Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

1. Задание 1. Вопрос №17: Педагогические взгляды Дж. Локка и Р. Оуэна.
2. Задание 2. Вопрос №44: Характеристика методов контроля и самоконтроля учебно - позновательной деятельности учащихся, особенности его реализации на занятиях физической культуры, учебно-тренировочной деятельности.
3. Задание3. Вопрос №71: Методы педагогического стимулирования и коррекции поведения, особенности реализации на занятиях физической культуры, учебно-тренировочной деятельности.
4. Практическая задача.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 53.54 Кб (Скачать файл)

Субъективные показатели самоконтроля

Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние  занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при  неустойчивом эмоциональном состоянии  и неудовлетворительным, когда человек  расстроен, растерян, подавлен.

Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического  состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при  заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма  уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение  ЧСС и артериального давления в покое и др.).

Утомление. Утомление - это физиологическое  состояние организма, проявляющееся  в снижении работоспособности в  результате проведенной работы. 
Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице 
1.

Сон. Наиболее эффективным средством  восстановления работоспособности  организма после занятий физическими  упражнениями является сон. Сон имеет  решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство  бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность  и глубина сна, его нарушения (трудное  засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).

Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так  как потребность организма в  энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При  большой интенсивной нагрузке аппетит  может резко снизиться.

Работоспособность. Оценивается как  повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность  должна увеличиваться.

Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.

Объективные показатели самоконтроля.

Пульс. В настоящее время ЧСС  рассматривается одним из главных  и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового  нетренированного человека в состоянии  покоя обычно колеблется у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота  пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с  ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или  лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу  же в первые 10 с после работы. Для  контроля важно, как реагирует пульс  на нагрузку и быстро ли снижается  после нагрузки. Вот за этим показателем  занимающийся должен следить, сравнивая  ЧСС в покое и после нагрузки. При малых и средних нагрузках  нормальным считается восстановление 
ЧСС через 10-15 минут.

Если ЧСС в покое утром  или перед каждым занятием у студента постоянна, то можно говорить о хорошем  восстановлении организма после  предыдущего занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.

Частота дыхания (ЧД) и ЖЕЛ. Дыхание  в покое должно быть ритмичным  и глубоким. В норме частота  дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту. 
При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. В норме у женщин 
2, 5 - 4 л, у мужчин = 3, 5-5 л.

Вес. Для определения нормального  веса используются различные весо - ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.

Нормальный вес тела для людей  ростом: от 155 до 165 см = длина тела-100

165- 175 см = длина тела-105

175 и выше см = длина тела -110

Артериальное давление (АД). Систолическое  давление (макс) - это давление в период систолы (сокращения) сердца, когда  оно достигает наибольшей величины на протяжении сердечного цикла. Диастолическое давление 
(мин) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины.

Нормальные величины артериального  давления (систолического и диастолического) определяются по следующим формулам: мужчины: АДСИСТ= 109 + 0,5 х возраст + 0,1 х масса тела АДдиасг = 74 + 
0,1 х возраст + 0,15 х масса тела женщины: АДсИСТ= 102 + 0,7 х возраст + 0,15 х масса тела АДдиаст = 78 
+ 0,17 х возраст + 0,1 х масса тела.  (Синяков А.Ф., Выдрин В.М., Алексеева Э.Н.)

 

Чтобы оценивать эффективность  воспитательного процесса, необходимо изучать деятельность и поведение  воспитуемых. Под эффективностью воспитания понимают степень соответствия достигаемых  результатов поставленным целям  воспитания.

 

О показателях воспитанности школьников можно судить по степени их участия  во всех основных видах деятельности, соответствующей их возрасту: игровой, учебной, трудовой, общественной и др., - и результативности этого участия.

 

Важными показателями воспитанности  школьников являются их общение и  отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер общения  и поведения школьников во многом определяет результативность воспитательных влияний на личность.

 

К показателям воспитанности личности необходимо отнести также и ее информированность, прежде всего в  области нравственной, культурной, эстетической и др.

 

Ни один из этих показателей не может рассматриваться сам по себе, так как нельзя разделить  сознание, действия, поведение и  общение личности. Всякое подразделение  их носит условный характер и применяется  лишь в целях более детального и поэлементного изучения общего уровня воспитанности учеников. То же самое надо сказать и об условности выделения соответствующих методов  воспитания и оценки его эффективности.

 

Общий анализ педагогического процесса складывается из оценки его результативного  компонента (о нем шла речь выше) и процессуального, отражающего  характер протекания процесса. Необходимо оценивать действия самих воспитателей, правильность их подхода к ученикам, характер утверждаемого ими стиля  общения, взаимодействия, их влияние  на развитие инициативы и самодеятельности учащихся. Рассмотрение в единстве результативных и процессуальных показателей  делает изучение воспитания объективным.

 

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление  воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно  полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения  воспитуемых.

 

Педагогическое наблюдение характеризуется  непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности  и динамике их изменения. Различают  разнообразные виды наблюдения - непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое  и узкое и пр.

 

Чтобы успешно использовать наблюдение для изучения воспитанности личности, надо вести его с конкретной целью, владеть программой изучения личности, критериями оценки ее воспитанности.

 

Наблюдения должны носить систематический  характер. Важно хорошо продумать  систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в  карту наблюдений и др.).

 

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности  учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить  причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение  детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.

 

Все чаще в классных коллективах  применяются психологические опросники, которые выявляют характер отношений  между членами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его. Такие опросники позволяют  своевременно выявлять возникающие  противоречия и принимать меры по их быстрому и умелому разрешению. Применение опросников не столь простое  дело, при их составлении следует  соблюдать определенные правила, например не ставить вопросы в прямолинейной  форме, содержание ответов должно давать взаимопроверяемые сведения и т.п. Требования к таким опросникам содержатся в пособиях по педагогической психологии или в рекомендациях по изучению школьников, которые даются студентам  при подготовке к педагогической практике.

 

Опытные воспитатели для контроля за ходом воспитания школьников применяют  и такой более сложный метод, как сознательное включение учеников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны  своей воспитанности. Этот метод  требует большого мастерства, педагогической коллегиальности.

 

Завершается контроль за ходом воспитательной работы оцениванием не только результатов  воспитанности школьников, но и уровня воспитательной деятельности учителя  и школы в целом.

 

При оценке воспитательной работы учителя  необходимо учитывать его умение использовать современные методы, формы  и средства воспитания, выбирать их оптимальные сочетания в конкретных ситуациях, дифференцированно подходить  к ученикам, обоснованно характеризуя их поведение и прилежание, роль учителя в трудовом воспитании и  профессиональной ориентации школьников, характер взаимодействия учителя и  учащихся.

 

О результативности воспитания свидетельствуют  такие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для  учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.(Сластенин В. А.)

 

 Задание 3. Вопрос №71: Методы педагогического стимулирования и коррекции поведения, особенности реализации на занятиях физической культуры, учебно-тренировочной деятельности.

Любая деятельность протекает более  эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются  сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с  полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия  и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С  мотивацией деятельности теснейшим  образом связано ее стимулирование. Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству  и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными  являются соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание и др.

Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно  стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень  передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских  починов, ответственности и коллективизма.

В настоящее время соревнование по конкретным показателям успеваемости учащихся не проводится, и не должно проводиться. Однако полностью исключить  соревнование из наиболее важной области  жизни и деятельности школьников было бы неправильно. Опыт лучших школ показывает, что использование соревнования в учебной работе оказывается  возможным и приносит очевидную  пользу, если оно ведется за добросовестное отношение к учению. В условия  соревнования младших школьников, например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашние задания, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятные тетради, строго выполнять школьный и домашний режим  дня, читать дополнительную литературу.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В  процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность  практического использования передового опыта.

В последние годы появилось немало противников разного рода соревнований, которые якобы противоречат основным принципам гуманистической педагогики. Можно, утверждается, сравнивать

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"