Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 10:34, контрольная работа

Краткое описание

История дополнительного образования детей может быть значительно увеличена в своих временных параметрах, если признать не только факт преемственности, но и внутреннего единства его с традициями внешкольной, внеклассной работы.
Первые практические примеры внешкольного образования в нашей стране имели отношение к добровольной деятельности интеллигенции по просвещению и воспитанию взрослых и детей. Именно эта просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц стала называться "внешкольное образование", а первыми его пропагандистами и исследователями стали: Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, К.Н. Венцель, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, В.М. Бехтерев, Н.И. Ильминский, В.И. Водовозов, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Н.А. Корф, И.И. Горбунов, Е.Н.Медынский, В.Я. Стоюнин, Н.И. Кареев, К.П. Яновский и др.

Содержание

1.Реферативная работа на тему: «Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого»
План:
Введение
1.1.Взгляды Л.Н.Толстого на народное образование
1.2. Яснополянинская школа Л.Н.Толстого.
1.3. Общепедагогические и дидактические взгляды Толстого 90-900-х годов.
1.4. «Азбука» Л.Н.Толстого и книги для чтения.
Заключение.
Список использованной литературы.
2.Конспект научно-педагогической работы В.Н.Татищева «Разговор двух приятелей о науке».
3.Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих.
4. Требования государственного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Большой педагогический  словарь/ под ред. Антонова  А.П. – М.: «Педагогика», 2002.

2. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки/Н.К. Гончаров - М.: «Академия педагогических наук», 2003.

3.Для подготовки данной  работы были использованы материалы  с сайта http://www.biografia.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конспект научно-педагогической работы В.Н. Татищева «Разговор двух приятелей о пользе наук».

 

 

 

 

“Разговор” был создан мыслителем в 1733 г. и написание его  связано с событиями, сопровождавшими  вступление на престол императрицы  Анны Иоанновны. Произведение составлено в оригинальной вопросно-ответной форме, в форме диалога между двумя лицами, одно из которых задаёт вопросы, другое ответствует, причём точка зрения последнего - выражение позиции самого Татищева. На страницах этого произведения разворачивается острая полемика о пользе и необходимости знания для становления личности, для осознания человеком собственной значимости. Причём для Татищева является принципиальным критерий пользы - знание необходимо должно быть полезным и содействовать достижению благополучия, содействовать уразумению человеком собственной пользы и отвращению его от вредного и ненужного.

Начинается дискуссия  с вопроса о том, зачем нужно  посылать детей учиться за границу, если польза от них “когда их во очах имеем”? На это ответствуется, что дети приносят истинную радость родителям, когда демонстрируют свою разумность и способность к “приобретению добра, отвращению от зла”. А разум без научения и способность без разума приобретены быть не могут. Следовательно, чтобы разум был, нужно сначала учиться. Татищев утверждает ценность науки, которая “главная есть, чтобы человек мог себя познать”, потому что человек может и не знать, что есть для него добро, а что зло, что полезно и нужно, а что вредно и непотребно. Развивая далее эту мысль, Татищев даёт определение понятия “добро” - это то, через что мы можем приобрести и сохранить наше истинное благополучие, а таковое благополучие - спокойность души или совести.

Далее диалог логически  подводится к вопросу о том, отчего человеку, от природы наделённому превосходством перед всеми животными - умом, человеку, который “без научения естественным порядком благополучен быть может” , требуется приобретение знаний, тогда как даже животные без этого обходятся? Этому вопросу Татищев искренне удивляется, доказывая обратное: “когда взираю на начало бытия человеческого, т.е. от рождения его, то ничего более, как бедность его видна” . Господь  изволил  дать  человеку  столь  бедное  начало  жизни, какого  нет  у  прочих  живых  существ (Татищев  рассуждает  о  полной  беспомощности  младенца  от  рождения). Но  этим  мыслитель  не  ограничивается, утверждая, что  если  посмотреть  на  всю  жизнь  человека, то “не  меньше  того  бедности  в  нем  увидим”.

Сопоставляя  единственного  человека  с  целым  народом, Татищев  говорит  о  том, что  в  отношении  наук  и  разума  прежних  народов  можно  сказать, что “в  младенчестве  ничего, в  юности  же  мало  что  полезное  показали, в  мужестве  едва  что  полезное  показывать  стали”.Мировое  знание  проходит  в  своем развитии  три этапа (известная татищевская попытка хронологизации  исторического процесса):первое ”просвещение  ума” произошло с обретением  письма, второе - с пришествием и учением Христа, третье - с обретением  тиснения  книг. Время до  обретения  письма  и  закона  Моисеева, как  считает  Татищев, можно  сравнить  со  временем  младенчества  человека. Для  этого  периода  характерно то, что  люди не могли, ввиду  отсутствия  письменных  источников, знать  собственной  истории, прошло (“нелегко  могли  все отстоящее  и  невидимое  уведать”),знать  о  причудных  делах  божеских, а, следовательно, не  могли  сами  усвоять  опыт  предков  и  других  не  могли “ наставить на  полезное”8. С  обретением  же письма ситуация изменилась  коренным  образом, ибо ”тогда вскоре многие нужные к наставлению  нашему  началися  книги, в  которых истории  прешедших  времен  или  учения  к  нашей  пользе представлялись; другие  же  законы  духовные  и  гражданские  сочинять и людей  на благое  наставлять, а  от зла удерживать стали”.

С  пришествием  Христа  происходят  изменения  более  морально - этического  плана, ибо  ”сие просвещение  не  только  духовное  разумеет, но  и  моральное”. Благодаря  возникновению  и  распространению  учения  Христа  в  короткий срок  повсюду стали искореняться” злонравия и злочестия, из  которых все вреды происходят”.

Начало  же  книгопечатания, во-первых, сделало  доступной  для  низших  слоев  общества  Библию (“полную  Библию  за  полтину  достать  можно, чрез  что  и  крестьянину купить  и, читая, закон Божий разуметь  нетрудно” , во-вторых, позволило ”полезные древние книги немалым числом  печатать”, благодаря чему  появилось больше  возможностей  для распространения наук.  Индивид мог теперь  свободно  приобщаться  к  мировому  знанию.

Разум, просветленный  знанием, благ. Обладать  разумом  означает “прилежать  ко  снисканию  истинного, а  не  притворного  благополучия. В  человеке  желание  к  благополучию, как  считает  Татищев, вкоренено  от  Бога. но  со  времени  адамова  греха  человеческая  природа  так  повреждена, что “воля  или  хотение  большею  частью  над  умом  власть  возымела”. Из-за  этого  человек  часто  бывает  не  в  состоянии  отличить  истинное  благо  от  притворного. И  именно  для того, чтобы искоренить  собственную “нерассудность”, человеку  нужно “о мудрости  или знании  правил  естественного закона  прилежать и поучаться”. А эти правила заключаются, во-первых, в правилах  благоволения - воспитание  ума и его способности  главенствовать  над  волей, чтоб  ничего  иного  не  желать, как  только  истинного  добра; во-вторых, в  правилах  справедливости - тех  что  касаются  до внешнего, т.е. телесного  и  общественного  покоя; в-третьих, в  правилах  сохранения  содружества - правила  любви, учтивости  и  пристойности; в-четвертых, в  правилах  благоразумности. Осознание  наличия  этих  правил, диктующихся  естественным  законом, к  необходимости  их  выполнения, несомненно, приходит  к  человеку  не  от  рождения, ему  необходимо  учиться, приобретать знания, которые  помогут  разобраться  в  том, что  есть  благо, каких  ценностей  нужно  придерживаться  в  жизни, как  вести  себя  в  обществе, как  обрести  благополучие. Знание  дает  возможность  закрепиться  этим  идеям  в разуме, помогает  человеку  осознать  себя  и свою  общественную  значимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3.Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих.

 

 

Профессия педагога потенциально является одним из наиболее творческих видов деятельности. Предмет творчества педагога — воспитание и образование уникальной и неповторимой человеческой личности. Соответственно и сам педагог  должен быть личностью творческой. Преподаватель постоянно находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения. Однако ни для кого не секрет, что далеко не все педагоги достаточно полно используют творческий потенциал своей профессии, работа для них превращается в рутинное воспроизведение давно заученных шаблонных знаний. А между тем, ошибки «школьного конвейера» иногда приходится исправлять на протяжении целой жизни. Почему порой учитель поступает не по велению сердца, а с позиции устоявшегося мнения окружающих? Почему порой легче решить поставленную задачу не собственным, оригинальным путем, а так, как это «принято» решать? Почему зазорно быть не как все?    

 Ошибочные стереотипы  профессиональной роли педагога, базирующиеся на устарелой социально-профессиональной  модели — на уровне воспроизведения полученных знаний, — порой невозможно преодолеть, и часто педагог, пытающийся это сделать, выглядит смешным и нелепым. Есть интересное мнение психологов, что по-настоящему творческий человек не обращает внимания на оценки других людей, потому что живет в своем, созданном собственным творчеством мире, который для него важнее общественного мнения.    

 В настоящее время в обществе  все больше утверждается мысль  о том, что образование из  способа просвещения индивида  должно превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований. Личности, способной конструировать самое себя, определять и изменять свою жизненную стратегию.    

 Достижение этой  цели невозможно без педагогов,  обладающих творческой индивидуальностью. Ведь для того чтобы усилия педагога стали действенными, недостаточно его эрудиции, методической умелости, удачного выбора образовательной технологии. Необходимо, чтобы ученик принял педагога как яркую неповторимую личность.   

 Творчество понимается как деятельность, направленная на создание существенно нового; как процесс, включенный в постановку и решение проблем, нестандартных задач; как форма познания действительности и т. д.

Педагогическую профессию  к разряду творческих еще недавно  безоговорочно отнесли бы немногие, в ряду творческих скорее назвали бы профессии музыканта, актера, художника. Причин тому много: массовость и широкое распространение педагогической деятельности, низкий социальный престиж, иллюзия того, что необходимо довести ученика "всего лишь" до стандартного уровня образования по предмету с помощью нормативных предписаний, разработанных дидактикой и методикой; отчужденность школы от общества, учителя от ученика, а их обоих - от собственных задач и устремлений; рассмотрение педагогической деятельности в течение долгого времени как нечто внешнего по отношению к осуществляющему ее субъекту; трудность системного исследования педагогики как искусства на уровне научного знания и др.       

 В последние годы, когда заявили о себе учителя-новаторы, возникло большое количество инновационных школ и экспериментальных площадок, у преподавателей появилось право на создание авторских программ и учебников, активизировались разработки проблем непрерывного образования, наметилась тенденция к освобождению от стереотипов в оценке педагогической деятельности. И все же вопрос о том, является ли педагогический труд творческим или нет, вряд ли можно считать решенным окончательно. Полемика о соотношении науки и искусства в педагогической практике, ведущаяся со времен К. Д. Ушинского, продолжается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Требования государственного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога.

 

Важным показателем  качества образовательных систем является образовательный ценз педагогических и руководящих работников. А серьезным  показателем качества учительского корпуса является его культурный капитал. Учителя играют важнейшую роль в процессе социализации подрастающего поколения – только обладая большим культурным потенциалом можно успешно решать эту задачу.

В опубликованном проекте профессионального стандарта педагогической деятельности  за основу взят компетентностый подход.

Проект разработан в соответствии с федеральной  целевой программой развития образования  на 2006-2010 годы. Он является первым опытом создания профессиональных стандартов в области образования.

Проект профессионального  стандарта педагогической деятельности представляет собой систему минимальных  требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим  в своей целостности занятия педагогической деятельностью и определяющим успех в этой деятельности.

Впервые приводятся определения деятельности, педагогической деятельности, профессионального стандарта. Так, например, профессиональный стандарт рассматривается как система  требований к работнику - учителю, воспитателю, определяющая возможность занять определенную должность, быть допущенным к определенной деятельности.

Педагогическая  деятельность, с одной стороны, предстает  в качестве одного из видов деятельности, выражающегося в целенаправленном развитии обучающегося, овладении им основами культуры, всестороннем развитии его способностей. С другой стороны, совместная деятельность предполагает «субъект - субъектные отношения», педагог и обучающийся выступают как равнозначные субъекты педагогического процесса.

В проекте профессионального  стандарта приводятся понятия «компетентность» и «компетенции». Компетентность характеризует субъект деятельности, компетенции относятся к деятельности.

Знания, умения, способности и личностные качества педагога при определенных условиях могут рассматриваться с позиций профессиональной компетентности.

Компетентность  представляет собой личностную характеристику, предполагающую, что индивид не просто информирован и умеет применять  эту информацию, но и использует ее в качестве основы для принятия собственных решений, умений и навыков.

Чем же характеризуется  профессиональная компетентность современного учителя или педагогическая компетентность?

Во-первых, задача учителя заключается не в передаче знания, а в поддержке рождающихся в самом ученике новых видов поведения (деятельности). При этом нужно уметь учитывать компетенцию каждого ученика и уметь организовывать сотрудничество учеников и учителя так, чтобы эффективно использовать опыт всех участников и уметь обучать новым способам мышления.

Во-вторых, перед  учителями стоит задача в обладании  новыми технологиями, т.к. обучение не может происходить на старых основах.

Компетентностный  подход к образованию убеждает в  необходимости критически проанализировать и оценить накопленный опыт в педагогической деятельности учителя. Ситуацию успешности, самоопределения, самореализации учащимся может создать только учитель. Мотивация учителя, его личностные и профессиональные возможности - это, на наш взгляд, решающие условия введения компетентностного подхода.

Профессиональная  компетентность педагога определяется опытом и индивидуальными способностями  человека, его мотивированным стремлением  к самообразованию, к самосовершенствованию, к творческому отношению к  делу.

Базовыми составляющими, формирующими профессиональную компетентность учителя, на наш взгляд, являются: проектировочная, информационная, личностно-гуманистическая компетентность.

Проектировочная компетентность - это ведущая составляющая профессиональной компетентности педагога.

Современный, успешный учитель должен владеть технологиями:

  • - проектирования своей деятельности;
  • - проектирования учебного процесса;
  • - индивидуального развития учащихся;
  • - проектирования инновационного учебного плана, рабочей учебной программы учебного курса и т.д.

Велением времени  вызвана необходимость овладения  исследовательскими компетенциями. Педагог  является проводником изменений  в образовании и работает в  условиях перемен: увеличения объема научно-методической и научно-исследовательской составляющих в структуре педагогической деятельности.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"