Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:08, контрольная работа

Краткое описание

Педагогика (rp.pais - дитя и ago - веду, руковожу) - наука об обучения и воспитания детей. Правда, ныне понятие "педагогика" расширился и охватывает сферу обучения и воспитания не только детей, но и человека вообще. Стоит отметить, что с середины XIX в. ученые выделили как отдельную науку об образовании и воспитания взрослых - андрагогіку. Андрагогіка (гр. andros - взрослый, зрелый мужчина и ago - веду, руковожу) - педагогика взрослых, одна из педагогических наук, занимающийся исследованием проблем образования, самообразования и воспитания взрослых людей.

Содержание

1. Доказать, что педагогика – это наука. Ее место в системе других наук. 3-7
2. Доказать, что дидактика – это отрасль научного знания, изучающая проблемы образования и обучения. 7-10
3. Объяснить сущность процесса обучения, его структуры, цели и содержание. 10-11
4. Доказать, что искусство воспитания – самое сложное изобретение человека. 11-12
5.Доказать, что человек – семьянин, а семья – основная среда, где воспитывается человек. Структура и функции семьи 12-15
6.Объяснить роль высшего образования в современную эпоху. 15-19
7. Доказать, что природные и социальные предпосылки влияют на развитие
личности. 19-25

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по Педагогики.docx

— 122.20 Кб (Скачать файл)

Становление педагогических систем и процессов всегда осуществляется в ходе раздвоения целого на взаимоисключающие, противоположные стороны и тенденции, взаимоотношения которых и составляет внутренний импульс их развития.

Выделяется 2 группы противоречий: внешние и внутренние. Внешние  противоречия - это противоречия, возникающие  между постоянно возрастающими  требованиями общества к процессу обучения и актуальным, текущим состоянием этого процесса.

Внутренние противоречия - это противоречия, возникающие  внутри самого процесса обучения.

Внутренние противоречия процесса обучения:

- противоречия между выдвигаемыми  ходом обучения теоретическими  и практическими задачами и  наличным уровнем обученности,  воспитанности и развитости учащихся;

- противоречия между требованиям  педагога и возможностями обучаемых; 

- противоречия между содержанием  сформировавшегося до начала  обучения личного опыта учащихся  и его недостаточностью для  решения теоретических и практических  познавательных задач; 

- противоречия, возникающие  между отдельными аспектами содержания  учебного предмета и соответствующей  научной дисциплины и др.

Не любое противоречие становится движущей силой, а лишь то, которое соответствует определенным требованиям.

Основные условия становления  противоречия в качестве движущей силы процесса выявлены М.А.Даниловым. К  их числу исследователь относит  следующие:

1) важна не отдельная  трудность, а их система, которая  сочетается с условиями, благоприятствующими  их преодолению школьниками; 

2) противоречие должно  быть содержательным, имеющим смысл  в глазах учащихся; разрешение  противоречия должно осознаваться  ими как необходимость; 

3) противоречие должно  быть соразмерно с познавательным  потенциалом обучающихся (так,  если при напряжении усилий  подавляющее большинство учащихся  не в состоянии решить поставленную  задачу и даже в ближайшей  перспективе не сможет этого  сделать, то такое противоречие  не является движущей силой  развития);

4) возникновение противоречия должно  быть подготовлено и обусловлено  ходом учебного процесса, его  логикой.

4. Доказать, что  искусство воспитания – самое  сложное изобретение человека.

Личность человека формируется  и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых  от воли и сознания людей, действующих  стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает  как субъект своего собственного формирования и развития.

Понятие "воспитание" — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется  в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается  как общественное явление, как воздействие  общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется  с социализацией. Воспитание в узком  смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов  и воспитанников по реализации целей  образования в условиях педагогического  процесса. Деятельность педагогов в  этом случае называется воспитательной работой.

В определении понятия "воспитание" заключены некоторые трудности, во-первых, в крайней сложности  самого воспитательного процесса, во-вторых, в невозможности выделить процесс  воспитания из комплекса жизнедеятельности (из процесса социализации, обучения и  психологического формирования личности), в-третьих, в неопределенности самого, результата, воспитания — воспитанности (сложность структуры и неустойчивость). Процесс воспитания — многофакторное явление. Необычное определение  воспитанию дано в "Педагогической энциклопедии" автором А. В. Мудриком1. "Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека". В определении отсутствует сам акт педагогического воздействия на воспитуемого и взаимодействия его с воспитателем.

Воспитание — суть формирование воспитанности в условиях всестороннего  воздействия воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности. Именно целесообразное воздействие, а не само воздействие, является решающим фактором воспитания.

Важной  категорией педагогической теории воспитания должна стать - "воспитанность".

Воспитанность — это результат воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю  совокупность социальных отношений  последней. Таким образом, процесс  воспитания - это последовательная смена состояний воспитания, входе  которой происходит изменение личности воспитанника.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ

В педагогической литературе принято  классифицировать виды воспитания по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя: –  умственное; – нравственное; – трудовое; – физическое воспитание. В зависимости  от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях2. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание.

Целенаправленное управление процессом  развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные  влияния общественной и природной  среды; ослабляются отрицательные  и неблагоприятные воздействия  внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается  способным к самовоспитанию

5.Доказать, что  человек – семьянин, а семья  – основная среда, где воспитывается  человек. Структура и функции  семьи

    Семья–ячейка  (малая  социальная  группа)  общества,  важнейшая   форма организации личного быта, основанная  на  супружеском  союзе  и  родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и  детьми,  братьями и сестрами, и другими  родственниками,  живущими  вместе  и  ведущими  общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь  семьи  характеризуется материальными  и  духовными  процессами.  Через  семью  сменяются  поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее  формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в  целом,  а  также  от уровня  культурного  развития  общества.  Естественно,  чем  выше   культура общества, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует  путать с  понятием  брак.  Семья  представляет собой более сложную систему отношений, чем  брак,  т.к.  она  объединяет  нетолько супругов, но и их детей, других родственников.

Внутрисемейные отношения  могут  быть,  как  и  персональные  (отношения

между матерью и сыном), так и  групповые  (между  родителями  и  детьми  или

между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в  ее  функциях,  в  структуре  и  в  ролевом

поведении ее членов.

     Важнейшими  функциями семьи являются:  репродуктивная,  хозяйственно-

потребительская, воспитательная и восстановительная.

     Репродуктивная  функция  включает  в  себя  воспроизводство   в   детях

численности  родителей,  т.е.   принимает   участие   в   количественном   и

качественном воспроизводстве  населения. Можно сказать, что это  самая  важная

функция. Ведь, рассуждая  логически, чтобы через 24-30  лет  население  нашей

страны было не меньше, чем  сейчас, необходимо, чтобы детей  в семье  было  не

меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по  тем

или иным причинам не всегда воспроизводят  своих  родителей.  В  целом  1000

человек населения, состоящего  из 2х-детных семей, через  25-30  лет  теряют

треть своей  численности  и  по  статистике  для  воспроизводства  населения

России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее  время,  по

причине преобладания городского образа жизни, увеличения  занятости  женщин,

тяжелейшего экономического  положения  рождаемость  падает.  Конечно,  стоит

отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким  образом,  может

оказаться, что на двух пенсионеров  будет приходиться один работник.  С  этой

точки зрения государство  заинтересовано  в  увеличении  многодетных  семей,

создании им определенных льгот. Но, смотря на это,  в  частности  с  позиций

тенденции увеличения рождения в  многодетных  семьях  детей  с  патологиями,

перенаселения  из-за  ограниченности  ресурсов,   увеличения   неработающего

населения и  других  факторов,  можно  предположить,  что  на  данном  этапе

увеличение деторождаемости  и многодетных семей не  есть позитивная сторона.

     Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты

семейных отношений. Это  ведение домашнего  хозяйства,  соблюдение  домашнего

бюджета, управление семьей, проблема женского труда...

     Семья как   первичная   ячейка   является   воспитательной   колыбелью

человечества. В семье  главным образом воспитываются  дети.  В  семье  ребенок

получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и  уважать

труд людей, там он приобретает  опыт заботы о родителях,  родных  и  близких,

учится разумному потреблению  различных материальных благ,  накапливает  опыт

общения с деньгами.

     Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются

отражением  родителей.  Конечно  же,  воспитательная  функция  на  этом   не

исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

     Восстановительная функция семьи состоит в   поддержании   здоровья,

жизненного  тонуса,  организации   досуга   и   отдыха,   семья   становится

оздоровительной средой, где  любой член семьи вправе надеяться  на  заботливое

отношение родных и близких.  Для  этого  требуется  не  только  нравственно-

психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда  и  отдыха,  режима

питания и прочее.

      Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит

средством восстановления физических и духовных  сил  человека.  Часто  досуг

происходит у каждого  по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает  музыку  и  т.д.,

это  является  пассивным  отдыхом.  Человек  нуждается  в  активном   отдыхе

(путешествия, прогулки). Это приносит больше здоровья  для семьи  в  целом   и

каждого её членов.

     Под  структурой  семьи  понимается  совокупность  отношений  между   ее

членами, включая помимо отношений родства и систему  духовных,  нравственных

отношений, в  том  числе  отношений  власти,  авторитета,  и  т.д.  Выделяют

авторитарную   структуру,   где   семьи   делятся    на    авторитарные    и

демократические. Аналог этому  – деление на патриархальные, матриархальные  и

эгалитарные семьи. Эгалитарные  семьи в настоящий момент занимают  лидирующее

положение в развитых странах.

     Ролевое взаимодействие  в  семье  есть  совокупность  норм  и  образцов

поведения одних членов семьи  по  отношению  к  другим.  Традиционные  роли,

когда женщина  вела  домашнее  хозяйство,   воспитывала  детей,  а  муж  был

хозяином,    собственником    имущества    и    обеспечивал    экономическую

самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день  подавляющее  число

женщин участвуют в  производственной деятельности, экономическом  обеспечении

семьи, принимают равное участие в общественных  решениях.  С  одной  стороны

это способствовало развитию женщины как личности, равности  супругов,  но  с

другой – привело к  снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.

    Итак, семья как ячейка общества является неотделимой  составной  частью

общества.  И  жизнь   общества   характеризуется   теми   же   духовными   и

материальными процессами, как и жизнь  семьи.  Общество  состоит  из  людей,

которые являются отцами и  матерями в своих семьях, а также  их детей. В  этой

связи очень важны роли отца и матери в семье, а в  частности  воспитательная

функция семьи. Ведь от того, как родители  приучают  своих  детей  к  труду,

уважению к старшим, любви  к окружающей природе и людям,  зависит  то,  каким

будет общество, в котором  будут жить  наши  дети.  Будет  ли  это  общество,

построенное на принципах  добра и справедливости  или  же  наоборот?  В  этом

случае очень важно  общение в семье. Ведь общение  является одним из  основных

факторов  формирования  личности  ребёнка,  члена  общества.  И  поэтому   в

семейном общении очень  важны  нравственные  принципы,  главным  из  которых

является - уважение другого.

     Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты  и  разводы,

которые наносят большой  социальный вред  обществу.  Чем  меньше  разводов  в

семьях, тем здоровее общество.

     Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо

пропорционально зависит  от здоровья семьи, так же как и  здоровье  семьи  от

общества.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"