Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:55, курсовая работа
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.
Введение
1. Значения участка детского сада для воспитательно-образовательной работы с детьми.
2. Краткие характеристики основных природных элементов участка и требований к подбору растений.
3. Методика ознакомления детей разных возрастных групп с растениями участка детского сада.
Заключение
Литература
ВЕСНА
Ранней весной обратите внимание детей на проталины: там уже появилась зеленая травка. Начинает она расти у заборов, у домов, где больше пригревает солнце. Во время наблюдения скажите: «Травка-муравка со сна поднялась…»
Когда зацветет мать-и-мачеха, сравните ее с одуванчиком, который дети хорошо знают и помнят. Цветочный стебель у одуванчика гладкий, а у мать-и-мачехи покрыт чешуйками, из которых потом разовьются листья. Цветки мать-и-мачехи чутки к перемене погоды: если начнет накрапывать дождь, они закрываются. То же происходит вечером.
После цветения мать-и-мачехи зацветают синие подснежники, называемые голубыми перелесками. Дети помнят их еще с младшей группы. Вскоре расцветает ветреница. Покажите, как она качается от ветра в еще пустом весеннем лесу. Обратите внимание на ее длинный стебель, белые, нежные цветочки, на красивый, резной лист.
Из весенних растений дети хорошо запоминают медуницу. Она появляется в лесу, когда еще деревья стоят без листьев. Медуница любит свет, солнце. Это первый медонос. Расскажите детям, что сначала у нее появляются розовые цветочки, в которых много сока, потом цветок становится голубым и сока в нем уже меньше, а в синих цветках сока нет совсем – и пчелы на них не садятся.
Про каждое растение старайтесь рассказать что-нибудь интересное, загадать загадку, прочитать стихотворение.
Дети увидят большое количество срезанных веток. Объясните им, что садовники осторожно спиливают лишние ветки, чтобы деревья лучше росли, стали гуще и красивее. Возьмите несколько веток с разных деревьев и поставьте в группе в банку с водой комнатной температуры. Не забудьте сделать косой срез, чтобы образовалась большая поверхность для всасывания воды. Воду меняйте через 3 – 4 дня.
Через некоторое время тополь выпустит сережки, бузина – листья. Сравните их между собой.
Обратите внимание, что на ветках есть почки. Рассмотрите их с детьми. У тополя они длинные, клейкие, душистые; у бузины крупные, сидят по две напротив друг друга, тоже ароматные; у березы круглые, но мелкие. Можно брать ветки и других деревьев, но для более легкого сравнения почки должны быть контрастные.
В середине апреля зацветают некоторые деревья: осина, лещина (орех), верба, козья ива, ольха. Полюбуйтесь с детьми, как красивы ветка осины с шелковистыми сережками, орешник с толстенькими почечками, из которых свисают красные шелковистые нити.
Покажите детям лиственницу. Желтоватые колоски, как свечи, сидят на укороченных побегах, и здесь же красноватые шишечки, окруженные пучками молодой зеленой хвои. Начинается сплошное зацветание деревьев, кустарников и трав, которое будет продолжаться до конца июня.
Во время цветения деревьев пойдите во фруктовый сад. Сравните два Дерева – яблоню и грушу. Полюбуйтесь видом цветущих деревьев в бело-розовом весеннем наряде. Напомните, что люди много работали, чтобы сад стал таким красивым.
Для закрепления знаний о деревьях проведите с детьми несколько игр. В игре «Беги к дереву» дети бегают к дереву, объясняя, как они узнали его. В игре «Я загадаю – вы отгадайте» ребенок перечисляет характерные признаки какого-нибудь дерева, а остальные отгадывают. В игре «Узнай дерево по листу» один из детей описывает форму листа, его величину, а другие отгадывают, с какого он дерева.
ЛЕТО
Летом вся жизнь детей в основном проходит на воздухе. Выходя утром на участок, продолжайте отмечать погоду: есть ли на небе солнце, или оно закрыто облаками, есть ли ветер, тепло или прохладно и т.д.
Воспитатель отмечает вместе с детьми, что солнце ярко светит и греет, небо чистое, ветер слабый, тепло. Дети привыкают систематически следить за погодой и сообщать воспитателю свои наблюдения.
На огороде. Вот поспел горох. Дети угощают им малышей. Он кажется особенно сладким, так как они вырастили его сами. Вспомните игру с зайцем, который растерял овощи. Он появляется и сейчас. Теперь зайчата посылают детям подарки. Воспитатель помещает овощи в мешочек. Дети на ощупь определяют и описывают овощи, а остальные отгадывают. Когда все овощи будут вынуты, зайчик спрашивает, как их можно назвать одним словом. Затем зайчик угощает детей морковью и репой, приготовленными заранее.
Вспомните, как красиво цвели фруктовые деревья. Теперь детей /поражает обилие яблок и груш. Ветки с яблоками почти касаются земли. Уточните, что груши и яблоки – это фрукты.
Дайте каждому ребенку яблоко и грушу и попросите сравнить их по форме, цвету, вкусу.
Старшая группа
В старшей группе представления
детей о природных явлениях в
неживой и живой природе
ОСЕНЬ
После приезда с дачи дети отмечают, какие изменения произошли с деревьями и кустарниками, вспоминают знакомые названия, а о некоторых только узнают: ведь у них теперь новый участок, где растут и новые для них деревья.
Дети не только наблюдают, но и намечают, что нужно сделать, чтобы растениям было хорошо, чтобы помочь им подготовиться к зиме: прополоть, обрезать сухие ветки и т.д.
Осенью воспитатель часто ходит с детьми на прогулки в парк или сквер. В солнечный день посмотрите на небо сквозь ветви: в осеннее время разнообразная окраска листьев особенно подчеркивает его синий цвет. Спросите, что изменилось.
Рассмотрите с детьми листья. Обратите внимание, что поверхность листовой пластинки у разных деревьев разная: у дуба, например, лист гладкий, твердый; у березы шершавый; у липы мягкий. Поиграйте в игру «Узнай дерево по листу». Один ребенок называет характерные признаки листа, остальные по описанию узнают, с какого он дерева. Соберите несколько разных листьев для уголка природы.
Покажите детям красоту золотой осени. В парке стоит полная тишина. Все деревья ярко расцвечены. Цвет листьев от лимонно-желтого до темно-багрового. Если в парке есть сосны и ели, посмотрите, как их темная зелень оттеняет осенние краски лиственных деревьев. Это производит сильное впечатление. Иногда слова тут не нужны и от воспитателя не требуется никаких пояснений.
Обратите внимание на своеобразную красоту отдельных деревьев. Дети очень любят игру «Разведчики леса». Воспитатель раздает всем приготовленные заранее «крылья для самолетов». Они делаются так: длинные полоски картона закругляются на концах. С внутренней стороны на каждое крыло прикрепляется по две резинки для продевания в них рук. Разведчики слушают задание командира (воспитателя), затем заводят моторы и облетают лес. Задания лучше давать группе разведчиков, тогда игра будет интереснее. Задания могут быть такие:
Принесите красные листья и узнайте, с какого они дерева, где растет это дерево. На каком дереве больше всего желтых листьев? На каком меньше всего? Покажите вблизи самое высокое и самое низкое дерево. Как оно называется? Определите ориентиры: впереди-сзади, направо-налево. У какого дерева кора гладкая, у какого шероховатая? Сколько шагов до березы (или другого дерева)? На каком дереве или кустарнике зеленые листья? Какое самое красивое дерево, где оно находится?
Подобных заданий можно придумать много, природа сама подскажет. Ребята с большим удовольствием их выполняют. После первого заморозка начинается листопад.
Войдя в парк, понаблюдайте, как опадают листья, прислушайтесь, как они шелестят, предложите вдохнуть запах вянущей листвы. Пусть вспомнят, какого цвета были листья у березы. Проведите игру «Угадай по описанию». Дети узнают дерево по описанию цвета коры и листьев. Перед уходом прочитайте отрывок из поэмы И. Бунина «Листопад»:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца…
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Воспитатель помогает детям сделать вывод, почему облетают листья.
Подведите детей к ели или сосне и расскажите, почему они остаются зелеными, а если иглы и падают, то заменяются свежими. Скажите, что хвоя – это те же листья, но они не боятся холода. Рассмотрите лиственницу, у которой светлая хвоя осыпалась.
Посмотрите, какие деревья долго остаются зелеными. Это дуб и сирень. Прочитайте стихотворение И. Токмаковой «Дуб» и разучите его с детьми:
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный.
Во время листопада можно собрать разнообразные листья для украшения своей группы, для изготовления лото, разнообразных поделок из природного материала, шапочек, гирлянд, поясов и т.д. Дети очень любят выкладывать на плотной бумаге узоры из листьев. Воспитатель помогает им красиво подобрать сочетание цветов, проверяет расположение листьев в узоре, предлагает раскладывать в ряд листья одного цвета по величине, сравнивая их путем наложения одного на другой. Необходимо поддерживать инициативу и выдумку детей.
Пойдите в парк поздней осенью. Спросите, что здесь изменилось.
Рассмотрите с детьми, какие растения остались на клумбах и рабатках в цветнике, какие из них цветут. Объясните им, что такие растения, как левкой, петунья, настурция, львиный зев и другие, растут и цветут только одно лето, поэтому их и называют однолетними. Другие растения многолетние: водосбор, лилии, пионы, разноцветные флоксы, рудбекия (золотой шар). Корни их зимуют в почве.
После рассматривания растений поиграйте в игру «Найди по описанию». Вы называете форму листа, окраску и форму цветка растения, а дети отгадывают.
Перед заморозками можно видеть еще не расцветшие растения: астры, сальвии, гвоздики, табак, пиретрум (мелкие декоративные ромашки). Выкопайте их и пересадите в ящики, где они будут цвести до декабря.
Пойдите с детьми в цветочный магазин. Рассмотрите, какие цветущие растения продают. Полюбуйтесь красотой хризантем, отметьте их резные листья. Обратите внимание детей, что в магазине продаются не только цветы, но и семена и луковицы тюльпанов, гиацинтов, гладиолусов, нарциссов. Купите разных луковиц для посадок. Придя в группу, хорошо рассмотрите их, и сравните между собой.
Посадите луковицы тюльпанов в горшки и поставьте в темное, холодное место (+ 5°). В ноябре, когда появятся ростки, внесите растения в помещение и регулярно лейте воду в поддонник. К Новому году расцветут красивые Цветки тюльпанов.
Весь уход проводите с детьми. Они на практике убеждаются, что люди могут заставить растения цвести даже зимой, если хорошо знают, в чем Растение нуждается, и ухаживают за ним.
ЗИМА
Зимой деревья без листьев – можно хорошо рассмотреть их строение: крону, ствол, расположение веток, сравнить друг с другом. Расскажите детям, какую пользу приносят деревья.
В начале зимы участок еще нарядный: кое-где алеет рябина, на бузине целы все ягоды. Снег слегка разукрасил деревья, припушил ели и сосны. В парке просторно и тихо.
Полюбовавшись зимним видом, предложите детям узнать деревья. Научите их отличать от кустарников. У деревьев один толстый ствол, а у кустарника много тонких стволов. Загадайте загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дерево.)
Пусть дети попытаются объяснить каждую строчку загадки. Загадайте еще одну загадку: «Зимой и летом одним цветом». Спросите, как называются такие деревья, как сосна и ель. Какие хвойные деревья еще знают дети? Что такое хвоя? Как называются деревья, у которых листья на зиму опадают? Рассмотрите хвойные и лиственные деревья, сравните их между собой. Научите различать деревья и по почкам.
Ель. Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. Почки острые, покрытые чешуйками. На ели висят узкие длинные шишки. Скажите детям, что зимой в густых еловых лесах спят медведи в берлогах, а зайцы прячутся под ветвями ели.
Лиственница. Крона у деревьев округлая. Ветви длинные и короткие, почки с чешуйками, шишки круглые. Скажите детям, что лиственница очень распространена в лесах нашей страны. Ветка с шишками, найденная на земле и поставленная в вазу, украсит групповую комнату.
Информация о работе Контрольная работа по "Методике экологического образования"