Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 02:05, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит 7 ответов на вопросы по дисциплине "Педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по педагогике.docx

— 47.38 Кб (Скачать файл)

 быстрое повторение  развития вида. Имеются в виду те повторения основных стадий развития вида, которые наблюдаются в развитиизародыша. Некоторые педагоги пытались расширить содержание данного закона на весь процесс индивидуального развития человека. Действительно, факты, говорящие о том, что человек в его индивидуальном развитии отчасти повторяет развитие предков, бесспорны. Однако это не означает, что сокращённое повторение присуще всем признакам организма, а

 поэтому трактовать  сложнейший процесс человеческого  становления как

 простое «копирование» развития предков недопустимо. Формулировка закона, закрепившаяся в педагогике 30 – 70-х гг. (онтогенез повторяет

 филогенез), неверна именно по причине расширительного, произвольного и

 упрощённого  истолкования фактов. В развитии  человека всё тоньше,

 сложнее. Нельзя  согласиться с немецким психологом В.Штерном, считавшим, что младенец находится на стадии млекопитающего, во втором полугодии – на стадии обезьяны, на втором году он достигает элементарного

 человеческого  состояния, и только в зрелом  возрасте человек достигает

 стадии современной  культуры.

Установлено, что  процесс и результаты человеческого  развития

 детерминируются  совместным воздействием трёх  генеральных факторов –

 наследственности, среды и воспитания.

 

 Природное  в человеке – это то, что  связывает его с предками, а  через

 них – со  всем живым миром, с высшими  животными в особенности. Отражение биологического – наследственность. Под наследственностью понимаетсяпередача от родителей к детям определённых качеств и особенностей. Носители наследственности – гены. Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем ипередающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека.

 Наследственные  программы развития человека  включают детерминированную и  переменную части, определяющие  как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жёстко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей. признаков хватает для выживания животному, но не человеку.

 Педагогический  аспект исследований закономерностей  человеческого

 развития  охватывает изучение трёх главных  проблем – наследования

 интеллектуальных, специальных и моральных качеств.

 Чрезвычайно  важен вопрос о наследовании  интеллектуальных качеств. Что

 наследую  дети – готовые способности  к определённому виду деятельности

 или только  предрасположения, задатки? Рассматривая  способности как

 индивидуально-психологические  особенности личности, как условия

 успешного  выполнения определённых видов  деятельности, педагоги отличают их от задатков – потенциальных возможностей для развития способностей.

 Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно – наследуются не способности, а только задатки.

 Унаследованные  человеком задатки реализуются  или нет. Всё зависит от

 того, получит  ли человек возможности для  перехода наследственной

 потенции  в конкретные способности, обеспечивающие  успех в определённом виде деятельности. Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант – зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества.

 Особенно  острые споры вызывает вопрос  о наследовании способностей  к

 интеллектуальной  деятельности. Педагоги-материалисты  исходят из того,

 что все  нормальные люди получают от  природы высокие потенциальные

 возможности  для развития своих умственных  и познавательных сил и

 способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Н.П.Дубинин считает, что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта и что распространённое мнение, будто бы уровень интеллекта передаётся от родителей к детям, не соответствует результатам научных исследований.

 Вместе с  тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

 Педагоги-идеалисты  считают доказанным факт наличия  интеллектуального

 неравенства  людей и первопричиной его  признают биологическую

 наследственность. Задатки к познавательной деятельности,

 предопределяющие  воспитательные и образовательные  возможности,

 наследуются  людьми в неодинаковой мере. Человеческая  природа не

 поддаётся  усовершенствованию, интеллектуальные  способности остаются

 неизменными  и постоянными.

Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков

 предопределяет  практические пути воспитания  и обучения людей.

 Ведущим положением  отечественной педагогики долгое  время было

 утверждение  о том, что все психические  качества личности не наследуются,

 а приобретаются  в процессе взаимодействия организма  с внешней средой.

 Считалось,  что человек не рождается ни  злым, ни добрым, ни щедрым, ни

 скупым, а  тем более ни злодеем или  преступником. Дети не наследуют

 моральных  качеств своих родителей, в генетических программах человека не

 заложена  информация о социальном поведении.  Душа новорождённого,

 говорили  древние, - «чистый лист», на который  жизнь наносит свои

 письмена. Каким  станет человек, полностью зависит  от среды и воспитания.

 Расшифровывая  генетические программы, учёные  не обнаружили там ни генов

 добра или  зла, ни генов агрессии или  покорности, равно как и других

 генов, причастных  к нравственности.

 Тогда почему  многие серьёзные учёные придерживаются  теории «врождённого

 зла»? И справедлива  ли пословица, дошедшая до нас  из глубины веков, -

 яблоко от  яблони недалеко падает? В западной  педагогике доминирует

 утверждение  о том, что нравственные качества  человека биологически

 обусловлены.  Люди рождаются добрыми или  злыми, честными или лживыми,

 природой  человеку даётся драчливость,  агрессивность, жестокость,

 алчность (М.Монтнссори, К.Лоренц, Э.Фромм, А.Мичерлик). Основанием для

 таких выводов  служат полученные при изучении  поведения человека и

 животных. Если  наука признаёт наличие инстинктов  и рефлексов у животных

 и людей,  а инстинкты наследуются, то  почему же их наследование  людьми

 должно приводить  к действиям, отличным от действий  животных? Так

 перебрасывается  мостик от поведения животных  к человеческому поведению,

 которое в целом ряде случаев признаётся инстинктивным, рефлекторным,

 основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических

 рефлексах. Тем не менее в последнее время всё более определённую, хотя и

 осторожную, позицию о генной обусловленности  социального поведения

 начинают  занимать и отечественные специалисты.  Академик П.К.Анохин,

 Н.М.Амосов  и другие видные учёные сначала  завуалировано, а в последнее

 время открыто  высказываются в пользу наследственной  обусловленности

 нравственности  человека и его социального  поведения.

 

 Человек становится  личностью только в процессе  социализации, то есть

 общения, взаимодействия  с другими людьми. Вне человеческого  общества

 духовное, социальное, психическое развитие происходить  не может. Сказка

 о Маугли – не досужий вымысел от начала до конца.

 В 1920 году  в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с

 выводком  волчат двух малышей. Это были  девочки, одной из них на  вид было

 лет 7-8, другой  – года два. Младшую девочку  назвали Амалой, старшую –

 Камалой.

 

 Как ведёт  себя дикий зверь в квартире? Точно так же поначалу вели  себя

 и вывезенные  из джунглей дети. Ходили и  бегали они лишь на четвереньках,

 причём только  ночью. Днём спали, забившись  в угол и крепко прижавшись

 друг к  другу. Младшая девочка скоро  умерла, так ничему и не научившись,

 старшая прожила около 10 лет.

 

 Все эти  годы доктор Синг вёл подробный дневник наблюдений за Камалой.

 Училась она  с большим трудом. Два года  пришлось учить её стоять. Через

 шесть лет  Камала начала ходить, но бегала по-прежнему только на

 четвереньках. Четыре года ушло на заучивание первых шести слов. Через

 семь лет  лексикон девочки расширился  до 45 слов, а ещё через три года  –

 до ста.  Дальше языковой прогресс не  пошёл. К этому времени Камала

 полюбила  общество людей, перестала бояться  яркого света, научилась есть

 руками и  пить из стакана. Достигнув  примерно семнадцатилетнего возраста,

 Камала по уровню своего развития была как четырёхлетний, если не

 трёхлетний  ребёнок.

 

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие

 человека, называется  средой. На формирование личности  влияют

 разнообразные  внешние условия, в том числе природные и социальные.

  1. Доказать, что искусство воспитания – самое сложное изобретение человека.

 

Личность человека формируется и развивается в  результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых  от воли и сознания людей, действующих  стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

 

К группе объективных  факторов относятся:

- генетическая  наследственность и состояние  здоровья человека;

- социальная  и культурная принадлежность  семьи, оказывающая влияние на  его непосредственное окружение;

- обстоятельства  биографии;

- культурная  традиция, социальный и профессиональный  статус;

- особенности  страны и исторической эпохи. 

 

Группу субъективных факторов составляют:

- психические  особенности, мировоззрение, ценностные  ориентации, внутренние потребности  и интересы как воспитателя, так и воспитанника;

- система отношений  с социумом;

- организованные  воспитательные воздействия, как  со стороны отдельных групп,  объединений, так и со стороны  всего сообщества.

Яндекс.Директ Аккумуляторные шуруповерты! Акция

Шуруповерты: BOSCH, Black Decker, SKILL, Интерскол, MAKITA. Низкие цены!

Адрес и телефон  elex.ru

 

 

 

Если биологическая  линия развития человека генетически  запрограммирована и передается по наследству, то социальная линия  характеризует личностное формирование и развитие человека, определяемое теми качествами и свойствами, которые  приобретены им в процессе жизнедеятельности.

 

Взаимодействие  наследственности и среды в развитии человека имеет место в течение  всей его жизни. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным  влиянием обоих факторов.как наследственности, так и среды. Сегодня становится все более общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования - биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек является и частью природы, и продуктом общественного развития.

 

Окружающая среда - мощный фактор развития личности, как  предмета воспитания растущего человека. Факторы среды достаточно непредсказуемы и очень многочисленны. Возможны совершенно неожиданные влияния  среды на формирование личности человека. Факторы среды можно разделить  на несколько групп.

 

Воспитание есть целостный педагогический процесс  формирования и развития личности. Воспитание любого из личностных качеств  обусловлено формированием его  содержательно-структурных психологических  компонентов.

 

Человек становится личностью только в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное и психическое развитие происходить не может. Данный факт подтверждают примеры «детей-маугли».

 

Процесс вхождения  индивида в социальную среду, усвоения и воспроизводства им социального  опыта называют социализацией. Этот процесс включает несколько стадий:

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"