Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:01, контрольная работа
Оцените практическую целесообразность объединения методов воспитания в три группы: формирования и коррекции сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования поведения и деятельности
Оцените практическую целесообразность объединения методов воспитания в три группы: формирования и коррекции сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования поведения и деятельности 3
Список литературы 15
По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:
1. Влияния, создающие
2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
Классификация
методов воспитания – это выстроенная
по определенному признаку система
методов. Классификация помогает обнаружить
в методах общее и
Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.
В настоящее
время наиболее объективной и
удобной представляется классификация
методов воспитания на основе направленности
– интегративной
1. Методы
формирования сознания
2. Методы
организации деятельности и
3. Методы
стимулирования поведения и
Методы воспитания | ||
Методы формирования сознания |
Методы организации |
Методы стимулирования |
Убеждение: Рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, пример |
Упражнение: Упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации. |
Мотивация: Поощрение, наказание. |
Первый этап правильно организованного воспитания – знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать какое-либо качество, не добившись ясного понимания значения этого качества. Убеждения стимулируют поступки школьников, нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Применяются они системно, в комплексе с другими методами. 9
Рассказ
на этическую тему используется преимущественно
в младших классах. Это яркое,
эмоциональное изложение
Разъяснение
– метод эмоционально-
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Упражнение – практический метод воспитания, сущность которого состоим в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результата упражнений – устойчивые качества личности – навыки и привычки.
Требование – метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.
Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Оно наиболее эффективно на ранней стадии воспитательного процесса.
Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Основано на возбуждении положительных эмоций. Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награждение грамотами, подарками.
Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания, осуждения, неодобрение, замечание, предупреждение, лишение удовольствий, отстранение от занятий, исключение из школы.
Методы формирования сознания. Формировать сознание – значит формировать у учащихся нравственные, эстетические, правовые и т.д. представления и на этой основе вырабатывать взгляды и убеждения. Главный инструмент, средство реализации этих методов – слово. К этой группе методов относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.
Одним из наиболее действенных методов данной группы является пример. Пример – это способ предъявления образца как готовой программы поведения и деятельности. Выделяют личный пример (родителей, сверстников, самого воспитанника и др.) и словесно-художественный (литературный и киногерой, выдающаяся личность). К реализации этого метода предъявляются следующие требования: приводить в качестве примера поступки, качества авторитетного, уважаемого воспитанником человека; не должно быть слишком большого разрыва между образцом и уровнем воспитанности ребенка; не следует использовать один и тот же пример часто и по отношению к разным детям; воспитатель должен обладать качествами или воспитывать у себя качества, которые приводит как пример и др.10
В основе реализации второй группы методов (организации деятельности и опыта поведения) лежат следующие идеи: человек формируется в деятельности; все виды деятельности обладают определенными воспитывающими возможностями, поэтому целесообразно использовать комплекс видов деятельности; воспитывающей является только личностно значимая для ребенка деятельность.
Главное назначение данной группы методов
– включение ребенка в
Например, требование – это эмоционально-волевое воздействие воспитателя на воспитанника; конкретная, реальная задача, побуждающая к росту и развитию учащихся. Значительную роль в воспитании ребенка отводил этому методу А. С. Макаренко, им была разработана техника предъявления требования к воспитаннику. Различают прямые (указания, приказания, предписания) и косвенные (просьба, намек, оказание доверия и др.) требования. Требования должны быть выполнимыми, доведены до логического конца, осознаваться воспитанником, необходимо единство в предъявлении требований.
Методы оценки и стимулирования деятельности и поведения. Стимулировать – значит давать толчок, импульс к мысли, чувству, действию. Основное назначение – воздействие на чувства и эмоции, формирование положительного отношения к внешним воспитательным воздействиям с целью перевода их во внутренние установки личности. К этой группе методов относят поощрение, наказание и соревнование.
Рассмотрим метод наказания. Наказание – это способ торможения и коррекции поведения, противоречащего принятым нормам. Основным средством реализации метода является слово.
Выделяют следующие виды наказания: порицание, выговор, замечание, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей, удаление с урока, перевод в другой класс, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий. Ни один из методов не является универсальным. В практической деятельности необходимо сочетание различных методов, что повышает эффективность воспитательного процесса.
Выбор методов воспитания – поиск оптимального пути воспитания. Факторы, определяю выбор методов воспитания: цель и задачи воспитания, содержания воспитания, возрастные особенности воспитанников, уровень сформированности коллектива, индивидуальные и личностные особенности воспитанников, условия воспитания, средства воспитания, уровень педагогической квалификации.11
1. Макаренко А.С. О воспитании – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.
2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.: Издательский Дом «Моосфера», 2009. – 300с.
3. Педагогика: Учебное пособие / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин, Н.А. Сорокин и др. – 2 –е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 479с.
4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И. П. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2011. – 640 с.
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. – 256 с.
6. Практикум по педагогике: Учеб. пособие. / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с.
7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2010.- 382с.
8. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2009.- 336с.
9. Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: «Педагогика», 2009. – 487 с.
1 Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2010.- 382с.
2 Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2009.- 336с.
3 Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И. П. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2011. – 640 с.
4 Макаренко А.С. О воспитании – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.
5 Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.: Издательский Дом «Моосфера», 2009. – 300с.
6 Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И. П. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2011. – 640 с.
7 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. – 256 с.
8 Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И. П. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2011. – 640 с.
9 Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: «Педагогика», 2009. – 487 с.
10 Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2009.- 336с.
11 Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2010.- 382с.