Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 02:05, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит 7 ответов на вопросы по дисциплине "Педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по педагогике.docx

— 47.38 Кб (Скачать файл)

3. обеспечение  связи теории с практикой, обучения  с воспитанием предполагает, что  даже при определении содержания  теоретических дисциплин, таких,  как математика, философия и др., не следует отвлекаться от  реальной действительности.

4. содержание  обучения должно соответствовать  поставленным перед системой  образования социальным целям  развития человека, общества и  государства, которые диктуются  характером данной цивилизации,  культуры, уровнем развития науки.

Цель обучения — это его определяющее, всепроникающее начало, влияющее на все его стороны: содержание, методы, средства. Бесцельное обучение неизбежно будет и безрезультатным. В разные исторические периоды, в  разных странах перед обучением  ставились самые разнообразные  цели в зависимости от специфики  разных эпох, народов и цивилизаций. Цели отличались и по своим масштабам, они могли быть общечеловеческими, социально-групповыми, индивидуально-личностными. Однако в любой образовательной  системе выделялась главная цель, которой подчинялись все остальные, и которая определяла весь характер данной воспитательной системы. Именно цели обучения отличают одну воспитательную систему от другой.

 Опираясь  на богатый исторический опыт  определения конструктивных целей  обучения, современная дидактика  формулирует их в виде совокупности следующих задач:

  1. усвоение обучаемыми определенного объема знании о самом себе, других людях, природе.
  2. развитие способностей обучаемых, их мышления, логики, памяти, воображения, чувств, воли, познавательных и практических умений; первостепенное значение при этом придается формированию способности к самообразованию, что особенно важно в современную эпоху, когда полученные знания быстро устаревают и становится необходимым непрерывное обучение, в том числе и путем самостоятельного обучения;
  3. овладение профессиональными знаниями по избранной специальности, подготовка к творческой работе по своей профессии с целью достижения в ней высокого уровня мастерства, зрелости профессионализма;
  4. развитие культурных потребностей, гражданских, нравственных, эстетических мотиваций и интересов.

Постановка целей  обучения ориентирует преподавателей и учащихся на достижение конечного  результата обучения. Ясная цель позволяет  точно отбирать содержание обучения, выделять в нем основные дидактические  единицы и соответствующие им методы обучения, упорядочивает все стороны процесса обучения, придает ему необходимую целостность и единство.

  1. Объяснить роль высшего образования в современную эпоху.

 

Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и  экономического прогресса. Причина  такого внимания заключается в понимании  того, что наиважнейшей ценностью  и основным капиталом современного общества является человек, способный  к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Есть точка  зрения (А. Суббето), которая позволяет по-новому увидеть роль образования в цивилизационном развитии нашего общества.

  1. Вещественная цивилизация: от начала Истории и до начала XX в. Ее характеристики: малая энергетика хозяйствования; использование традиционных видов энергии — мускульной энергии человека, энергии домашних животных, энергии ветряных и водяных мельниц.
  2. Энергетическая цивилизация XX века. На протяжении века произошел многопорядковый скачок в энергетике хозяйствования. Произошел Большой Энергетический Цивилизационный Взрыв. С ростом энергетического потенциала обменных процессов между обществом и природой последовали социогенные и техногенные катастрофы все более крупного масштаба, которые сопровождались экологическими катастрофами регионального масштаба.

Драматизм конца XX века заключается в существующей несбалансированности энергии и  качества прогностической информации. Темпы развития энергетического  потенциала цивилизации не уравновешены соответствующими темпами развития качества общественного интеллекта.

Основная причина заключается, в отставании развития образования как социального института и как социогенетического механизма, воспроизводящего общественный интеллект. Кризис Истории здесь предстает как кризис мирового образования и отражает неадекватность существующего образования растущим требованиям резкого подъема качества общественного интеллекта.

  1. Переход к интеллектуально-информационной цивилизации или цивилизации образовательного общества. Образование выступает здесь механизмом восходящего воспроизводства качества общественного интеллекта. Общественный интеллект из формы «разум-для-себя» переходит в форму существования «разума-для-биосферы», что предъявляет высокие требования к качеству образовательных систем в обществе. Должна произойти экспансия образования на общество в целом. Цивилизационный сдвиг в конце XX в. несет на себе печать образовательно-педагогической формационной революции, отражающей переход от образовательно-педагогической формации просвещения (конец 300-летнего образовательного формационного цикла) к образовательно-педагогической формации «образовательного общества», в котором главным продуктом становится не образовательная услуга, а сам человек, его социализация, качество его интеллекта и качество общественного интеллекта.

Чем же характеризуется  современное образование в контексте  общественного бытия и сложившейся  социокультурной ситуации? Не вдаваясь в анализ специфики существующих образовательных систем, отметим, что они сложились под влиянием достижений и открытий научно-технических революций первой половины XX в. Технократизация общества, абсолютизация естественнонаучного знания привели к построению образования с акцентом на фундаментализацию естественнонаучных дисциплин. Поэтому сложилось утилитарное отношение к образованию как к специфической отрасли, готовящей специалистов в зависимости от потребностей общества. Культурная роль образования как механизма формирования и трансляции целостного научного мировоззрения была утеряна и заменена трансляцией вырванного из контекста культуры конкретного знания.

 

Мир стремительно меняется, и эти изменения носят глобальный, цивилизационный характер. В связи с изменением научно-технологического потенциала общества и его коммуникационной сущности изменяется весь социокультурный строй новой развивающейся цивилизации. Новая волна цивилизации связана с развитием информационного постиндустриального общества, которое идет на смену обществу индустриального типа.

 

Отечественные философы, изучающие тенденции развития современного образования (Б.С. Гершунский, А.Я. Гуревич, П.С. Гуревич, В.А. Дмитриенко и др.), подтверждают, что только образование нового менталитета, противоположного старому индустриальному, создает новую культуру с новыми чертами и приоритетами, способными сохранить цивилизацию вообще. Силы грядущей постиндустриальной цивилизации несут с собой информационно-коммуникативный тип культурного развития. Вслед за переходом к новой технологии, которая становится информационно-компьютерной, меняется сама природа труда; новая техносфера опирается на новые энергосберегающие источники, новые формы занятости населения, понимания богатства. Но главное, новые технологии требуют другого человека с новыми чертами характера, менталитета (Б.С. Гершунский). «Исходя из ментальных изменений народов, к осевым культурам присоединялись все новые, образуя тенденции к единству человечества. Исходя из этих тенденций, возможно говорить о новом вызове информационному обществу XXI в., ответ на который, во-первых, обеспечил бы существование самого информационного общества, во-вторых, помог разрешению глобальных затруднений человечества на основе единства технологий и менталитета человека информационного общества». И далее: «Ответом на вызов XXI в., способным сохранить возникающую цивилизацию, требующим от человека нового менталитета, или социального характера, является образование. Подобно тому, как на вызов индустриальной волны ответил социальный характер, связанный с духом протестантской этики, так на цивилизационный вызов информационного общества должно ответить новое образование и его новое приоритетное положение в обществе, которое объективно задается потребностями развивающегося социума».

Другими словами, образование формирует менталитет, а он на этой основе создает новую  культуру. В информационном обществе образованность является необходимым  условием его существования, поэтому  сфера образования становится приоритетной, ответственной за формирование нового социального характера, способного формировать новую культуру информационного  общества.

Образование выступает механизмом восходящего воспроизводства качества общественного интеллекта, что требует экспансии образования на общество в целом. Поэтому в настоящее время, с целью выживания человечества на планете, необходимо становление образовательно-педагогической формации «образовательного общества», в котором главным продуктом должны стать человек, качество его интеллекта и качество общественного интеллект. В решении жизненно важных проблем человечества в XXI в. образование играет важную, если не ключевую роль. Новое образование (воспитание) воспроизводит новую культуру. Образование здесь играет центральную роль: с одной стороны, оно мотивируется новыми реалиями жизни, с другой — объективируется в новой культуре, выступая проводником этой культуры. Ранее эти процессы носили затяжной, идущий через поколения характер.

 

  1. Доказать, что дидактика – это отрасль научного знания, изучающая проблемы образования и обучения.

 

Дидактика –  важнейшая отрасль научного знания, которая изучает проблемы образования  и обучения.

 Дидактика  - это часть педагогической науки,  которая раскрывает в наиболее  общем виде теоретические основы  обучения и формирования. В дидактике  эти основы сформулировали и  выразили в виде закономерностей  и принципов обучения, задач и  содержания формирования, конфигураций  и способов преподавать и учить,  стимулировать и контролировать  практически все системы обучения.

 Главной неотъемлемой  долей дидактики являются принципы  обучения. Это важнейшие возглавляющие  положения, которые отражают закономерности  педагогического процесса и ориентируют  педагога на результативную организацию  обучения, наилучшее использование  в ней форм, способов и средств  обучения слушателей, на рациональный  отбор содержания обучений.

Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов  процесса обучения. В этом заключается  научно-теоретическая функция дидактики.

Полученное теоретическое  знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися  целями содержание образования, устанавливать  принципы обучения, определять оптимальные  возможности обучающих методов  и средств, конструировать новые  образовательные технологии, и др. Все это черты нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики.

 

Дидактика как  педагогическая дисциплина оперирует  общими понятиями педагогики: "воспитание", "педагогическая деятельность", "образование", "педагогическое сознание" и др. Но как теория образования и обучения дидактика имеет свои специфические  понятия. К ним относятся обучение, преподавание, учение, содержание образования, метод обучения и др.

Необходимость дидактических  исследований в области высшего  образования вызвана теми проблемами, которые накопила современная высшая школа, а именно:

• дидактическое  исследование явления высшей школы;

 • выявление  закономерностей процесса обучения  в высшей школе;

 • дальнейшая  разработка теории высшего образования;

 • конструирование  (модернизация) образовательных технологий;

 • совершенствование  педагогического инструментария  и многие другие.

 

  1. Доказать, что природные и социальные предпосылки влияют на развитие личности.

 

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, - с

 другой. Анализ  факторов развития был начат  ещё античными учёными. В

 отечественной  педагогике и психологии ощутимых  результатов в изучении

 развития  школьников добились П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Г.С.Костюк,

 С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия. Заметный след в науке о развитии оставили

 зарубежные  исследователи Л.Термен, Э.Геккель, Ф.Мюллер, Й.Шванцара.

 Требовалось прежде всего ответить на главный вопрос: почему различные

 люди достигают  различного уровня развития, от  каких условий зависит этот

 процесс и  его результат. Длительные исследования  позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живёт и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что в свою очередь приводит к очередному изменению. Соотношение внешнего и внутреннего, объективного и субъективного бывает разным в различных формах проявления жизнедеятельности личности и на различных ступенях её развития.

 Связь природных  условий и форм человеческого  развития выражает

 биогенетический  закон, открытый Э.Геккелем и  Ф.Мюллером. Согласно этому закону, индивидуальное развитие представляет собой краткое и

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"