Контрольная работа по "Методике экологического образования"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Содержание

Введение
1. Значения участка детского сада для воспитательно-образовательной работы с детьми.
2. Краткие характеристики основных природных элементов участка и требований к подбору растений.
3. Методика ознакомления детей разных возрастных групп с растениями участка детского сада.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Ознакомление детей разных возрастных групп с растениями участка детского сада.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Кроме цветника, в каждом детском саду необходимо иметь огород, на котором дети с удовольствием  работают и уже в начале лета видят  результаты своего труда. Коллективный труд на огороде приучает к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей.

Под огород выбирают ровное место, хорошо освещенное солнцем. Для  детей старшей и подготовительной к школе групп лучше делать огород совместно, а для младших  отдельно. Если площадь не позволяет, можно сделать общий огород, но тогда грядки для младших детей должны быть расположены у входа.

С осени огород необходимо удобрить и перекопать, оставляя землю  в комьях. Это обычно делают взрослые. Зимой дети подвозят на санках в  ящиках снег и выгружают его на месте будущих грядок. Весной взрослые с привлечением старших детей перекапывают, удобряют и выравнивают огород. При помощи шнура и колышков устанавливают его границы и намечают дорожки: центральную, вокруг огорода и к грядам. После этого делают грядки, приподнимая края так, чтобы не стекала вода при поливе. Далее намечают бороздки для посева семян. Чтобы они были ровными, используют палочку по ширине гряд, или маркёр. Перед посевом семян их необходимо проверить на всхожесть.

Младшие дошкольники  сеют крупные семена (кабачки, фасоль, горох, бобы), сажают лук. Зимой дети выращивали лук в ящиках, поэтому им знакомы приемы посадки и ухода за луком. Работая на огороде, они узнают, что лук можно выращивать и на грядках. Старшие дошкольники сеют более мелкие семена (салат, укроп, репу, морковь, смешанную с песком). Салат и укроп можно посеять на бордюре. Младшим детям хорошо посадить на бордюре кустики садовой земляники. С северной стороны сеют кукурузу и подсолнечник. Дежурные каждый день приносят на кухню свежую зелень, срезанную со своего огорода.

Все лето ребята работают на огороде и наблюдают за ростом и созреванием овощей.

 

3. Методика  ознакомления детей разных возрастных  групп с растениями участка детского сада

 

Первая младшая  группа

Знания о природе, полученные детьми раннего возраста, в первой младшей группе расширяются, а интерес и любовь к природе закрепляются и углубляются.

Движения и игры на свежем воздухе, обогащение интересными  впечатлениями в природе положительно сказываются на здоровье и самочувствии маленьких детей. Поэтому гулять с ними надо в любую погоду, кроме сильного дождя или мороза.

Воспитатель регулярно  проводит с детьми наблюдения. Зимой  обращает внимание, как красиво падает снег, какой он белый, пушистый, ежедневно  кормит зимующих птиц и привлекает внимание детей к рассматриванию их внешнего вида, указывает на отличие по величине, цвету оперения. Например, сорока большая, белая с черными пятнами, а синичка пестрая, маленькая, быстрая. Она смешно покачивается на подвешенном куске сала.

В теплое время года вся  жизнь детей должна проходить  в основном на участке. На прогулке воспитатель знакомит детей с некоторыми животными и их повадками, показывает растения, обращает внимание на изменения погоды, на красивое в природе: как цветут фруктовые деревья, как по ветру летят листья.

Наблюдая за животными, малыши называют части их тела, замечают повадки: «Смотрите, собачка подняла уши и слушает», – говорит Коля; «Какой красивый хвост у петушка, – рассматривают дети, – и зеленый, и красный, и синий!» Воспитатель уточняет высказывания детей и предлагает посмотреть, как она будет кормить петушка, как он клюет зерно, какой у него большой, крепкий клюв. Петушок сам не ест, а сначала сзывает кур. После кормления педагог поет песню про петушка, а дети подпевают:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать  не даешь?

«Ку-ка-ре-ку», – подражают дети пению петуха.

Для закрепления знаний о животных с детьми можно поиграть в игру «Кто как кричит». Воспитатель  показывает игрушки, изображающие животных, и спрашивает, как мяукает кошка, как лает собачка, как чирикает воробышек.

В цветнике педагог рассматривает  с детьми растения, обращает внимание на их различную окраску, форму и  величину: флоксы – высокие, белые, розовые, а бархатцы – низкие, желтые, оранжевые. Для лучшего восприятия детьми младших групп на клумбу следует высаживать растения одного наименования и одного цвета: например, посадить только белые нарциссы или только красные маргаритки.

Надо показать детям  и листья: «Посмотрите, какие широкие листья у растения, а у этих цветочков листочки маленькие». После неоднократных наблюдений делается вывод, что листья у всех растений разные: есть большие, длинные, есть маленькие, круглые, короткие.

Педагог говорит детям: «Как хорошо у нас в саду, много красивых цветов! Мы не будем их рвать, польем водой, чтобы в нашем саду стало еще лучше», – и поливает растения, привлекая к этому детей.

Гуляя на лугу, воспитатель  показывает детям траву, спрашивает, какого она цвета. Что еще зеленого цвета? Что растет в траве?

Чтобы закрепить у  детей полученные знания, можно поиграть с ними в такие игры, как «Покажите  мишке цветник. Что там растет?».

Воспитатель показывает детям порхающих и сидящих  на цветах бабочек, летающих мух, пчел, ползающих жуков. Жука можно посадить на руку и рассмотреть. «Жук ползает, а муха летает», – сравнивают маленькие дети насекомых.

Малышам показывают труд людей в природе. Зимой дворник  чистит участок от снега, скалывает  лед, сбивает сосульки, посыпает дорожки  песком. Весной взрослые копают землю, сажают растения, летом ухаживают за ними, поливают, осенью собирают урожай. Малыши могут тоже помогать: подвозить овощи на маленьких тачках, игрушечных машинах, собирать камешки, сгребать листья.

Воспитатель учит детей  играть с песком, водой, глиной. «Песок сыплется: он сухой, – говорит педагог. – А если мы его польем, он станет сырым и из него можно будет лепить». Предложите сделать из сырого песка горки, дорожки для прогулок кукол. Покажите, что на сыром песке можно рисовать палочками.

Из глины воспитатель лепит при детях игрушки, которые они используют в играх.

Для игр с водой  хороши надувные бассейны. Покажите, что  тяжелые предметы в воде тонут, а  легкие плавают. Объясните, что вода бывает холодная и теплая. Приучайте  детей использовать в играх шишки, палочки, кусочки коры.

Постепенно в результате наблюдений и игр с природными материалами у малышей развивается  способность к суждениям: они  могут не только назвать предметы, но и объяснить их свойства и назначение.

Вторая младшая  группа

Детей второй младшей группы привлекают к систематическим наблюдениям природы во все времена года, знакомят с характерными особенностями каждого сезона. Нужно подвести их к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и трудом людей в природе.

ОСЕНЬ

Растительный мир. Наиболее наглядные изменения происходят осенью в растительном мире. В конце  лета нет-нет да и мелькнут среди  зелени желтые листья. Это почувствовали  приближение осени березы и липы. Предложить детям рассмотреть дерево, сказать, что у него есть ствол, ветки и листья.

Обратить внимание, что  под деревьями лежат опавшие  листья. Детям нравится их собирать: они разноцветные, разной формы. Предложить собрать осенний букет, принести в группу и поставить в уголок природы.

На последующих прогулках продолжать наблюдать за листьями. Они являются прекрасным материалом для развития наблюдательности. Спросите: у всех ли деревьев одинаковые листья? Пусть ребята посмотрят, сравнят их по цвету и убедятся, что у разных деревьев разная окраска листьев. Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросить, почему они нравятся ребенку. Вопросы помогут детям лучше всмотреться и заметить разнообразие цвета и формы листьев.

Для развития наблюдательности и расширения кругозора детей  использовать листья в играх. Воспитатель берет на прогулку куклу, одетую по-осеннему, и предлагает ей показать, с какого дерева осыпалось много листьев.

«Принесите мне лист березы», – просит кукла, и все дети приносят по листику. Кукла берет лист в руку и спрашивает: «Сколько у меня в руке листьев березы? А у вас? Какого они цвета?» «А теперь все принесите по одному листу красного цвета», – продолжает кукла.

Затем воспитатель предлагает детям разложить листья на скамейке, чередуя красные с желтыми. Получается красочная полоса. Полюбовавшись, взять листья в детский сад, наклеить их на большой лист бумаги и украсить кукольный уголок.

Получившийся разноцветный ковер дети очень любят рассматривать. Им вспоминаются прогулки, и каждый показывает «свой» лист.

Воспитатель объясняет, как можно использовать листья в ролевых играх. «Сегодня у нашего Миши день рождения. К нему придут гости, и он будет их угощать. А где взять тарелки?» Если дети часто играют с листьями, то почти всегда их предлагают.

Во время прогулки воспитатели делают из листьев шапочки, юбочки, гирлянды, скалывая их черешками, а также лото, которое можно использовать для игр и занятий с детьми в течение года.

Для лото подготавливаются картонные карточки одинакового  размера (примерно в половину открытки), подбираются парные листья одного дерева, одинаковые по цвету и величине. Их разглаживают утюгом, наклеивают по одному на две карточки и заклеивают полиэтиленом (для прочности).

Дети подбирают парные, раскладывают карточки по цвету листьев  по убывающей величине, сравнивают похожие и непохожие. Лото можно использовать и на занятиях.

Во время прогулок обратить внимание детей на то, что листьев на деревьях становится все меньше, опавшие листья делаются темными, сухими, по дорожкам их гонит ветер, они приятно шуршат под ногами. На деревьях и под ними можно найти семена. Собирать их с детьми для зимней подкормки птиц. Скоро деревья останутся совсем без листьев. Обратите на это внимание детей.

Для закрепления знаний об осенних явлениях воспитатель  проводит игру «Мы – осенние листочки». В руках у детей осенние листочки. Педагог читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения.

Слова     Движения

Мы – листочки, мы – листочки, Стоят кружком, держа в руках

Мы – осенние листочки   листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.  Разбегаются по дорожке.

 

Мы летали, мы летали –  Бегают, помахивая листочками.

Все листочки так устали!

Перестал дуть ветерок –  Садятся на корточки, поднимая

Все уселися  в кружок.   листочки над головой.

 

Ветер снова вдруг подул  Снова разбегаются и помахивают

И листочки с  веток сдул,   листочками.

Все листочки полетели

И на землю  тихо сели.   Подкидывают листочки вверх.

 

В начале осени цветники детских садов украшают разноцветные астры, бархатные темно-красные георгины, высокие гладиолусы самой разнообразной расцветки. Внимательно рассмотреть с детьми форму и окраску цветков, обратить внимание на их красоту. У каждого растения есть зеленые листья, но форма их разная.

Нельзя разрешать детям  обрывать лепестки цветков, мять их. Небрежное  отношение к растениям перейдет в дурную привычку, которую потом трудно будет искоренить.

ЗИМА

Зимой воспитатель с  детьми наблюдает, что солнце появляется реже, стало холодно, идет снег, вода замерзла, превратилась в лед. Люди надевают теплые шубы, шапки, ботинки, валенки, варежки. Дома отапливаются. Дети катаются на санках, лепят снеговиков. Старшие катаются на коньках и лыжах, наблюдают за зимующими птицами, подкармливают их.

Выйдя на прогулку, обратить»  внимание детей, какой свежий воздух, как все вокруг преобразилось. Объяснить, что наступила зима.

Во время прогулок проводить наблюдения за деревьями. Показать, что у каждого дерева есть ствол и ветки. У одного дерева кора темная (липа), у другого – светлая (тополь). На ветках нет листьев: они опали осенью. Дети любят рассматривать ель, увешанную многочисленными шишками. Сказать, что у ели тоже есть ствол и ветки. Вместо листьев у нее зеленые иголки (хвоя).

С прогулки принести еловые шишки, рассмотреть их с детьми и  положить в уголок природы. В тепле  они раскроются и из них высыплются семена. Сделать из шишек смешные фигурки, приделав к ним руки и ноги из палочек.

На следующей прогулке показать детям, что деревья разные по высоте: есть низкие, есть высокие. Поиграть в игру «Раз, два, три – к низкому (высокому) дереву беги!», наметив низкие и высокие деревья.

Объяснить детям, что  деревья зимой надо беречь: не обламывать веток, не играть у самых корней. Когда выпадет много снега, люди отряхивают снег с веток, чтобы они  не сломались.

ВЕСНА

Воспитатель знакомит детей с весенними явлениями: солнце ярко светит и греет, становится тепло, тает снег, текут ручьи, распускаются листья на деревьях, появляются трава, цветы. Воробьи громко чирикают, купаются в лужах, вороны каркают. Прилетели грачи, ласточки и другие птицы. Можно увидеть бабочек, жуков, мух. У животных появляется молодняк. Люди сменяют теплую зимнюю одежду на более легкую. В скверах сажают деревья, кустарники, в цветниках – цветы. Вместе с детьми воспитатели сеют на грядках семена цветов и овощей, приучают поливать их.

Информация о работе Контрольная работа по "Методике экологического образования"