Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:44, контрольная работа

Краткое описание

Проанализируйте соответствие содержания и структуры отечественной образовательной системы главным идеям образования.
Образование как воспроизведение культуры не могло не сформироваться как определенная система, внутри которой дифференцируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обучения, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы. В первую очередь подчеркнем, что образование как социальный институт есть сложная система, включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 35.21 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«УРАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Центр дистанционного образования

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Педагогика»

 

Вариант: 5

 

 

 

 

г. Серов

2013 г.

 

Проанализируйте соответствие содержания и структуры отечественной образовательной  системы главным идеям образования.

 

Образование как воспроизведение культуры не могло не сформироваться как определенная система, внутри которой дифференцируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обучения, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы. В первую очередь подчеркнем, что образование как социальный институт есть сложная система, включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д.  Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие. Системообразующей (или смыслообразующей) составляющей образовательной системы является цель образования, т.е. ответ на вопрос, какого человека требует и ожидает общество на данном этапе его исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно-историческими условиями, которые характеризовали каждый конкретный временной период ее развития. Специфичной является и история становления образования в различных его ступенях (школьном, среднепрофессиональном, вузовском) в разных странах.

      Образование как система может рассматриваться в трех измерениях: социальный масштаб (образование в мире, определенной стране и т.д.), ступень образования (дошкольное, школьное, высшее), профиль образования - общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное. 

С этих позиций  образование как систему в  целом, можно характеризовать следующим  образом:

- образование как система может быть светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным; 

- образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возрастной критерий. Однако во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тремя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, университеты, академии. Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения - урок, лекция, семинар и т.д. и специфические формы контроля - опрос, зачет, экзамен я т.д.; 

образование как система может характеризоваться  преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью; 

образовательная система имеет качественную и  количественную характеристику, специфическую  для своих подсистем.

Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования  А.А.Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени до конца XX в.

Первая тенденция - осознание каждого  уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция  предполагает решение проблемы преемственности  не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, - между вузом  и будущей производственной деятельностью  студентов.  Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной  деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения - знаково-контекстного, по А.А.Вербицкому. 

Вторая тенденция - индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация  и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества. 

Третья тенденция - переход от преимущественно  информационных форм к активным методам  и формам обучения с включением элементов  проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Другими словами, как метафорично отмечает А.А. Вербицкий, тенденция перехода от "школы воспроизведения" к "школе понимания", "школе мышления". 

Четвертая тенденция соотносится, по А.А. Вербицкому, с поиском психолого-дидактических  условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных  способов организации учебно-воспитательного  процесса и управления этим процессом  к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым. Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся. 

Пятая и шестая тенденции относятся  к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют  необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится "с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента".

Тенденции изменения общей ситуации образования в конце XX столетия совпадают  с общими принципами его реформирования в мире и в России. Это следующие  основные принципы:

  • интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений; 
  • гуманизация - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами; 
  • дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого обучающегося; 
  • демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием. 

Существенно, что эти принципы реформирования образования соотносимы с основными  направлениями реформирования образовательных  систем мирового сообщества, судя по материалам ЮНЕСКО. К этим направлениям были отнесены:

  • общепланетарный глобализм и гуманизация образования;
  • культуроведческая социологизация и экологизация содержания обучения;
  • междисциплинарная интеграция в технологии образования;
  • ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции. 

Рассмотренные принципы и направления  образования отражают глобальные тенденции  современного мира, выявляющиеся в  процессах демократизации, глобализации, регионализации, поляризации, маргинализации и фрагментаризации. Очевидно, что меняющиеся в образовательном пространстве тенденции отражают общие направления изменения в мире, и наоборот, - эти направления суть отражение складывающихся тенденций в образовании.

      Более точно эта  главная мысль данного раздела  - о неразрывной связи образования  и культуры, человеческого общества  будет раскрыта при описании  истории образования как смене  педагогических идеалов в процессе  развития общества.

Необходимо сказать об особенностях педагогического идеала человека, который  существовал в русской педагогике.

      Древняя славянская  культура соединилась благодаря  принятию христианства со зрелым  восточным христианством Византии, цели воспитания в которой  отличалась от средневековой  концепции западного христианства  большим вниманием к телесным  качествам человека.

      С самого начала  обучение грамоте и обучение  вере воспринималось как единый  процесс - это объясняет сильное  влияние практически до ХХ  века церкви на образование  в России. Православная церковь,  в отличие от католической, существовало  отрицательное отношение к рациональному  знанию, убеждение, что знание, "философия"  ей не нужна, так как все  истины в высшем воплощении  заключены в Библии, в творениях  святых отцов и учителей церкви. Поэтому главной задачей обучения  и воспитания детей для родителей  и педагогов считалась задача  нравственно-религиозного воспитания.

      Сейчас идея всестороннего  развития личности как высшей  цели воспитания признается всем  миром. Следует отметить, что при  всем различии педагогических  и философских школ в понимании  сущности и процесса воспитания  развитой личности, существует два  педагогических идеала личности:

Один - высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение быть маяком, ориентиром, высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе.

Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется. Его можно  назвать "реальным идеалом". Реальный идеал - это герой своего времени, это тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться.

 

Очевидно, что цели воспитания в  ходе истории человеческого общества соответствовали представлениям людей  об идеале человеческой личности. И  на сегодняшний день педагогический процесс строится, основываясь на общечеловеческих представлениях об идеальном гражданине своего государства.

Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость  преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач.

      Одним из способов решения данной задачи может выступать реализация концепции непрерывного образования, в отличие от прерывного - имеющего свои определенные временные рамки и конечный, достижимый результат. Практика показывает, что прерывные формы обучения не охватывает тот большой круг задач, которые встают перед специалистами, исходя из современных требований.

      Получение первоначального  профессионального образования  может чередоваться с трудом  на основе полученных знаний. Затем трудовая деятельность  может быть прервана и продолжено  обучение на более высоком  уровне. Учеба может также продолжаться  без отрыва от производства.

      Прерывистость образовательного  процесса не противоречит идее  непрерывного образования. Непрерывное  образование призвано обеспечить  гармоничное развитие каждой  личности, индивидуализировать обучение, воспитать в каждом человеке  осознанную потребность в повышении  уровня знаний. Каждому обучающемуся  должны быть созданы условия  для получения нужных ему знаний. В центре любого этапа и  уровня непрерывного образования  и воспитания поставлен человек,  личность со своими интересами.

      Непрерывное образование  предполагает многообразие и  гибкость применяемых видов обучения, его гуманизацию, демократизацию и индивидуализацию. Важная особенность непрерывного образования - его устремленность в будущее, на решение проблем развития общества на основе использования полученных профессиональных знаний до получения высшей квалификации; переподготовку и переход к более сложной и престижной профессии.

      Для осуществления  этой работы надо знать принципы  непрерывного образования. Это  система базовых идей, которые  необходимо реализовать в процессе  конструирования системы образовательных  учреждений, сопровождающих человека  в различные периоды его жизни.  К числу таковых относятся:

    • поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности,
    • вертикальная и горизонтальная целостность пожизненного образовательного процесса;
    • интеграция учебной и практической деятельности;
    • учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла;
    • содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы;
    • единство профессионального, общего и гуманитарного образования;
    • самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности;
    • интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих пожизненного образовательного процесса.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально  закрепленным правом человека на образование  в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в  том или ином государстве системами  образования, которые отличаются по принципам организации. В них  находит отражение мировоззренческая  обусловленность исходных концептуальных позиций.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"