Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 10:34, контрольная работа

Краткое описание

История дополнительного образования детей может быть значительно увеличена в своих временных параметрах, если признать не только факт преемственности, но и внутреннего единства его с традициями внешкольной, внеклассной работы.
Первые практические примеры внешкольного образования в нашей стране имели отношение к добровольной деятельности интеллигенции по просвещению и воспитанию взрослых и детей. Именно эта просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц стала называться "внешкольное образование", а первыми его пропагандистами и исследователями стали: Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, К.Н. Венцель, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, В.М. Бехтерев, Н.И. Ильминский, В.И. Водовозов, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Н.А. Корф, И.И. Горбунов, Е.Н.Медынский, В.Я. Стоюнин, Н.И. Кареев, К.П. Яновский и др.

Содержание

1.Реферативная работа на тему: «Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого»
План:
Введение
1.1.Взгляды Л.Н.Толстого на народное образование
1.2. Яснополянинская школа Л.Н.Толстого.
1.3. Общепедагогические и дидактические взгляды Толстого 90-900-х годов.
1.4. «Азбука» Л.Н.Толстого и книги для чтения.
Заключение.
Список использованной литературы.
2.Конспект научно-педагогической работы В.Н.Татищева «Разговор двух приятелей о науке».
3.Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих.
4. Требования государственного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Педагог активно  вовлекается в инновационную  деятельность в образовании, в процесс  создания новых образцов педагогической практики и в их научное осмысление.

Важным направлением в освоении исследовательских компетенций является развитие способности педагога к самоанализу и проектной деятельности.

Процесс освоения исследовательских компетенций  длительный и требует систематического отслеживания результативности. При  проведении мониторинга рекомендуем  исследовать следующие показатели: ориентированность на изменения в системе образования, гуманистический характер ориентаций, системность и развивающий эффект.

Научно-исследовательская  компетентность учителя может определяться как способность и готовность личности самостоятельно и эффективно выполнять научно-исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результаты и применять их на практике.

Учитель в своей  профессиональной деятельности постоянно  сталкивается со сложными нестандартными ситуациями. Более того, он сам их проектирует и создает.

Исследовательская деятельность, посредством которой  формируется научно-исследовательская  компетентность, является составной  частью профессиональной деятельности учителя.

Научно-исследовательская  компетентность может существовать как самостоятельная способность учителя, а может проявляться как особая сторона профессиональной компетентности учителя.

Исследовательская деятельность позволяет расширить  множество необходимых в профессиональной деятельности умений и навыков, т.к. является средством развития интеллектуальных умений, которые, в свою очередь, в какой-то мере обеспечивают успешность любой деятельности, в частности, профессиональной педагогической.

Значит, необходимо формирование такого элемента, как  исследовательские умения или исследовательская компетентность, которая может быть универсальным способом решения любой задачи профессиональной педагогической деятельности.

Инновационный потенциал учителя, по мнению доктора  педагогических наук Никитиной Н.Н., зависит от его творческого потенциала, степени его креативности. Способность к творческой деятельности в различной степени ее продуктивности присуща каждому педагогу .

Следовательно, инновационный потенциал педагога определяется в данных условиях степенью его готовности к исследовательской деятельности, которая зависит не только от его креативности, но и от уровня сформированности следующих компонентов:

  • - мотивационного стремления и потребности осуществлять инновационную деятельность,
  • - методологического владения концептуальными и теоретическими основами исследовательской деятельности, ориентацией в современных подходах к решению педагогических проблем, наличия собственной педагогической философии, позиции;
  • - технологического умения осуществлять выбор инновационной проблемы и темы исследования, составлять программу экспериментальной работы, владения методикой разработки авторских программ, разнообразными способами введения новшеств в педагогический процесс;
  • - рефлексивного способностью к самоанализу своей деятельности и возникающих педагогических проблем.

XXI век назван  ЮНЕСКО «веком человеческого  фактора». В России определение  гуманизации и гуманитаризации  как ведущей тенденции изменения  содержания отечественного образования  стало общим в концептуальных  документах в области образования.

В педагогике широко распространено представление о  том, что наиболее эффективное воздействие  на учащихся любого возраста оказывает  только та личность обучающего, которая  обладает определенным набором «учительских»  черт. И чем больше образовательный процесс рассматривается как искусство, тем больший акцент делается на личностные качества педагога, особенно при решении проблем оптимизации учебного процесса, т.к.:

  • - педагог передает свои личностно-обусловленные ценности своим ученикам;
  • - учитель переосмысливает цели их обучения и воспитания на основе анализа особенностей учащихся;
  • - личностные факторы определяют стиль педагогической деятельности, который оказывает свое специфическое воздействие на учащихся.

Современное обучение является средством расширения возможностей сотрудничества учителя и ученика и создания совершенно новой культуры обучения.

Внедрение новых  образовательных технологий в образовательный  процесс выдвигает принципиально  новые требования к педагогам:

  • - умение создавать особый психологический климат, построенный на сотворчестве и сотрудничестве;
  • - овладение новыми педагогическими технологиями;
  • - использование предметных знаний в целях более эффективного воспитания личности;
  • - освоение компьютерной техники;
  • - способность к жизненному самоопределению;
  • - активная творческая позиция.

Педагогическое  творчество – основа, определяющая профессиональную компетентность. Учитель  участвует в творческом акте –  становлении нового человека, следовательно, творчество – есть наиболее существенная сторона деятельности педагога. Творчество учителя – это, прежде всего, вера в потенциальные силы и возможности ребенка, умение видеть свою социальную роль в успехах своих питомцев, их нравственном становлении.

Существенным  фактором, во многом определяющим отношение учителей к проблемам совершенствования своего мастерства, является профессиональный опыт, включающий совокупность знаний и умений, сложившиеся способы деятельности и ценностные ориентации. В практической деятельности опыт играет разные роли, обусловленные многообразными факторами: характером вузовского образования, особенностями профессиональной адаптации, степенью эмоционально-личностной вовлеченности в профессию и т.д. Он обеспечивает определенное постоянство профессионального поведения, делает его сравнительно независимым от тех или иных ситуативных обстоятельств. Профессиональный опыт отражается в стиле деятельности. В одном случае опыт «открыт» новым идеям. Он позволяет проверить жизнеспособность педагогических концепций, рекомендованных модернизируемой системе образования, и тем самым защищает учителя от псевдоноваций.

Анализ опыта  позволяет определить передовые  тенденции в деятельности учителей, их достижения, опережающие массовую практику. Опыт в этом случае раскрывает творческие возможности педагогов. Его можно отнести к передовому новаторскому опыту. Он выражается в творческом стиле деятельности, проявляющейся в характер выдвигаемых целей, задач и результатов образования, использовании различных методов и средств воспитания, широте и глубине духовных контактов с учащимися.

В другом случае опыт, как «лучший наставник», становится едва ли не ведущим ориентиром в  определении учителем целей, задач, результатов работы с учащимися. Учитель принимает лишь те рекомендации, которые не противоречат его опыту. Обогащая его подобным образом, учитель в определенной степени содействует развитию своего мастерства.

Творческие поиски, воплощенные в передовом опыте, отражают богатый внутренний мир  учителя, его способность к рефлексии  и экспериментированию.

В настоящее время большой интерес среди учителей вызывает такая форма работы, как педагогические мастерские. Возникшая во Франции еще в начале XX века идея Новой школы, рассчитанной на максимальную активность и личностную значимость для ученика не только результата, но и самого процесса обучения, приобрела широкую популярность. Как подтвердил опыт, созидательно-творческая деятельность учителя базируется на его понимании сущности направленности современного образования и его результата– качеств личности ученика, которые сегодня и завтра будут востребованы обществом.

Современная ситуация реализации национального Проекта  «Образование», модернизация и реформирование Российской школы требуют пересмотра подходов к обучению и развитию подрастающего  поколения.

Приоритетными становятся задачи формирования способностей к самоизменению, рефлексии, самоорганизации в различных видах деятельности.

Поиск педагогами и педагогическими коллективами новых оригинальных путей решения  актуальных проблем образовательной  практики воплощается в появлении множества инновационных идей, трансляции уникального инновационного педагогического опыта.

Неслучайно в  современной педагогической науке  распространенными стали такие  понятия, как «инновационный» и  «исследовательский» опыт.

Настоящий период реализации национального проекта «Образование» вызвал всплеск творческой активности в среде педагогических работников. В педагогической практике стали активно воплощаться проекты и идеи лучших учителей и образовательных учреждений.

Инновационная деятельность представляет собой особую форму научного обеспечения развития образования.

Рождающие инновационные  идеи касаются изменения содержания образования, создания методик, технологий, системы управления школой и т.д.

Разработка стандартов нового поколения и системы их сопровождения запланирована была на 2006-2010 г.г.

Экспериментальная проверка отдельных элементов системы  начнется уже с 2007/08 года, регионы  будут определены Министерством  образования и науки Российской Федерации.

Вопрос о сроках и этапах введения стандартов нового поколения будет решаться по результатам апробации.

Введение ГОСа второго поколения предполагает широкое использование современных  информационных технологий в учебном  процессе.

Методологической  основой ГОСа второго поколения  является системно-деятельностный (компетентностный) подход. Это переход к самым современным образовательным технологиям.

Деятельностный  подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в  терминах ключевых задач и универсальных  учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Деятельностный  подход определяет требования к содержанию учебных программ и обуславливает  требования к организации обучения:

  • - организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;
  • - выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;
  • - организация таких форм учебного сотрудничества, где были бы востребованы активность и инициатива ученика. Сегодня эксперты говорят
  • об усилении деятельностной направленности образования, о смещении акцента со знаний на умения.

Аналитики считают, что основное направление обновления содержания общего образования должен задать компетентностный подход:

  • - усиление жизненной востребованности содержания образования;
  • - обучение жизненным навыкам;
  • - формирование обобщенных умений предметного характера;
  • - линия ключевых компетентностей.

Таким образом, одним из многих факторов, влияющих на повышение качества образования, является профессиональная компетентность учителя, которая достигается оптимальной продуктивной организацией его методической подготовки на муниципальном и региональном уровнях.

  •                                                          

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"