Конфликты и пути их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование психологической природы конфликта и нарушения отношений со сверстниками (психологического конфликта) у дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
1. Определение конфликта. Виды конфликтов………………… 4
2. Причины конфликтов у детей дошкольного возраста…………8
3. Выявление причин конфликтов……………………………… 12
4. Пути разрешения конфликтных ситуаций у детей……………15
Заключение…………………………………………………… 20
Список использованной литературы……………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

ГБОУ СПО Гатчинский педагогический колледж им.docx

— 39.23 Кб (Скачать файл)

 

  1. «Психологическое воздействие» – сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т.д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психологическое давление.

 

 

  1. «Словесное воздействие» – в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что

9

 

  1. Он должен делать или чего он делать не должен. Это высказывания типа «Отдай», «Уходи», своеобразная маркировка собственных действий – «Я буду врачом», отказ выполнять требуемое партнером действие, а также вопросы, требующие конкретного ответа, например, «Куда ты дел машину?». В последнем случае сверстник также должен выполнить определенное действие, но уже не предметное, а речевое.

 

  1. «Угрозы и санкции» – сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий,— например, «А я расскажу»; угрозы разрушения игры – «Я с вами не буду играть»; угрозы разрыва отношений в целом – «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?» и т.п.

 

  1. «Аргументы» – сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Это высказывания типа «Я первый», «Это мое», заявления о своем желании – «Я тоже хочу», апелляция к своему положению в игре – «Я учительница и знаю, как надо учить», риторические вопросы типа «Зачем ты все разломал?», «Чего ты сюда пришел?», в которых явно просматривается негативная оценка действий партнера, а также прямые оценки своих действий и действий соперников («Ты не умеешь играть», «Я лучше знаю, как надо лечить») и разнообразные обидные прозвища, дразнилки и т.д. В эту же группу отнесены и случаи, когда дети пытаются апеллировать к определенным правилам, - например, «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т.д..

    У детей в возрасте от одного до трех лет основным «аргументом» в спорах со сверстниками является применение тех или иных средств физического воздействия. В возрасте 3-4 лет происходит определенный перелом и на первое место выходят способы «словесного воздействия», а в последующем наблюдается все большее использование различных обоснований своих действий с помощью разнообразных объяснений своего поведения и поведения сверстников, само- и взаимооценок себя и партнеров по игре.

 

    Такие формы поведения детей в ситуации игрового конфликта, как «физическое воздействие» и «аргументы», имеют достаточно выраженные

10

 

тенденции соответственно к снижению и к увеличению. В свою очередь, приемы «словесного воздействия» достигают своей кульминационной точки в возрасте 3-4 лет, а затем постепенно идут на убыль.

 

    В целом следует отметить особое значение среднего дошкольного возраста как определенного переломного момента в развитии совместной игры у детей. Здесь впервые отмечается преобладание способов «словесного воздействия» на соперников в ситуации конфликта над средствами открытого давления. Другими словами, конфликт как открытая конфронтация с применением физической силы определенным образом эволюционирует и все более превращается в словесный спор, т.е. происходит определенное «окультуривание» поведения детей в процессе реализации своих желаний. Вначале происходит замещение физических действий словом, затем словесные способы воздействия усложняются и предстают в виде различного рода обоснований, оценок, что, в свою очередь, открывает путь к обсуждению спорных вопросов и нахождению взаимоприемлемого варианта решения .

 

    Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

 

     Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

 

    Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.

 

    Среди причин возникновения конфликтов между дошкольниками в игре отмечают следующие: разрушение игры, по поводу выбора общей темы игры, по поводу состава участников игры, из-за ролей, из-за игрушек, по поводу сюжета игры, по поводу правильности игровых действий.

 

    Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже

 

11

 

требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры).

 

    Неблагополучие отношений ребенка со сверстниками, его глубокий конфликт с ними порождаются недостаточной сформированностью ведущей деятельности ребенка. Выделяют недостаточную сформированность операций игры и искажения в ее мотивах в качестве главной причины внутренних конфликтов у дошкольников.

 

    В соответствии с причинами дифференцированы два типа таких конфликтов: конфликт при несформированности операциональной стороны игровой деятельности и конфликт при искажении мотивационной основы деятельности.

 

    Разобрав более подробно возникновение и развитие типов конфликта у дошкольников, вникнув более глубоко в их суть, можно судить о том, какие методики можно более эффективно использовать для диагностики данного явления и какие игровые методы могут быть наиболее эффективно использованы с этой целью в педагогической психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

3.  Выявление причин  конфликтов

 

    Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного разрешения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей конфликта нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие. Такое вмешательство оправдано тогда, когда мы не только знаем, что происходит во время конфликта, но и можем ответить на вопрос, почему события развиваются именно так, а не иначе.

 

В основе конфликта, лежат субъективно-объективные противоречия.  Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство. Конфликтное взаимодействие возникает только тогда, когда в самых глубинах социальной жизни существуют объективные предпосылки возникновения конфликтной ситуации.

 

Конфликты изначально происходят в результате нарушения баланса интересов двух и более сторон.

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин:

1.объективных,

2.организационно-управленческих,

3.социально-психологических,

4.личностных.

    Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая – субъективный.

 

    Понимание объективно-субъективного характера причин конфликтов окажется весьма полезным в дальнейшем при определении способов предупреждения межличностных конфликтов, выработке оптимальных стратегий поведения людей в типичных конфликтах.

13

 

    К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию пред-конфликтной обстановки – объективного компонента пред-конфликтной ситуации.

 

    Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается обсудить и совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия. Практически в любой пред-конфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, в контексте сказанного выше носят главным образом субъективный характер.

 

    Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика воспитательной работы в детском саду показывает, что отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно:

    1. У дошкольников, склонных к конфликтам с ровесниками, на фоне повышенной общей коммуникативной активности в контактах с другими детьми доминирует потребность в признании.

    2. У конфликтных детей в сравнении с неконфликтными обнаруживается своеобразие образа себя. Он отличается неустойчивостью (повышенной динамичностью) и дисгармоничностью. Последнее выражается в расхождении в аффективной части между общей положительной самооценкой ребенка и ожидаемой им отрицательной оценки окружающих, а в когнитивной - между представлениями ребенка о своих возможностях в конкретной деятельности и его реальными результатами.

    3. Индивидуальные варианты выраженности конфликтности у детей указывают на связь между мерой дисгармоничности и неустойчивости их

14

образа себя, степенью доминирования в структуре содержания их коммуникативной потребности в общении с ровесниками - потребности в признании, и мерой конфликтности ребенка.

    4. B образе ровесника у конфликтных детей в сравнении с неконфликтными на фоне ярко выраженного стремления к сотрудничеству с другими детьми превалирует спектр объектных характеристик и отрицательных оценок.

    5. Специальная организация общения взрослого с конфликтным ребенком, направленная на изменение у него образа себя, сопровождается у него изменениями не только в этом психологическом образовании, но и в содержании их коммуникативной потребности и в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.

    Психологической причиной повышенной конфликтности во взаимоотношениях с ровесниками у старших дошкольников являются дисгармоничность. Противоречие у конфликтных детей между общим положительным отношением к себе и ожидаемым отрицательным от значимых окружающих порождает у них в общении с ровесниками обострение потребности в признании, что проявляется в стремлении доминировать во взаимоотношениях.

    Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В условиях этих противоречий ущемляется внутренний эмоциональный комфорт ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, он не может удовлетворить своих существенных потребностей, искажаются не только деловые, но и личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. Функция внутренних конфликтов сугубо отрицательная, они тормозят становление полноценных, гармонических отношений и формирование личности.

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

  1. Пути разрешения конфликтных ситуаций у детей

 

    Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми могут быть, сведены к следующему:

    1. Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликтной ситуации дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.

    2. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что - нет. На этом этапе вырабатываются подходы к проблемной ситуации, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

    3. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия в разборе конфликта посредника (старшего воспитателя, психолога, родителя).

    4. Разработать варианты решений конфликтной ситуации и методы воспитательных воздействий.

    5. Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов, и уже с участием взрослых. Так как воспитателю отводится роль наблюдателя-посредника, то главная его цель - целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, коррекция поведения участников конфликта, обеспечение нормального (максимально возможно хорошего) обмена преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними.

Информация о работе Конфликты и пути их разрешения