натурой».

 

Что изменилось?

Цель: учить детей быть внимательным к партнеру, замечать изменения в его внешнем облике, тренировать наблюдательность.

Выбирается подгруппа из 3-7 игроков. Один ребенок назначается на роль ведущего. Все остальные наблюдают за ведущим и оценивают правильность его ответов. Задача ведущего - запомнить внешний вид игроков, их одежду. Затем ведущий выходит из комнаты. Играющие (с помощью взрослого) что-то меняют в своей одежде, прическе. Ведущий возвращается в комнату, внимательно смотрит на детей и старается найти эти изменения. В случае затруднения нахождения изменений, их количество можно уменьшить. Например, нужно найти 3-5 изменений.

Игра проводится несколько раз  со сменой игроков в подгруппе, так что через игру проходит большинство детей.

 

Запомни всех по порядку

Цель: развивать внимание к партнеру, тренировать память на лица и имена.

Ведущий запоминает детей  в той последовательности, в которой  они стоят, и отворачивается. Дети меняются местами. Задача ведущего восстановить первоначальную последовательность игроков. Побеждает тот, кто не допустил ошибки.

Игру можно повторить  несколько раз, постепенно увеличивая количество игроков, развивая тем самым  внимание и память.

 

Игры на развитие умения слушать

и слышать партнера

 

Разговор спина к спине

Цель: развивать умение внимательно слушать и слышать партнера, тренировать силу голоса в общении.

С помощью контакта глаз дети разбиваются  на пары. Они садятся на ковер  спина к спине и по очереди  шепотом рассказывают о чем-либо (например, как он утром шел в детский сад и что видел), затем спрашивают партнера, о чем ему рассказывали.

 

Встреча с другом

Цель: учить детей быть внимательным к партнеру, запоминать информацию о нем, как можно более точно передавать содержание его рассказа.

С помощью контакта глаз дети разбиваются  на пары. Они рассказывают друг другу  о том, как провели выходной день. Затем игроки собираются в круг и  по очереди рассказывают не о себе, а о том, как его партнер  провел выходной день.

 

Рассказываем сказку

Цель: учить детей внимательно слушать партнера.

Дети сидят в кругу. Педагог  предлагает выбрать хорошо знакомую всем сказку. Можно кратко вспомнить  ее содержание. Участники рассказывают сказку, передавая эстафету друг другу, называя по одному предложению из этой сказки.

 

Стихи по кругу

Цель: развивать внимание и умение слушать партнера.

Дети сидят в кругу. Выбирается стихотворение, которое хорошо знают  игроки. У ведущего в руках эстафета. Он начинает: произносит первое слово и передает эстафету соседу слева. Сосед добавляет второе слово и передает эстафету далее.

 

Игры и упражнения на понимание жестов,

 позы, пантомимики

 

Маленькие обезьянки

Цель: учить детей копировать позу, развивать наблюдательность, зрительную память.

Вариант 1. Выбирается ведущий. Он занимает различные позы. Дети рассматривают позы, запоминают и повторяют.

Вариант 2. Дети разбиваются на пары. Один игрок из пары показывает позу и возвращается в исходное положение. Другой ребенок вслед за ним должен точно воспроизвести предложенную позу.

Информация о работе Коммуникативные игры дошкольников