Концепции дошкольного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 15:09, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение основных концепций воспитания в современной дошкольной педагогике.
В задачи исследования входило:
1. Рассмотреть понятие концепции, как общетеоретического феномена.
2. Определить основные положения концепции дошкольного воспитания.
3. Провести сравнительный анализ целей и задач воспитания и обучения дошкольников.
4. Сформировать требования к подготовке кадров для современных ДОУ.

Содержание

Введение 3
Понятие о концепции 5
Основные положения концепции дошкольного воспитания 7
Сравнительный анализ целей и задач воспитания и обучения дошкольников 11
Требования к подготовке кадров для современных доу 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика - Концепции дошкольного воспитания -.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Зарождается индивидуальность ребенка. Складывается собственно межличностное отношение в контакте между детьми и взрослыми, не сводимое к реализации каких-либо специальных воспитательных задач или дидактических целей, формируется отношение полноценного общения и сотрудничества. Развитие индивидуальности каждого ребенка и духовно-эмоциональных контактов между ним и взрослым, а также другими детьми требует существенного обновления характера организации жизни ребенка в детском саду, построение условий для свободного, не стесненного инструкциями общения, для раскрепощения личности ребенка.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОУ

Анализ современного состояния дошкольного образования показывает, что одним из основных направлений в реформировании дошкольного образования является замена традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития его личности. Наиболее распространенные сегодня инновационные дошкольные образовательные программы: "Развитие" (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко), "Золотой ключик" (Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов), "Радуга" (Т.Н.Доронова), "Истоки" (Л.А.Парамонова, А.Н.Давидчук, К.В.Тарасова), "Детство" (В.И.Логинова, Т.И.Бабаева), "В пространстве игры" (Л.М.Иваницкая) и др. опираются на психологические концепции развития ребенка и предполагают, что их использование будет продуктивным при условии понимания специалистами в области дошкольного образования всего сложного комплекса психолого-педагогических оснований. Анализ содержания выше обозначенных инновационных дошкольных образовательных программ и теоретических оснований, опираясь на которые данные программы были технологизированы, позволяет сделать вывод о том, что их реализация предполагает иную профессионально-педагогическую позицию воспитателя, по сравнению с традиционной, характерной для учебно-дисциплинарной модели дошкольного воспитания.

Анализ существующих подходов к определению дефиниции профессиональной компетентности педагога дошкольного образования позволил выделить несколько тенденций:  

  • Все большую актуальность приобретают характеристики психолого-педагогической профессиональной компетентности, связанные с проектировочными способностями педагогов, обусловливающими успешность процессов самоопределения на культурно-ценностном уровне; самоопределение, в свою, очередь все чаще выделяют в качестве ядерного компонента выстраивания личностно-профессиональной траектории в условиях инноваций в дошкольном образовании;  
  • В исследованиях различных аспектов психолого-педагогической компетентности воспитателя доминирующим продолжает оставаться профессиональной общение, коммуникативность как интегративное качество личности педагога.  

Профессиональная деятельность педагога предполагает целостное видение педагогической ситуации, системный анализ особенностей развития ребенка, учет информации о зоне его ближайшего развития, создание условий для раскрытия и стимулирования внутренних резервов саморазвития15. В целом ряде работ значимым условием формирования профессионально-педагогической компетентности называют развитое мышление педагога. Показано также, что неотъемлемой стороной профессиональной компетентности педагога является наличие умений осуществлять педагогический анализ фактов, явлений целостного педагогического процесса, для чего необходимо развивать аналитическое мышление, которое выступает основанием для осуществления проектировочной деятельности. Задачи системы подготовки воспитателей ДОУ могут быть сформулированы в опоре на различие как двух разных процессов (проектирование и воплощение), так и на объективацию в сознании воспитателя самого продукта- проекта, модели, включающей в себя и личность самого субъекта модели.

Анализ тенденций перспективных направлений развития современной системы подготовки работников образования, в том числе и специалистов дошкольного образования привел к следующим обобщениям:  

  • Среди задач современной системы подготовки работников образования все чаще называются задачи обеспечения вариативности процесса формирования профессиональной компетентности на основе учета особенностей стадии профессионального развития будущих педагогов как фазы психологической перестройки их личностей;  
  • Одной из значимых характеристик профессионального саморазвития и необходимым фактором успешного формирования профессиональной компетентности является профессиональное мышление педагога.  

Проделанный теоретический анализ современного состояния системы подготовки педагога дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что сложившаяся практика организации образовательного процесса перестает соответствовать новым задачам, которые приходят в виде особого социального заказа. Исходя из определения профессиональной компетентности педагога как комплексной характеристики, отражающей возможности быть субъектом собственной профессиональной деятельности, а также уровень развития способности и готовности к ее проектированию и реализации, можно предполагать, что:  

  • Общим показателем развития профессиональной компетентности воспитателей ДОУ может служить степень развития профессионального мышления, проявляющегося в особенностях постановки и решения педагогических задач стратегического, тактического и оперативного уровня;  
  • Формирование профессиональной компетентности может происходить в процессе проблематизации образовательного процесса, учитывающей исходный уровень развития профессионального мышления;  
  • Ориентация на выявляемые особенности профессионального мышления в структуре профессиональной компетентности может служить так же основанием для дифференциации образовательного процесса.  

Для нас определяющим явилось представление о профессиональном мышлении не только как процессе решения задач, но и как развитии действительности, которая раскрывается для мыслящей личности как пространство для новой деятельности, которая в свою очередь открывается в ее движении, обусловленности единством внешних и внутренних факторов, определяющих необходимость трансформации деятельности как проявление свободы, потребности в самореализации, самоактуализации профессионального становления личности16.

Особенности профессионального мышления воспитателей дошкольных образовательных учреждений, проявляющиеся в умении самостоятельно ставить и решать педагогические задачи определенного уровня (стратегического, тактического или оперативного) можно рассматривать как продуктивный показатель профессиональной компетентности.  

Чем более выражена у воспитателя направленность на постановку для последующего решения педагогических задач стратегического порядка, тем нагляднее проявляется в конкретных условиях профессионально-педагогического взаимодействия с детьми опосредованность разрешения оперативных задач, возникающих ситуативно, общей направленностью стратегических, надситуативных задач17.  

Направленность на постановку и решение стратегических задач представляет собой ориентацию на целенаправленное формирование развивающей образовательной среды в условиях ДОУ. Воспитатель, пытающийся превращать любую ситуацию, возникающую в ходе профессиональной деятельности, в пространство для развития ребенка, оказывается способным поставить для решения и конкретные задачи, совокупность которых определяет его реальную деятельность сейчас и в ближайшей перспективе, т.е. тактику своей педагогической деятельности.  

Активизация таких показателей профессионального мышления как особенности целеобразования, целеполагания, смыслообразования способствует формированию готовности и развитию способностей к проектированию своей профессиональной деятельности и самосовершенствованию в ней.  

Перспективной задачей профессионального образования является содействие развитию профессионального мышления будущих воспитателей ДОУ, позволяющего им быть готовыми к "ценностному самоопределению" при постановке целей и выборе адекватных им средств воспитания.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ни одна педагогическая концепция не может быть свободной от влияния какой-либо психологической концепции, освещающей и интерпретирующей развитие личности ребенка, межличностных взаимодействий детей и воспитывающих их взрослых — иначе говоря, свободной от той или иной «научной картины» реальности, подлежащей педагогическому освоению. Менее очевидна, однако, не менее истинна и обратная зависимость: ни одна психологическая концепция, трактующая развитие ребенка, не может быть объявлена «чистой», т. е. свободной от влияния миллионов концепций и школ, сложившихся стихийно и теоретически выстроенных. Поэтому каждый шаг в построении новой педагогической системы требует рефлексии предшествующих попыток построения педагогических систем, с последствиями которых мы имеем дело в лице «эмпирических фактов». Противоречия, вскрываемые здесь, заключают в себе источник нового педагогического мышления.

Исходным пунктом построения практической психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания является анализ возможных возрастных новообразований и условий, определяющих восходящую линию становления ребенка как личности.

Итак, ключевые позиции обновления детского сада — охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркинa Р.Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. – 2000. - №2. – С. 102-111.
  2. Концепция дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. – 1989. - № 5. - С. 10-23
  3. Мижериков В.А. Словарь-справочник по педагогике / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  4. Немов Р.С. Психология.: В 3-х т. Т.2. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  5. Новый популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический [Электронный ресурс] /Русский язык - МЕДИА, ООО "Бизнессофт". – ИДДК
  6. Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1999. 
  7. Рапацевич Е. С. Современный словарь по педагогике. – Минск: Современное слово, 2001.
  8. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000.
  9. Философия образования: этюды-исследования // Розин В.М. – М.: МПСИ, 2007.

 

1 Новый популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический [Электронный ресурс] /Русский язык - МЕДИА, ООО "Бизнессофт". – ИДДК.

2 Мижериков В.А. Словарь-справочник по педагогике / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 289

3 Рапацевич Е. С. Современный словарь по педагогике. – Минск: Современное слово, 2001. – С. 340

4 Философия образования: этюды-исследования // Розин В.М. – М.: МПСИ, 2007. С. 204-205

5 Философия образования: этюды-исследования // Розин В.М. – М.: МПСИ, 2007. С. 206-207

6 Концепция дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. – 1989. - № 5. - С. 10-23

7 Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркинa Р.Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. – 2000. - №2. – С. 104

8 Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркинa Р.Б. Указ.соч. – С. 106

9 Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркинa Р.Б. Указ.соч. – С. 107

10 Немов Р.С. Психология.: В 3-х т. Т.2. – М.: ВЛАДОС, 2001. – С. 211

11 Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1999. – С. 89

12 Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1999. – С. 92

13 Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – С. 91

14 Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркинa Р.Б. Указ.соч. – С. 109

15 Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – С. 557

16 Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – С. 555

17 Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1999. – С. 308

 


 



Информация о работе Концепции дошкольного воспитания