Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

1.Этнопедагогика и современная школа.
2.Основные идеи этнопедагогики.
3.Использование идей этнопедагогики в работе современного учтеля.
Практическая работа.

Вложенные файлы: 1 файл

этнопедагогика.docx

— 40.17 Кб (Скачать файл)

План.

1.Этнопедагогика  и современная  школа.

2.Основные идеи этнопедагогики.

3.Использование идей этнопедагогики  в работе современного учтеля.

Практическая  работа.

1.Этнопедагогика  и современная школа.

 

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций .

Народный опыт накапливается человечеством  с древних времен и находит  свое отражение в народных традициях, нравственных и моральных произведениях  устного народного творчества, в  нормах жизни народа, передаваемых из века в век. В традициях отражены исторические сложившиеся нормы, табу, взаимоотношения, обычаи, которые утвердились  в социуме.

В народной педагогике народа, создаваемой веками, раскрываются исторические и природные условия жизни, быта, традиций, взаимоотношения людей. Педагогические ценности опредмечены в многочисленных произведениях народного искусства, обычаях, обрядах, нравах, что составляет существо этнопедагогической культуры.

Традиции, семейный уклад жизни  воспитывает в подрастающем человеке социально-этнические и моральные  нормы поведения. Важнейшей задачей  школы и семьи являются раскрытие  и сохранение лучших человеческих качеств, подлинно народного характера, таких как: уважение старших, заботливое отношение к детям, больным, слабым, сиротам, обожествление хлеба, земли, трудолюбие, терпение, скромность, гостеприимство и другие.

Говоря о воспитании личности школьника  на основе средств народной педагогики необходимо выделить три компонента, от которых зависит устойчивость этого процесса: содержание, средства, субъект-объект, цель.

Содержание процесса воспитания определяется культурой общества, с одной стороны, и опытом ребенка, с другой. Важно  знание и изучение широких пластов  культуры общества, народных традиций, содержание социальных идей народной культуры. В тесной взаимосвязи с  этим находится уровень их значимости для школьника, члена определенной группы, включенного в конкретной ситуации.

Средства воспитания в самом  общем смысле - это элементы окружающей среды, которые проявляют себя на разных уровнях. К средствам воспитания личности посредством народной педагогики относятся фольклор: поэзия пестования былины, народные песни, малые жанры  фольклора, искусство в народном быту, старинные праздники. И, наконец, средством воспитания выступают  взаимоотношения людей, все их многообразие.

Говоря о школьнике, необходимо отметить, что он является субъектом  воспитания на первичной ранней стадии его жизнедеятельности. Ребенок  еще ограничен в социальной жизни, но с помощью средств народной педагогики, осознает себя как личность, свои связи с людьми, опыт общения, "принимает" социальные ценности, устанавливает подсознательные  связи с культурным пространством, этносом, микросоциумом.

Воспитание личности школьника  с периода младшего школьного  возраста и до конца обучения в  школе требует специальной педагогической поддержки. Школа должна помочь ребенку  формировать и использовать свой социальный опыт, воспитывать личность на основе народной культуры, формировать  навыки духовного восприятия народного  культурного наследия.

Только в ходе тесного сотрудничества семьи и школы воспитание личности школьника будет осуществляться более полно, красиво и полезно  для него.

Задача современного педагогического  осмысления средового подхода связана  с процессом формирования личности, через расширение границ целенаправленного  воспитательного процесса с использованием возможностей среды. Это находит  свое в тесном единстве и взаимосвязи  с регионами, в учете традиций семейного и школьного воспитания, в участии различных институтов современного воспитания, в целенаправленной воспитательной работе в микросреде.

Рассматривая на региональном уровне возможности народной педагогики как  средства социализации личности, школа  изучается как социально-педагогическая система на локальном уровне.

Раскрытие социально-педагогической проблемы через призму системы воспитания требует обращения к народной педагогике, которая выступает средством  социализации подрастающего поколения.

Историческая память народов является важнейшей предпосылкой сохранения самобытности национальной культуры. Возрождение идей народной педагогики, использование прогрессивных традиций и принципов образования и  воспитания могут оказать большую  помощь в осмыслении и решении  проблем воспитания, выдвигаемых  современной общественно-политической ситуацией. Народная педагогика может  быть вплетена в новое педагогическое мышление, т.к. содержит много идей, соответствующих задачам социального  становления личности.

Социальные основы этнопедагогики отмечаются в исследованиях Г. Н. Волкова. Содержание этнопедагогики включает воспитательный опыт народных масс, их педагогическое воззрение, взгляды, идеи, традиции в области воспитания. [Волков]

Человеческие ценности не сводятся лишь к сумме накопленных материальных и духовных ценностей, а предполагают формирование у новых поколений  способности быть творцом новых  ценностей, новых систем отношений  друг к другу.

Таким образом, для того, чтобы работа по формированию личностных качеств  ребенка в учебно-воспитательном процессе была эффективной, будущий учитель должен правильно использовать истоки народного педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные идеи этнопедагогики

 

На протяжении многих тысячелетий  в культуре русского народа развивались  принципы народного воспитания, которое  корнями уходило в семейное воспитание. Народная педагогика – это традиционная для народа практика воспитания со своими сложившимися в ней знаниями, принципами, идеалами, которые закрепились  в народных заповедях, образах фольклора, прикладного искусства, других формах отражения и преображения действительности.

Выдающиеся педагоги Ян Амос Коменский (1592-1670), Константин Дмитриевич Ушинский, (1824-1870), Антон Семёнович  Макаренко (1888-1939), Василий Александрович  Сухомлинский (1918-1970), и др. много  внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического  опыта. Педагоги-классики полагали, что  народная педагогика обогащает науку  о воспитании, служит ей опорой и  основой, поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение  к истокам этнических культур  на основе познания самобытности и  уникальности каждого народа, введение в практику работы с детьми педагогического  опыта, накопленного тем или иным народом.

К.Д. Ушинский считал народную педагогику проявлением педагогической культуры масс, которая олицетворяет идеалы, представления и воззрения  о человеке, семье, детях и взаимоотношениях между людьми. Великий педагог  справедливо отмечает: "Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает её истинами, которые остаются такими для всех народов". К.Д. Ушинский прекрасно  знал обычаи, обряды, традиции русского народа, а также глубоко проникал в его духовную жизнь. Как всякий великий мыслитель, он был энциклопедистом-философом, психологом, антропологом, историком, лингвистом, этнографом, фольклористом, литературоведом. В поле его зрения были все сферы духовной жизни  славянских народов, он восхищался преемственностью и общностью всех культур. В своих  трудах он отразил культуру и жизнь  многих народов. На основе культурологического  сравнения языков различных народностей и языка русского К.Д. Ушинский отмечает своеобразие и самобытность русского языка: "Русский язык … сообразно размашистому характеру народа, сообразно размашистому разбегу русских людей любит разливаться свободно, подобно сильному источнику, выбивающемуся сильной волной из недосягаемой глубины". В словах великого педагога заложен горячий призыв ко всем потомкам – знать и любить родное слово, Родину, живую душу русского народа.

Народную педагогику можно  представить как составную часть  коллективного народного творчества. Народная педагогика – это проявление педагогической культуры масс, олицетворяющей идеалы, представления и воззрения  о человеке, семье, детях и взаимоотношения  между ними. Созданное народом  педагогическое наследие нашло отражение  в поговорках, пословицах, сказках, загадках, легендах, колыбельных песнях, пестушках, играх, хороводах, в прикладном искусстве.

Вместе с тем Народная педагогика – это не только сумма  знаний, но и обязательных умений, утверждает известный этнограф и педагог  Г.С. Виноградов, а также совокупность навыков и приёмов, применяемых  народом в целях развития и  воспитания личности.

В пятидесятых годах ХХ века Г.Н. Волковым сделана первая попытка  в целом ряде публикаций (в том  числе и монографических) раскрыть роль народных масс как творцов педагогической культуры; место педагогических традиций в духовной культуре народа. Г.Н. Волков определяет народную педагогику как  совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся  в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п. Особую значимость принципов  Народной педагогики должна ощущать  детская среда, в первую очередь  – это дети.

Очень важна роль этнопедагогики в формировании национального самосознания, преодоления отчуждения к другим этносам. Этнопедагогика способствует всестороннему развитию личности, включая  умственное, трудовое и физическое воспитание.

Однако, располагая широким  спектром задач, народная традиция воспитания была в первую очередь ориентирована на нравственное воспитание. Ярким примером, отражающим такое воспитание, является этнопедагогика русского народа. Важная особенность этнопедагогики – её природосообразность, существующая благодаря естественности народных традиций воспитания, гармонической включенности в процессы окружающей среды. Воспитывая своих детей, наши предки стремились сформировать у них представление о красоте природы, о месте человека в ней, о необходимости нравственного отношения ко всему живому.

Народные игры, способствуя  интеллектуальному и физическому  развитию, несли в себе определенный нравственный потенциал. Отметим, что  в играх в значительной степени  нашли отражение национальные особенности  русского народа. Игры, хозяйственно-бытовой  уклад, мировоззрение народа всегда были тесно связаны с исторической судьбой этноса. Народные игры прививали  ребенку уважение к национальным обычаям, формировали качества личности, ценные для этноса, осуществлялось приучение подрастающего поколения  к правилам и нормам поведения.

Роль слова как педагогического  фактора играет в этнопедагогике определяющую роль, особенно в деле морально-нравственного воспитания. Великий чешский педагог Я.А. Коменский  утверждал, что в духовной культуре народа родной язык – одно из самых  ценных сокровищ. Нежную любовь к своей  Родине, к своему народу Коменский  выражает, проповедуя неиссякаемую любовь к родному языку. Великий педагог-гуманист добивался того, чтобы учителя  детей были подлинно народными. Первое и главное требование к ним  – изучать, любить родной язык, устное творчество народа. Патриарх педагогики с прискорбием пишет: "…народ и народные языки находятся в  величайшем презрении, чем им наносится  величайшая обида. Пусть всякому  народу всё передаётся на родном языке…" Народный педагог, по мнению Я.А. Коменского, должен быть патриотом родного языка, родной культуры.

Для А.С. Макаренко, как для  Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского, народ  представляется величайшим педагогом. Необходимо отметить, что одной из центральных проблем в педагогике всех народов была проблема родного  языка. Для А.С. Макаренко родной язык – проблема не только и не столько дидактическая, сколько политическая, общекультурная, морально-этическая, педагогическая, эстетическая. Великий советский педагог отмечает, что родной язык – естественная потребность любого человека, что у народа нет ничего дороже родного языка и выше любви к Родине.

Факторами народного воспитания выступают словесные средства: пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, былины, басни, притчи, прибаутки, скороговорки, назидания, вразумления. Количество словесных  форм воздействия на чувства, на сознание и поведение в народной педагогике велико: поучение, наставление, увещевание, упрёк, осуждение, завет и многое другое.

В трудах великого советского педагога В.А. Сухомлинского получили всестороннее развитие идеи классиков  педагогики о родном языке. Он постоянно  внушал учителям и родителям: "Словом своим деды и прадеды наши передали нам свои заповеди, свою любовь к  родному краю и прежде всего –  любовь к родному языку". По мнению великого педагога, речевая культура человека – это зеркало его  духовной культуры. В.А. Сухомлинский в  своих трудах отмечал: "Важнейшим  средством воздействия на ребёнка, облагораживающим его чувства, душу и мысли, переживания, являются красота  и величие, сила и выразительность  родного слова".

В этнопедагогике русских  по традиции одно из важнейших мест занимают сказки. Простота, искренность, непосредственность сказки воспринимается психикой, позволяет достичь гармонического сочетания умственного и нравственного  развития.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"