Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:15, контрольная работа
1.Этнопедагогика и современная школа.
2.Основные идеи этнопедагогики.
3.Использование идей этнопедагогики в работе современного учтеля.
Практическая работа.
В условиях современной социально-
Народный опыт накапливается человечеством с древних времен и находит свое отражение в народных традициях, нравственных и моральных произведениях устного народного творчества, в нормах жизни народа, передаваемых из века в век. В традициях отражены исторические сложившиеся нормы, табу, взаимоотношения, обычаи, которые утвердились в социуме.
В народной педагогике народа, создаваемой веками, раскрываются исторические и природные условия жизни, быта, традиций, взаимоотношения людей. Педагогические ценности опредмечены в многочисленных произведениях народного искусства, обычаях, обрядах, нравах, что составляет существо этнопедагогической культуры.
Традиции, семейный уклад жизни воспитывает в подрастающем человеке социально-этнические и моральные нормы поведения. Важнейшей задачей школы и семьи являются раскрытие и сохранение лучших человеческих качеств, подлинно народного характера, таких как: уважение старших, заботливое отношение к детям, больным, слабым, сиротам, обожествление хлеба, земли, трудолюбие, терпение, скромность, гостеприимство и другие.
Говоря о воспитании личности школьника на основе средств народной педагогики необходимо выделить три компонента, от которых зависит устойчивость этого процесса: содержание, средства, субъект-объект, цель.
Содержание процесса воспитания определяется культурой общества, с одной стороны, и опытом ребенка, с другой. Важно знание и изучение широких пластов культуры общества, народных традиций, содержание социальных идей народной культуры. В тесной взаимосвязи с этим находится уровень их значимости для школьника, члена определенной группы, включенного в конкретной ситуации.
Средства воспитания в самом общем смысле - это элементы окружающей среды, которые проявляют себя на разных уровнях. К средствам воспитания личности посредством народной педагогики относятся фольклор: поэзия пестования былины, народные песни, малые жанры фольклора, искусство в народном быту, старинные праздники. И, наконец, средством воспитания выступают взаимоотношения людей, все их многообразие.
Говоря о школьнике, необходимо отметить, что он является субъектом воспитания на первичной ранней стадии его жизнедеятельности. Ребенок еще ограничен в социальной жизни, но с помощью средств народной педагогики, осознает себя как личность, свои связи с людьми, опыт общения, "принимает" социальные ценности, устанавливает подсознательные связи с культурным пространством, этносом, микросоциумом.
Воспитание личности школьника
с периода младшего школьного
возраста и до конца обучения в
школе требует специальной
Только в ходе тесного сотрудничества семьи и школы воспитание личности школьника будет осуществляться более полно, красиво и полезно для него.
Задача современного педагогического
осмысления средового подхода связана
с процессом формирования личности,
через расширение границ целенаправленного
воспитательного процесса с использованием
возможностей среды. Это находит
свое в тесном единстве и взаимосвязи
с регионами, в учете традиций
семейного и школьного
Рассматривая на региональном уровне
возможности народной педагогики как
средства социализации личности, школа
изучается как социально-
Раскрытие социально-педагогической проблемы через призму системы воспитания требует обращения к народной педагогике, которая выступает средством социализации подрастающего поколения.
Историческая память народов является
важнейшей предпосылкой сохранения
самобытности национальной культуры.
Возрождение идей народной педагогики,
использование прогрессивных
Социальные основы этнопедагогики отмечаются в исследованиях Г. Н. Волкова. Содержание этнопедагогики включает воспитательный опыт народных масс, их педагогическое воззрение, взгляды, идеи, традиции в области воспитания. [Волков]
Человеческие ценности не сводятся
лишь к сумме накопленных
Таким образом, для того, чтобы работа
по формированию личностных качеств
ребенка в учебно-
2.Основные идеи этнопедагогики
На протяжении многих тысячелетий в культуре русского народа развивались принципы народного воспитания, которое корнями уходило в семейное воспитание. Народная педагогика – это традиционная для народа практика воспитания со своими сложившимися в ней знаниями, принципами, идеалами, которые закрепились в народных заповедях, образах фольклора, прикладного искусства, других формах отражения и преображения действительности.
Выдающиеся педагоги Ян Амос Коменский (1592-1670), Константин Дмитриевич Ушинский, (1824-1870), Антон Семёнович Макаренко (1888-1939), Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970), и др. много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ей опорой и основой, поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, введение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом.
К.Д. Ушинский считал народную педагогику проявлением педагогической культуры масс, которая олицетворяет идеалы, представления и воззрения о человеке, семье, детях и взаимоотношениях между людьми. Великий педагог справедливо отмечает: "Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает её истинами, которые остаются такими для всех народов". К.Д. Ушинский прекрасно знал обычаи, обряды, традиции русского народа, а также глубоко проникал в его духовную жизнь. Как всякий великий мыслитель, он был энциклопедистом-философом, психологом, антропологом, историком, лингвистом, этнографом, фольклористом, литературоведом. В поле его зрения были все сферы духовной жизни славянских народов, он восхищался преемственностью и общностью всех культур. В своих трудах он отразил культуру и жизнь многих народов. На основе культурологического сравнения языков различных народностей и языка русского К.Д. Ушинский отмечает своеобразие и самобытность русского языка: "Русский язык … сообразно размашистому характеру народа, сообразно размашистому разбегу русских людей любит разливаться свободно, подобно сильному источнику, выбивающемуся сильной волной из недосягаемой глубины". В словах великого педагога заложен горячий призыв ко всем потомкам – знать и любить родное слово, Родину, живую душу русского народа.
Народную педагогику можно
представить как составную
Вместе с тем Народная педагогика – это не только сумма знаний, но и обязательных умений, утверждает известный этнограф и педагог Г.С. Виноградов, а также совокупность навыков и приёмов, применяемых народом в целях развития и воспитания личности.
В пятидесятых годах ХХ века Г.Н. Волковым сделана первая попытка в целом ряде публикаций (в том числе и монографических) раскрыть роль народных масс как творцов педагогической культуры; место педагогических традиций в духовной культуре народа. Г.Н. Волков определяет народную педагогику как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п. Особую значимость принципов Народной педагогики должна ощущать детская среда, в первую очередь – это дети.
Очень важна роль этнопедагогики в формировании национального самосознания, преодоления отчуждения к другим этносам. Этнопедагогика способствует всестороннему развитию личности, включая умственное, трудовое и физическое воспитание.
Однако, располагая широким спектром задач, народная традиция воспитания была в первую очередь ориентирована на нравственное воспитание. Ярким примером, отражающим такое воспитание, является этнопедагогика русского народа. Важная особенность этнопедагогики – её природосообразность, существующая благодаря естественности народных традиций воспитания, гармонической включенности в процессы окружающей среды. Воспитывая своих детей, наши предки стремились сформировать у них представление о красоте природы, о месте человека в ней, о необходимости нравственного отношения ко всему живому.
Народные игры, способствуя
интеллектуальному и
Роль слова как
Для А.С. Макаренко, как для
Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского, народ
представляется величайшим педагогом.
Необходимо отметить, что одной из
центральных проблем в
Факторами народного воспитания выступают словесные средства: пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, былины, басни, притчи, прибаутки, скороговорки, назидания, вразумления. Количество словесных форм воздействия на чувства, на сознание и поведение в народной педагогике велико: поучение, наставление, увещевание, упрёк, осуждение, завет и многое другое.
В трудах великого советского педагога В.А. Сухомлинского получили всестороннее развитие идеи классиков педагогики о родном языке. Он постоянно внушал учителям и родителям: "Словом своим деды и прадеды наши передали нам свои заповеди, свою любовь к родному краю и прежде всего – любовь к родному языку". По мнению великого педагога, речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. В.А. Сухомлинский в своих трудах отмечал: "Важнейшим средством воздействия на ребёнка, облагораживающим его чувства, душу и мысли, переживания, являются красота и величие, сила и выразительность родного слова".
В этнопедагогике русских
по традиции одно из важнейших мест
занимают сказки. Простота, искренность,
непосредственность сказки воспринимается
психикой, позволяет достичь