Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:01, контрольная работа

Краткое описание

Оцените практическую целесообразность объединения методов воспитания в три группы: формирования и коррекции сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования поведения и деятельности

Содержание

Оцените практическую целесообразность объединения методов воспитания в три группы: формирования и коррекции сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования поведения и деятельности 3
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 37.16 Кб (Скачать файл)

По результатам методы воздействия  на воспитанника можно разделить  на два класса:

1. Влияния, создающие нравственные  установки, мотивы, отношения, формирующие  представления, понятия, идеи.

2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной  тип поведения.

Классификация методов воспитания – это выстроенная  по определенному признаку система  методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое  и практическое и тем самым  способствует  их сознательному  выбору, наиболее эффективному применению. 

Опираясь  на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает  назначение, характерные признаки различных  методов и их модификаций.

В настоящее  время наиболее объективной и  удобной представляется  классификация  методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей    в себя единство целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В  соответствии с этой характеристикой  выделяются 3 группы методов воспитания: 8

1. Методы  формирования сознания личности.

2. Методы  организации деятельности и формирования  опыта общественного поведения.

3. Методы  стимулирования поведения и деятельности.

 

 

Методы воспитания

Методы формирования сознания

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Методы стимулирования

Убеждение:

Рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, пример

Упражнение:

Упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

Мотивация:

 Поощрение, наказание.


 

 

Первый  этап правильно организованного  воспитания – знание (понимание) воспитанником  тех норм и правил поведения, которые  должны быть  сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать какое-либо качество, не добившись ясного понимания  значения этого качества. Убеждения  стимулируют поступки школьников, нравственная уверенность в общественной необходимости  и личной полезности определенного  типа поведения должна формироваться  на этапе развития сознания. Каждый из методов имеет свою специфику  и область применения. Применяются  они системно, в комплексе с  другими методами. 9

Рассказ на этическую тему используется преимущественно  в младших классах. Это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов, событий, имеющих нравственное содержание. Рассказ обязательно  должен переживаться слушателями.

Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта метода – ориентированность  воздействия на группу или  отдельную  личность.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий  участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом  становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы  нравственных взглядов и убеждений.

Упражнение  – практический метод воспитания, сущность которого состоим в многократном выполнении требуемых действий, доведение  их до автоматизма. Результата упражнений – устойчивые качества личности –  навыки и привычки.

Требование  – метод воспитания, с помощью  которого нормы поведения, выражаясь  в личных отношениях, вызывают, стимулируют  или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

Приучение – это интенсивно выполняемое  упражнение. Оно наиболее эффективно на ранней стадии воспитательного процесса.

Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Основано на возбуждении положительных эмоций. Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность,  награждение грамотами, подарками.

Наказание – это  метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Виды  наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение  определенных прав, выражение  морального порицания, осуждения, неодобрение, замечание, предупреждение, лишение удовольствий, отстранение от занятий, исключение из школы.

Методы формирования сознания. Формировать сознание – значит формировать у учащихся нравственные, эстетические, правовые и т.д. представления и на этой основе вырабатывать взгляды и убеждения. Главный инструмент, средство реализации этих методов – слово. К этой группе методов относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.

Одним из наиболее действенных методов  данной группы является пример. Пример – это способ предъявления образца как готовой программы поведения и деятельности. Выделяют личный пример (родителей, сверстников, самого воспитанника и др.) и словесно-художественный (литературный и киногерой, выдающаяся личность). К реализации этого метода предъявляются следующие требования: приводить в качестве примера поступки, качества авторитетного, уважаемого воспитанником человека; не должно быть слишком большого разрыва между образцом и уровнем воспитанности ребенка; не следует использовать один и тот же пример часто и по отношению к разным детям; воспитатель должен обладать качествами или воспитывать у себя качества, которые приводит как пример и др.10

В основе реализации второй группы методов (организации деятельности и опыта поведения) лежат следующие идеи: человек формируется в деятельности; все виды деятельности обладают определенными воспитывающими возможностями, поэтому целесообразно использовать комплекс видов деятельности; воспитывающей является только личностно значимая для ребенка деятельность.

Главное назначение данной группы методов  – включение ребенка в деятельность и выработка на этой основе норм поведения. Основное средство – различные  виды деятельности. Эта группа методов  включает приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие  ситуации.

Например, требование – это эмоционально-волевое воздействие воспитателя на воспитанника; конкретная, реальная задача, побуждающая к росту и развитию учащихся. Значительную роль в воспитании ребенка отводил этому методу А. С. Макаренко, им была разработана техника предъявления требования к воспитаннику. Различают прямые (указания, приказания, предписания) и косвенные (просьба, намек, оказание доверия и др.) требования. Требования должны быть выполнимыми, доведены до логического конца, осознаваться воспитанником, необходимо единство в предъявлении требований.

Методы оценки и стимулирования деятельности и поведения. Стимулировать – значит давать толчок, импульс к мысли, чувству, действию. Основное назначение – воздействие на чувства и эмоции, формирование положительного отношения к внешним воспитательным воздействиям с целью перевода их во внутренние установки личности. К этой группе методов относят поощрение, наказание и соревнование.

Рассмотрим метод наказания. Наказание – это способ торможения и коррекции поведения, противоречащего принятым нормам. Основным средством реализации метода является слово.

Выделяют следующие виды наказания: порицание, выговор, замечание, ограничение  в правах, лишение почетных обязанностей, удаление с урока, перевод в другой класс, исключение из школы. Частным  случаем наказания является метод  естественных последствий. Ни один из методов не является универсальным. В практической деятельности необходимо сочетание различных методов, что  повышает эффективность воспитательного  процесса.

Выбор методов  воспитания – поиск оптимального пути воспитания.  Факторы, определяю выбор методов воспитания:  цель и задачи воспитания, содержания воспитания, возрастные особенности воспитанников, уровень сформированности  коллектива, индивидуальные и личностные особенности воспитанников, условия воспитания, средства воспитания, уровень педагогической квалификации.11

Список литературы

1. Макаренко А.С. О воспитании – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.

2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.: Издательский Дом «Моосфера», 2009. – 300с.

3. Педагогика: Учебное пособие / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин, Н.А. Сорокин и др. – 2 –е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 479с.

4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И. П. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2011. – 640 с.

5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. – 256 с.

6. Практикум по педагогике: Учеб. пособие. / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с.

7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2010.- 382с.

8. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2009.- 336с.

9. Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: «Педагогика», 2009. – 487 с.

1 Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2010.- 382с.

2 Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2009.- 336с.

3 Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И. П. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2011. – 640 с.

4 Макаренко А.С. О воспитании – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.

5 Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.: Издательский Дом «Моосфера», 2009. – 300с.

6 Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И. П. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2011. – 640 с.

7 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. – 256 с.

8 Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И. П. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2011. – 640 с.

9 Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: «Педагогика», 2009. – 487 с.

10 Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2009.- 336с.

11 Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2010.- 382с.




Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"