Контрольная работа по «Истории педагогики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:58, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрена проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца 18 – начала 20 веков.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 29.36 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

Пермский государственный педагогический университет

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

 

 

«Проблема определения статуса педагогики

в работах выдающихся российских деятелей

конца 18 – начала 20 веков»

 

Контрольная работа по «Истории педагогики»

специальность

«Дошкольная педагогика и психология»

                                                         

                                                                        

  Выполнил:

                                                              Студентка 1-го курса

                                                                         Заочного отделения

                                                                            Сокр. программы

                                                           Палехова Анастасия Михайловна

                                                          

 

 

 

Пермь 2012г.

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….3

Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца 18 – начала 20 веков………………………………4

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Вторая половина XIX в. была порой расцвета русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли, она наряду с другими социально-гуманитарными науками, приобрела автономию от церкви, философии, постепенно освобождается от существовавшего прежде отождествления ее с набором специфических практических задач, решаемых школой, став самостоятельной дисциплиной с собственной исследовательской базой и теоретической традицией.

На протяжении  многих веков и ныне продолжаются дискуссии о статусе педагогики. А что же такое статус педагогики? 

На протяжении долгого времени принято считать предметом педагогики  воспитание как подготовку подрастающего поколения к жизни. По мере развития педагогической теории ясными становилась упрощенность и неточность подобного определения.  И на основе данного определения, ограниченных задач (набор правил и приемов), педагогика теряет статус науки. На какой же основе педагогика разрабатывает теорию и методику воспитания? Поэтому правильным будет считать предметом педагогики исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического  процесса. При определении предмета педагогики и основных проблем ее исследования (цели, содержание, методы воспитания) мы можем раскрыть сущность важнейших педагогических  понятий, таких как воспитание, обучение и образование. Что же такое педагогика, какова  ее сущность, является ли она наукой  или частью другой науки, и если да, то какое место она занимает среди других наук? Актуальность темы не вызывает сомнений. И это подтверждают работы выдающихся российских деятелей.

 

Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца 18 – начала 20 веков.

Петр Федорович Каптеров

(1849 – 1921 гг.)

Теоретик и историк воспитания и образования, занимает видное место в русской педагогике. Он много взял идей из концепций Д.Локка, И.Ф.Гербарта, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского. П.Ф.Каптеров продолжил традицию антропологического обоснования воспитания. По его мнению, развитие педагогики без опоры на данные физиологии и психологии невозможно. Педагогика - прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на фундаментальные законы о человеке. Излюбленная его теория о целесообразности отделения воспитания и образования от государства, церкви, политической борьбы.

Педагогический процесс – “один поток развития личности состоящий из саморазвития и самосовершенствования (гармоническая социализация воспитания, процесс усвоения системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества) развитие всех духовных и физических сил человека”.

В книге «Педагогика – наука или искусство?» Каптерев на основе анализа работ Ушинского и Милля, делает вывод, что их определения и различия между наукой и искусством неправильны. «Нельзя признавать два рода умственной деятельности – науку и искусство, а следует допустить только два вида – чистую науку и прикладную науку, и что педагогика, собственно теория воспитания, есть прикладная наука». 

Цель воспитания, по мнению автора: «применение общих законов жизни».

 

 

 

 

Сергей Иосифович Гессен

(1887 – 1950 гг.)

 

С.И. Гессен - один из тех ученых, которые составляли цвет отечественной педагогической науки. Гессен был разносторонне образованным человеком, знатоком философии Э.Канта.

В главном труде С.И.Гессена “Основы педагогики” (1923г.) подчеркнута главная роль философии как источника педагогической науки. Гессен признавал за образованием, прежде всего культурологическую функцию: “Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного”. Идя вслед за неокантианством, он классифицировал педагогику как нормативную науку, т.е. знания о том каким должны быть воспитание и обучение.

Целью образования, по Гессену, является не только приобщение ученика к культурным, в том числе и научным ценностям, достижениям человечества. Его целью является одновременно формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Своеобразие личности, прежде всего, - в её духовности. Могущество индивидуальности, подчеркивал Гессен, коренится не в природной мощи её психологического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникается его душа. Личность “обретается только через работу над сверхличными задачами. Она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этой науки и культуры”.

В “Основах педагогики” С.И.Гессен пытался показать, что в основу педагогического знания должна быть положена философия, что без осмысления основных проблем воспитания нельзя выйти на решение частных вопросов педагогики. Отсюда и вывод о том, что педагогика является теоретическим обоснованием образовательной деятельности, основанной на философии. Поскольку образовательная деятельность имеет дело с определенным “материалом”, то педагог с необходимостью использует в своей работе данные таких наук, как физиология и психология. Однако Гессен считал, что не стоит преувеличивать значения для педагогики этих наук, что наблюдается в педагогической деятельности К.Д.Ушинского и в современной теории педагогики. Физиология и психология изучают “природного человека”, его индивидуальность, а границы педагогической науки, по мнению Гессена, вписываются в более широкие области человеческой культуры: образованность, гражданственность, цивилизация. Образование есть не только развитие индивидуальности индивида, сколько его насыщение культурными ценностями: науками, искусствами, нравственностью и пр.

Природный человек педагогическими средствами поднимается до уровня общечеловеческой культуры и выходит в лучших представителях человечества за её пределы, тем самым в личном творчестве обогащая его. И.С.Гессен подвергал критике идею К.Д.Ушинского о национальном народном воспитании. Он выступал за общечеловеческое воспитание, вооружение методом самостоятельного добывания знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Василий Васильевич Зеньковский

(1881 – 1962 гг.)

Зеньковский предлагал оригинальную философско-педагогическую систему, близкую к идеям С.И.Гессена, хотя философское основание воспитания у них было различным. Зеньковский исходил из христианского мировоззрения.

Главная задача воспитания, по мнению Зеньковского, заключается в том, чтобы помочь школьнику найти себя, руководствуясь наставлениями учителя–пастыря, научиться творчески преображать свой «природный состав», направляя к добру триединое существование в себе: наследственности, социальности, духовности. Большое значение в воспитании Зеньковский уделял творчеству, оценочной деятельности, рассуждениям ребенка. Он считал, что путь нравственного воспитания - активное преодоление зла посредством раскрытия и укрепления светлых сил и устремлений ребенка. Силы добра и свободы находят отражение в творчестве В.В.Зеньковского. С этой точки зрения Зеньковский критиковал позицию Л.Н. Толстого, который выдвигал в качестве основы нравственного воспитания принцип служения добру и самосовершенствования личности путем совмещения его с принципом «непротивления злу насилием». По Зеньковскому, основная ошибка «толстовской педагогики» состоит в утопическом преклонении перед якобы совершенными природными силами детской души, замене христианской религии собственной доморощенной религией «толстовства», что и не позволило Л.Н.Толстому педагогически верно подойти к решению проблемы соответствия детской свободы, добра и зла в духовно-нравственном развитии ребенка.

 

В.В.Зеньковский считал, что свобода духовно-нравственного самосозидания личности ребенка не дана ему от природы, что её следует целенаправленно воспитывать педагогическими средствами. Учитель – воспитатель, развивающий в детях важнейшее личностное качество “восхождение к свободе”, опирается на внутренние духовные силы ребенка, на данный от бога человеку “дар свободы” и помогает ему обрести личную свободу, раскрыть свой творческий потенциал. Педагогическая задача заключается в поиске способов соединения в душе ученика свободы с добром, с духовно-нравственными ценностями христианского человечества.

 

Новиков Николай Иванович

(1744-1818г.)

 В работе «О воспитании  и наставлении детей», автор изложил  свою педагогическую позицию. Главный  предмет воспитания - образовать  детей счастливыми людьми и  полезными гражданами. Цель воспитания - «воспитать детей своих самолучшим  образом». «Воспитание детей как  для государства, так и для  каждой фамилии весьма важно. С самыми лучшими законами, с  самою религию, при самом цветущем  состоянии наук и художеств  государство имело бы весьма  худых членов, если б правительство  пренебрегло сей единый предмет, на котором утверждается все  в каждом государстве». Считает  воспитание единым главным предметом: «Единое воспитание есть подлинный  творец добрых нравов; чрез него  вкус добродетели, отечественный  дух, благородная народная гордость, любовь к простоте и натуре  со всеми общественными и гражданскими  добродетелями должны овладеть  сердцами граждан; чрез него мужчины  и женщины должны образованы  быть сходственно с их полом, а всякий особенный класс государства  тем, чем ему надлежит быть».

Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Н. И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой. 

Толстой Лев Николаевич

(1828-1910г.)

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука».

Он старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. В работе «Воспитание и образование» Толстой подробно описывает, что он понимает под этими понятиями и можно ли их смешивать. «Наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как на существо, совершенно подчиненное воспитателю. Влияние жизни не признается. Поэтому стали смешивать все три понятия – воспитание, образование и обучение».

Толстой Л.Н. считает, что «воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которое педагогика не может не обратить внимания; предметом же педагогики должно и может быть только образование.

Единственным критерием педагогики Толстой объявлял свободу, единственным методом - опыт. Ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему. Толстой глубже и всесторонне, чем кто – либо, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка. Педагогические поиски Л.Н.Толстого привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации народного образования. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.

 

 

Константин Дмитриевич Ушинский

(1824—1870)

Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа, и его прав на образование. Ушинский отмечал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Он показал, что знать человека во всех отношениях — это значит изучить его физические и психические особенности. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов. Цель воспитания, по Ушинскому, — формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он выступал в то же время за независимость ее от науки и школы, выступал против руководящей роли духовенства в школе.

В отличие от Л.Н.Толстого считал, что нужно устранить разрыв между воспитанием и обучением, сделать их едиными. Проблема воспитания в педагогике является основной и должна быть изучена в первую очередь.  Обучение – средство воспитания. В борьбе за разрушение старой феодальной педагогики, радикальную перестройку содержания и форм образования К.Д.Ушинский подошел вплотную к теоретическому обоснованию и построению науки педагогики. «Педагогика находится еще не только у нас, но и везде, в полном младенчестве, и такое младенчество ее очень понятно, так как многие из наук, из законов которых она должна черпать свои правила, сами еще только недавно сделались действительными науками и далеко еще не достигли своего совершенства». Науки, которые должны стать основами для педагогической науки, Ушинский называл антропологическими науками. Основные из них – анатомия с физиологией, психология и социально – исторические науки. В книге «Человек как предмет воспитания» К.Д.Ушинский писал: «Педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности. Педагогика – не наука, а искусство». Он считал, что главным признаком науки должен служить ее предмет исследований, завершающихся открытием истины. В основе его пед. системы заложена концепция народности воспитания. Еще одним основанием педагогики как науки считает единство теории и практики. «Истинная наука педагогика может развиваться только на основе связи теории и практики, всестороннем обобщении педагогического опыта. Важным основанием педагогики считает формирующую роль деятельности и активности личности. Цель воспитания – развитие и укрепление характера. Задача педагогики «в изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания».

Информация о работе Контрольная работа по «Истории педагогики»