Компьютерная игра как инструмент психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 20:39, реферат

Краткое описание

Наше время характерно стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители. Эти тенденции проявляются и в таких традиционных сферах, как игра и игрушки. Развитие индустрии электронных и компьютерных игр ставит перед психологией новые вопросы: о том, какое влияние они оказывают на развитие ребенка, можно ли эту деятельность назвать игрой, в каком отношении она стоит к традиционной сюжетно-ролевой игре

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей компьютерных игр
1.1 Социально-психологические аспекты компьютерных игр
1.2 Общая психологическая характеристика и типология компьютерных игр
Глава II. Изучение возможности использования компьютерных игр в педагогическом процессе с целью развития познавательного интереса у младших школьников
2.1 Компьютерные игровые программы как средство развития познавательного интереса у младших школьников
2.2 Использование компьютерных игр как инструмента образовательного процесса
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

компьютерная игра как инструмент психолога.docx

— 194.67 Кб (Скачать файл)

Переход к компьютерным технологиям обучения, создание условий для их разработки, апробации и внедрения, поиск разумного сочетания нового с традиционным сложны и требуют решения целого комплекса психолого-педагогических, учебно-методических и других проблем. Среди них можно выделить следующие направления:

1. Выработка единого комплексного  научно-методического подхода к решению проблемы внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс.

2. Разработка методики  использования компьютерных технологий  в практической деятельности.

3. Подготовка педагогических  кадров к освоению компьютерных  технологий обучения и внедрению  их в образовательный процесс.

4. Подготовка обучающихся  к использованию компьютерных  технологий для приобретения  знаний и умений.

5. Материально-техническое  оснащение образовательного учреждения.

6. Поиск, разработка и  создание соответствующего методического  обеспечения.

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом - усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором - компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса.

Компьютерные игры имеют существенное родство с детскими сюжетно-ролевыми играми. Также как детские сюжетно-ролевые игры компьютерные игры представляют собой моделирование разных сфер человеческой деятельности. Компьютерные игры, представляя собой подвижную модель какой-либо профессиональной реальности, позволяют проводить практическое обучение в данной сфере - рассчитывать ресурсы, динамику социальных процессов, создавать возможные варианты развития. Для нас актуальны компьютерные игры в качестве игрового мира, воспроизводящего сказочно-мифологическую реальность (стиль фэнтези). Такими являются приключенческие (квесты), ролевые и стратегические игры.

Компьютерные игры используются практическими психологами как средство развития сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций. Применение компьютерных игр для этих целей показало их эффективные возможности для развития и коррекции сенсомоторики, пространственных функций, внимания, мышления, коммуникативных навыков и в целом, в сфере образования. В онтогенетическом аспекте компьютерные игры позволяют детям познавать окружающий мир и вовлекают их в развивающую деятельность, формируя культурно одобряемые знания и умения.

Компьютерная игротерапия имеет значительное развитие, и приобрела положительный социальный статус в мировой терапевтической практике. Результаты применения показывают, что с помощью компьютерной игротерапии можно осуществлять развивающее - коррекционную работу в сфере эмоциональных, поведенческих и личностных качеств личности. В данном направлении компьютерные игры обладают значительным, еще не раскрытым, потенциалом.

Развивающе - коррекционная работа с познавательными способностями осуществляется в настоящее время в основном с помощью компьютерной техники. Игровая форма многих заданий и хорошая графика имеют преимущество перед книжно-картонными материалами и пособиями. Практический педагог-психолог имеет достаточное количество программ позволяющих развивать мышление, внимание, память и другие познавательные способности.

Компьютерные игры могут иметь косвенный, опосредованный или прямой, непосредственный коррекционный эффект для коррекционной работы с основными эмоциональными, поведенческими нарушениями - агрессивностью, депрессией, замкнутостью, страхами. Опосредованное значение они имеют, если в коррекционной работе применяются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущество в лучшей графике, интерактивности и подвижности персонажей компьютерных игр. Прямым, непосредственным коррекционным эффектом обладают только некоторые игры, но, очевидно, ситуация будет улучшаться в ближайшее время, с выпуском новых программ для детей. Необходим также заказ от психологов фирмам производителям.

Ролевые, приключенческие и стратегические компьютерные игры обладают прямым, непосредственным развивающее - коррекционным эффектом, позволяющим эффективно применять эти игры для развития широкого спектра личностных, поведенческих и эмоциональных качеств детей. Мы находим четыре направления такого применения: 1) Социально-ролевое обучение заключается в том, что ребенок, играя в сюжетно-ролевую сказку и, взаимодействуя с определенными сказочными персонажами, вырабатывает модели общения и поведения необходимые для социальной адаптации. Сюжетно-ролевая сказочная игра развивает весь спектр чувств ребенка в совокупности эмоциональных, интеллектуальных и нравственных чувств. 2) Развитие интеллекта происходит в основном за счет развития логического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Развиваются и другие качества интеллекта такие, как интуиция, опыт, социальное познание, нравственное мышление. 3) Ролевые игры являются психологическими тренажерами личностного роста, так как главной задачей в этих играх является улучшение личностных качеств игрока. Ролевые игры являются сюжетно-ролевыми играми, направленными на обучение и развитие личностных качеств, в качестве которых в ролевых играх фигурируют: здоровье, опыт, интеллект, сила, ловкость, мудрость, обаяние, удача, меткость, образованность, интуиция, восприимчивость, сила воли. Ребенок одновременно познает, что такое структура личности и учиться развивать эти качества в выбранной им ролевом персонаже в игре. 4) Сетевые среды общения организовываются в локальных сетях и сети Интернет. Коллективные игры в локальных сетях позволяют психологам решать те же вопросы, что и в обычной групповой терапии. В сети Интернет организовываются не только совместные игры, но и клубы общения, коллективные мероприятия - путешествия, экскурсии в культурно значимые места, воплощенные в виртуальной реальности.

Список использованной литературы

1. Алаев А., Андреев В. Что такое RPG (Ролевые игры)? Понятия и принципы.Навигатор игрового мира, 1997, №7, с. 56-61.

2. Божович Л.И.. Избранные психологические труды. - М., 1995.

3. Войскунский А.Е.. Групповая игровая деятельность в Интернет // Психологический журнал, 1999,- №1

4. Выготский Л.С. Лекция по психологии игры.// Вопросы психологии.- №6, 1966.

5. Галанина М., Лильин Е. Мы маленькие дети, нам хочется играть. Компьютерра, 1995, №41 (121), с. 38-39.

6. Джуди Солпитер. Дети и компьютер: настольная книга родителей. - М., 1996.

7. Дольто Ф. На стороне ребенка.- Спб., 1997

8. Лысенко Е.Е. Игра с  ЭВМ как вид творческой деятельности. Дисс. канд. психол. наук.- М., 1988.

9. Махлах Е.С. Игровая деятельность младших школьников и подростков. Дисс. канд. психол. наук.- М., 1988.

10. Новоселова С.Л., Г.П. Петку. Компьютерный мир дошкольника.-М., 1997

11. Обухова Л.Ф. Детская  психология: теории, факты, проблемы.-М., 1995

12. Организация работы  ребенка на компьютере. http://www.samovarov.library.com

13. Рубцов В.В. Ученик за  компьютером: что можно, что нельзя. // Основы социально-генетической  психологии М.- Воронеж, 1996.

14. Симонович С.В., Евсеев  Г.А. Занимательный компьютер: Книга  для детей, учителей и родителей. - М., 1998.

15. Смирнова Е. О. Радева Р.Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры //Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII. / Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2000. - 462 с.

16. Фомичева Ю.В., А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров. Психологические корреляты  увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ.- Сер. 14. Психология. 1991.- № 3.

17. Шапкин С.А. Компьютерная  игра: новая область психологических  исследований. Психологический журнал, 1999, №1, с. 86-102.

18. Шурр Э. Хотим в мир Starbright. PC WEEK/RE, 23 января 1996, с. 33.

19. Эльконин Д.Б. Из научных дневников...// Избранные психологические труды.- М., 1996

20. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1978.

   

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА

. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

.1 КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ  ИГР

.2 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК  СРЕДСТВО В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА

.2.1 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ  ФУНКЦИЙ

.2.2 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК  СРЕДСТВО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЙ

.2.3 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК  СРЕДСТВО ТЕРАПИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы наблюдается ускоренная компьютеризация всех сфер общественной жизни. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офиса, медицинских учреждений, школ. Введение компьютеров наряду с пользой порождает и ряд проблем, одна из которых - изучение позитивных и негативных последствий взаимодействия человека с компьютером. Особое место среди мультимедийных средств занимают компьютерные игры, которым в отечественной психологической литературе было уделено недостаточно внимания, что, на мой взгляд, несоизмеримо с теми возможностями, которые они дают для обучения, тестирования, тренинга или психологической реабилитации. Западные исследователи и практики давно поняли, что компьютерные игры по сравнению с другими средствами имеют ряд преимуществ именно потому, что апеллируют к одной из древнейших потребностей человека - потребности играть.

Но общество встречает, как всегда, новое увлечение неоднозначно: на фоне восхищения возможностями компьютера сквозит настороженность, а в ряде случаев - прямое осуждение. В средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. В статьях авторы высказывают мнение, что занятия с компьютером - это своего рода зависимость, которая выражается в таких психопатологических симптомах, как неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими. Отмечается и такая опасность, как "оболванивание" подростка, оскудение его эмоциональной сферы, поскольку игрок, если он хочет выиграть, должен постоянно подавлять свои чувства и оставаться хладнокровным. Некоторые компьютерные игры провоцируют, по мнению авторов, агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, правого экстремизма.

Объектом данной курсовой является работа или деятельность психолога.

А предметом - компьютерная игра как средство в работе психолога.

Цель моей курсовой работы:

рассмотреть эффективно ли использование компьютерных игр в работе психолога.

Задачи данной курсовой работы следующие:

а) рассмотреть существующее понимание работы психолога и его деятельность;

б) рассмотреть примеры использования компьютерных игр как средств терапии, развития, а также в качестве методов психологического исследования.

 

1. Основные направления  в работе психолога

 

Первое направление работы - психодиагностика - предполагает профессиональное владение методами психологического исследования ребенка, в том числе тестами. Основная задача практического психолога, специализирующегося по психодиагностике, сводится к тому, чтобы оценивать психологию и поведение детей и взрослых людей в системе образования, давать им квалифицированную психологическую характеристику, опираясь на достоверные и надежные данные, полученные в процессе психологического обследования. Психолог, занимающийся этим видом профессиональной деятельности, должен знать не только технику применения на практике той или иной психодиагностической методики, но и теорию, в рамках которой она первоначально появилась и в дальнейшем совершенствовалась. Психолог - специалист по диагностике - должен сам уметь при необходимости создавать и проверять, в частности адаптировать, методики, владеть способами научной оценки их валидности и надежности. От психолога требуется научно обоснованная и корректная интерпретация результатов проводимых психодиагностических обследований, не допускающая произвола и непоследовательности в их интерпретации.

Второе направление специализации в работе практического психолога представлено психологическим консультированием. Оно включает в себя следующие частные виды работ:

. Выработку и точную  формулировку психолого-педагогических  рекомендаций, вытекающих из результатов  проведенного психодиагностического  обследования, причем соответствующие  рекомендации должны предлагаться  детям и взрослым в форме, понятной  и доступной для практической  реализации.

. Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной  помощи. Эти беседы завершаются  получением детьми и взрослыми  людьми необходимых им психолого-педагогических  советов.

. Работа с учителями  и родителями, выполняемая в рамках  психологического всеобуча и  системы повышения квалификации.

Третье направление работы - психопрофилактическое - связано с решением задач предупредительного характера, предотвращающих наступление нежелательных психологических последствий в развитии ребенка, например отставания, задержек в развитии, обучении или воспитании, появление нежелательных черт характера, дурных привычек, склонностей. Психолог, занятый профилактической работой, должен знать возможные причины возникновения тех или иных аномалий в развитии, уметь их вовремя заметить и устранить. Этой цели, в частности, служит психологическая подготовка учителей, воспитателей и родителей, в ходе которой их обучают внимательно наблюдать за ребенком и своевременно замечать все, что может привести к отклонениям в психическом развитии.

Четвертое направление работы, обозначенное как психологическая коррекция, предполагает оказание прямого воздействия психолога на ребенка или взрослого с целью исправления имеющихся недостатков, изменения их психологии или поведения. Здесь психолог должен профессионально владеть методами психокоррекции: психотерапией, социально-психологическим тренингом, аутотренингом, определенными приемами, применяемыми в технике гипнотического внушения, а также быть способным оказывать внушающее воздействие на клиента.

На практике психолог, как правило, в той или иной степени занимается работой, связанной со всеми четырьмя направлениями, однако каждое из них требует достаточно большой специальной подготовки, времени и значительного профессионального опыта, поэтому развитие и совершенствование работы практического психолога и психологической службы в целом предполагает специализацию в одном или двух из четырех рассмотренных направлений работы. Это, соответственно, ставит задачу включения в психологическую службу специалистов четырех различных профилей: психодиагностов, консультантов, психопрофилактиков и психокорректоров.

Информация о работе Компьютерная игра как инструмент психолога