Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 10:00, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Составить терминологический словарь ( дать определения или понятия)
Задание 2. Раскрыть вопросы по теории воспитания согласно системе вариантов.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по педагогике.docx

— 38.01 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа по педагогике

     Вариант IV 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Задание 1. Составить терминологический  словарь ( дать определения или понятия): 

     Воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач;

     Развитие-это процесс становления и формирования личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, в числе которых воспитание и обучение играют ведущую роль.

     Воспитательный  процесс- это взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на самообразование, самовоспитание, самореализацию.

     Эмпатия- это качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других. людей, сочувствовать им, сопереживать.

     Гуманистическая концепция- это направление в педагогике, ориентирующее на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании.

     Система ценностей- это внутренний стержень культуры, объединяющее звено всех форм общественного сознания.

     Педагогика  сотрудничества- это направление в отечественной педагогике второй половины 20 века, представляет собой систему методов и приемов воспитания и обучения, основанную на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

     Целеполагание- это практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования целей и их реализации наиболее экономичными средствами. Часто понимается как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека, или как процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи.

     Прогнозирование- это познавательная деятельность учителя, направленная на раскрытие черт и особенностей процессов будущего развития личности воспитанника и ожидаемых от них следствий, предсказание пути и условий осуществления предвидения.

     Воспитательная  система- это комплекс воспитательных целей; людей , их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности.

     Педагогическая  диагностика- это наука, которая дает возможность изучить не только личность воспитанника, но и социальную среду, условия, факторы, влияющие на его развитие.

     Метод- это совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных.

     Коллектив- это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью соц. обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектив, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.

     Социализация-это процесс усвоения и активного воспроизведения человеком соц. опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности.

     Факторы социализации- это факторы, влияющие на процесс социализации личности.

     Адаптация- это процесс и результат становления индивида социальным существом.

     Этнос- это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией.

     Субкультура- это совокупность специфических социально-психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве  "мы", отличного от "они".

     Референтное лицо- это человек, на мнение которого ориентирован субъект этих отношений, чьи взгляды и позиции последний принимает во внимание, с чьими нормами и ценностями он соотносит свое поведение. Как правило, наиболее референтными в группе лицами являются лидер и руководитель.

     Толерантность- это одно из важнейших профессиональных качеств учителя. В основе толерантности лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации - с другой. Формирование у себя толерантности- одна из важных задач профессионального воспитания учителя.

     Патриотизм- это любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде.

     Интернационализм- это идеология солидарности народов и отрицания национализма.

     Гражданственность- это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

     Нравственность-это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь. 
 
 

     Задание 2. Раскрыть вопросы  по теории воспитания согласно системе  вариантов. 

     Вариант IV.

     1. Классификация форм  воспитания, зависимость  выбора форм воспитания.

     Ответ:

     Формы воспитания - это варианты организации  конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

     Задача  педагога заключается в том, чтобы  правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться  на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

     Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в  зависимости от следующих факторов:

  • Цель воспитания.
  • Содержание и направленности воспитательных задач.
  • Возраст учащихся.
  • Уровень их воспитанности и личного социального опыта.
  • Особенности детского коллектива и его традиций.
  • Особенности и традиции региона.
  • Технические и материальные возможности школы.
  • Уровень профессионализма учителя.

     Форм  воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий  перечень невозможно, он всегда будет  неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии. Есть лишь один эффективный  путь - это классификация.

     Из  всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются  между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.

     Выделяют  три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим  признакам:

  • по целевой направленности;
  • по позиции участников воспитательного процесса;
  • по объективным воспитательным возможностям.

     Мероприятия - это события, занятия, ситуации в  коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников  с целью непосредственного воспитательного  воздействия на них. Характерные  признаки: созерцательно-исполнительская  позиция детей и организаторская  роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

     Как определенный тип формы работы мероприятие  можно выбирать:

  • когда нужно решить просветительские задачи;
  • когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;
  • когда организаторские функции слишком сложны для детей;
  • когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;
  • когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

     Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами  коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная  позиция детей; их участие в организаторской  деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты  и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

     По  характеру реализации форм-дел различают  три их подтипа:

  • дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;
  • творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;
  • коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

     Среди всех форм воспитательной работы КТД  обладают объективными наибольшими  воспитательными возможностями, так  как они:

  • предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;
  • обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
  • способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;
  • эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

     Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с  целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в  себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет  место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

     Для перечисленных типов форм можно  привести следующие отличия: мероприятия  проводятся кем-то для кого-то с целью  воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет  место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно  и увлекательно провести время в  совместном отдыхе или обучении.

     В практике воспитательной работы имеет  место такое явление, как «перерождение  форм» из одного типа в другой при  их реализации.

     Переход форм из одного вида в другой «по  лесенке»: Мероприятия -> Игры -> Дела наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.

     Имея  достаточный запас тех или  иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые  из них.

     По  времени подготовки и проведения:

  • экспромт;
  • относительно длительная предварительная подготовка.

     По  способу организации:

  • организуемые одним человеком;
  • организуемые группой участников;
  • организуемые коллективно.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"