Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 18:49, контрольная работа
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба
1. Новаторство и традиции в педагогике. Народная педагогика как многовековой опыт воспитания и обучения подрастающего поколения.
Введение………………………………………………………………………3
1. Новаторские идеи в педагогике…………………………………….4
2. Опыт народной педагогики…………………………………………9
3. Народные воспитательные традиции……………………………..11
Заключение…………………………………………………………………...16
2. Взаимосвязь понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»…………………………………………………………………………18
3. Основные цели и задачи образования, прописанные в Национальной доктрине образования РФ…………………………………………………….20
4. Какова специфика социально-педагогического исследования?..............22
5. Содержание и специфика работы социального педагога с неполной семьей………………………………………………………………………….……24
Литература………………………
Систематические исследования отечественной народной педагогики были начаты благодаря усилиям основоположника русской народной школы К.Д.Ушинского. Выдающийся русский педагог глубоко ценил воспитательный потенциал народной педагогики. Обосновав идею народности, он отвечал: "Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях". Использование народной педагогики в общественном и семейном воспитании укрепляет и развивает в человеке, по словам К.Д. Ушинского, народность, народное самосознание и народный характер.
Великий русский писатель и педагог Л.Н. Толстой указывал на высокую значимость народного воспитания, отмечая, что жизненное образование является гораздо более нужным, чем школьное. Опираясь на традиции народной педагогики, Л.Н. Толстой призывал к уважению личности ребенка, развитию его активности, творчества, рекомендовал относиться к ребенку как к личности, имеющей серьезные дела, мысли, запросы, работать вместе с ним над общим делом, передавать ему знания и умения по необходимости. Л.Н. Толстой не только обобщал постулаты народной педагогики, но и реализовал их на практике: уроки в Яснопольской школе больше походили на семейное обучение крестьянских детей. Анализ источников показывает, что воспитание тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях.
3. Народные воспитательные традиции.
Духовность нации - сложное понятие. В русской религиозной философии оно использовалось для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе понятий, характеризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере ее этнопсихологического бытия..Как писал русский философ П.И.Новгородцев, «не политические партии спасут Россию, ее воскресит воспрянувший к свету вечных святой народный дух». Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия.
Природа - один из важнейших факторов народной истин педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом начало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогике естественностью народного воспитания. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А.Коменским. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоцци, Ушинский, Толстой. Что же касается системы воспитания В.А.Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразно, жизнесообразно, и в этом её сила. «Высочайшая жизненная мудрость состоит в том, чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, озираясь на неё, предоставлял бы ей руководить собой. В русских семьях оптимальные, с точки зрения экологии детства, взаимоотношения с природой, основывающиеся на народом опыте, существовали издавна. Это связано с тем, что Россия была в основном аграрной страной и большая часть ее населения постоянно находилась в прямом контакте с природой. Несмотря на обширные территории и огромные природные ресурсы, постоянно ощущался их дефицит из-за колоссальной диспропорции в плотности населения. В настоящее время бесценное знание сельских ребят умирают без применения из-за игнорирования их в школьном образовании.
Уже в древнерусских летописях в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитаем и обучаем, что самое ценное человеческое качество - Добродетель, и его надо прививать, необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание.
Следовательно, никакая человеческая добродетель невозможна вне педагогической культуры, являющейся чрезвычайно важным компонентом духовной культуры человечества. Соответственно педагогическая культура пользуется всеми важнейшими достижениями человеческой культуры - наукой, искусством. Искусство воспитывает чувства, философию, интеллект, педагогика регулирует и то и другое. Особенности педагогического творчества состоит в том, что в процессе воспитания накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатывается, совершенствуется, развивается и обогащаются. Смысл воспитания - укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций на рода, в конечном итоге - осознание принадлежности к своим корням. В основе народной педагогики лежит триада «ум - доброта - трудолюбие». Народ имеет определённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. трудности, радости и благородство конечной цели. В народе говорят: «Воспитание - бесценное богатство», «Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка». Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную роль воспитания в раннем детстве. К.Д. Ушинский писал, что «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека. Всё что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы ». Народ в течение веков эмпирическим путём накопил определённые знания и психологических и возрастных особенностях детей, внимание обращалось на воспитание в раннем детстве. Об этом свидетельствуют такие выражения: «Ребёнку, у которого прорезались зубы, разжёванная пища не потребуется», «Ребёнка надо воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи».
Методы воспитания народной педагогики. Вековой опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей. В житейской практике бытуют также методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и. т. д.
Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. После разъяснения и показа обычно вступали в силу упражнения, которые сопровождались советом: «Упражняй руки, выработай привычку к определённой работе».
Распространённым методом народной педагогики является приучение. «Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением», - говорит народ.
Приучение типично для раннего детства. Приучая ребёнка, взрослые дают детям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия.
Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем, чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.
Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Устная похвала и одобрение родителей - это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, народ замечает: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят».
Личный пример (особенно родителей) - это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример: «Если у тебя взрослый сын - веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь - веди дружбу с мастерицей»
Эстетическое воспитание ребенка начинается с ранних лет. Первое, с чем осмысленно знакомится ребенок, - это голос матери. Колыбельные песни - это первые шаги при общении ребенка к музыкальной культуре и художественному слову. В колыбельных был заложен глубинный смысл и обереговая функция, ведь слову над колыбелью придавали значение заклинания.
Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов. Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание, за добросовестный, систематический и разумный общественно полезный труд. Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно, опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. Народ выработал свои собственные дидактические принципы обучения и приобретения знаний, которые близки принципам научной педагогики. Связь знаний с жизнью - важнейшее дидактическое требование народа. Народ интуитивно пошёл к осознанию того, что необходима систематичность в получении знаний и непрерывность образования. Это ещё одно дидактическое требование, выработанное столетиями. Эта мысль очень образно характеризует такая пословица: «Учиться - всё равно что плыть против течения : остановился на минуту - и тебя отнесло назад».
Наряду с умственным воспитанием народ выработал свои нормы, методы и средства физического воспитания молодого поколения. Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития личности. Народ не только знал факторы физического воспитания, но и эмпирически выработал ряд разумных методов лечения. Общепринято народное изречение: «Держи голову в холоде, а ноги в тепле ». Простудившемуся человеку в народе говорят: « Пропотеешь - и жар пройдёт».
В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия. Религия – важнейший феномен человеческой цивилизации Там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчивы и народные воспитательные традиции. Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения.
Народной педагогике не было и нет необходимости заботится об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом - для народа. Не случайно во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства.
Заключение.
Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего, на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования. Накопленный веками опыт воспитания составляет ядро народной педагогики. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали не писаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. Народная педагогика - это педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно - это и педагогика эстетического самовоспитания, создающая личность с высокоразвитым чувством национальной гордости.[1] Изучение и освоение традиционного этнокультурного наследия - это возможность в современной жизни создать оптимальную систему передачи трудовых, эстетических, интеллектуальных ценностей, знаний, умений, навыков. Тогда образовательная система, состоящая дошкольных, школьных, внешкольных учреждений, станет действительно выполнять свои прямые функции - передавать народное педагогическое наследие от поколения к поколению.[2] Современное социально-экономическое положение страны выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием деятельности мыслящего гражданина России, определяющими качествами которого должны стать широкий кругозор, компетентность, профессионализм, патриотизм, чувство национальной гордости, чести, достоинства. Заслуги учителей-новаторов состоят в том, что они вычленили из педагогики прошлого демократические и гуманистические идеи и выстроили на их основе новую концепцию обучения и воспитания, применили на практике и доказали ее эффективность. Они переосмыслили основные педагогические положения, использовали, а не отбросили передовые и прогрессивные идеи и педагогическую практику.
2. Взаимосвязь понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
Человек - с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек - существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. Человек осознаёт себя человеком, если он видит в других людях человека.
Индивид - человек как единица общества.
Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо, продукт общественного развития. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.
Индивидуальность - это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.
Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под влиянием научных работ: К. А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др. Теория базируется на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий, действующих через внутренние причины. Социализацией называется процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений, - такое определение дает психологический словарь и добавляет: "В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе".
Выготский Л.С. выдвинул тезис о социальном происхождении психических функций человека. Выдвигая этот тезис, Выготский был вынужден примирить его с неоспоримым фактом существования психических функций у новорожденных. В связи с различием понятий "индивид" и "личность" по содержанию, иногда возникают дискуссии: всякий ли индивид является личностью. В чем же разница между индивидом и личностью: индивид - единичный представитель вида "Homo sapiens", в то время как понятие "личность" фиксирует те признаки, которые определяются принадлежностью индивида к обществу (социальное качество). Личность характеризуется многообразием свойств, и это многообразие закономерно. Психические свойства личности не могут быть раскрыты ни как функциональные, ни тем более как материально-структурные. Они принадлежат к той категории свойств, которые определяются как системные, и этой системой является общество. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как элементы среды. Связь "индивид-общество", по существу, ничем не отличается от связи "организм-среда". Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптации, уравновешивания, подкрепления и т.д. Таким образом, можно прийти к выводу, что социализация индивида, его становление личностью - это ни что иное, как попытка "выживания". Личность является конечным и, следовательно, наиболее сложным объектом психологии. В известном смысле она объединяет в одно целое всю психологию, и нет в этой науке такого исследования, которое не вносило бы вклад в познание личности. Изначально-рождающийся индивид, имеющий лишь натуральные психические функции, постепенно, посредством вхождения в общество (начиная с родных, близких) социализируется, т.е. становится личностью. При этом социокультурная среда является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д. И, наконец, личность, которая сама начинает воздействовать на общество является индивидуальностью. В зависимости от того насколько легко индивиду удается преодолеть трудности адаптационного периода, мы получаем личность, уверенную в себе, либо конформную.
Информация о работе Контрольная работа по «Педагогика: социальная педагогика»