Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 01:45, контрольная работа
Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции адаптации человека к окружающей среде. Как у животных, так и человека, гнев направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели, отдыха, получения приятных впечатлений и т.д. Поэтому не каждое проявление агрессии может считаться нарушением. Гнев - ситуативная реакция, и необходима она, пока продолжается опасная для человека ситуация
Повышенная агрессивность детей является одной
из наиболее частых проблем в детском
коллективе. Она волнует не только педагогов,
но и родителей. Те или иные формы агрессии
характерны для большинства дошкольников.
Практически все дети ссорятся, дерутся,
обзываются и пр. Обычно с усвоением правил
и норм поведения эти непосредственные
проявления детской агрессивности уступают
место просоциальным формам поведения.
Однако, у определённой категории детей
агрессия как устойчивая форма поведения
не только сохраняется, но и развивается,
трансформируясь в устойчивое качество
личности. В итоге снижается продуктивный
потенциал ребёнка, сужаются возможности
полноценного общения, деформируется
его личностное развитие. Агрессивый ребёнок
приносит массу проблем не только окружающим,
но и самому себе.
В последние годы научный интерес к проблемам
детской агрессивности существенно возрос.
Учёными разных направлений предлагаются
различные подходы к определению сущности
агрессивного поведения, его психологических
механизмов. При всём многообразии трактовок
этого явления, агрессивность о общих
чертах понимается как целенаправленное
нанесение физического или психического
ущерба другому лицу.
В психологических исследованиях выявляется
и описывается уровень агрессивного поведения
и влияющие на него факторы. Среди этих
факторов обычно выделяются особенности
семейного воспитания, образцы агрессивного
поведения, которые ребёнок наблюдает
на телеэкране или со стороны сверстников,
уровень эмоционалдьного напряжения и
фрустрации и пр. Однако, очевидно, что
все эти факторы вызывают агрессивное
поведение далеко не у всех детей, а только
у определённой части. В одной и той же
семье, в сходных условиях воспитания
вырастают разные по степени агрессивности
дети. Исследования и многолетние наблюдения
показывают, что агрессивность, сложившаяся
в детстве, остаётся устойчивой чертой
и сохраняется на протяжении дальнейшей
жизни человека. Можно полагать, что уже
в дошкольном возрасте складываются определённые
внутренние предпосылки, способствующие
проявлению агрессивности, что дети, склонные
к насилию, существенно отличаются от
своих миролюбивых сверстников не только
по внешнему поведению, но и по своим психологическим
характеристикам. Изучение этих характеристик
чрезвычайно важно для понимания природы
этого явления и для своевременного преодоления
этих опасных тенденций. Чтобы выявить
психологические особенности, отличающие
агрессивных детей, необходимо сопоставить
их с теми же характеристиками дошкольников,
не проявляющих склонности к агрессии.
Проявления агрессивности в группе дошкольников
Агрессивное поведение уже в дошкольном
возрасте принимает разнообразные формы.
В психологии принято выделять вербальную
и физическую агрессию, каждая из которых
может иметь прямые и косвенные формы.
Наблюдения показывают, что все эти формы
агрессивности существуют уже в группе
детского сада. Остановимся на краткой
характеристике разных видов агрессии
вдошкольном возрасте.
Вербальная агрессия
1) Косвенная вербальная агрессия направлена
на обвинение или угрозы сверстнику, которые
осуществляются в различных высказываниях.
В дошкольном возрасте это могут быть:
- жалобы («А Вова меня
стукнул», «А Чумариков постель
не убрал» и пр.)
- демонстративный крик, направленный
на устранение сверстника («Уходи, надоел»,
«Не мешай») ;
- агрессивные фантазии («Если не будешь
слушаться, к тебе придёт милиционер и
посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю,
посажу на самолёт и отправлю на высокую
гору, и будешь там сидеть один»).
2) Прямая вербальная
агрессия представляет собой
оскорбления и вербальные формы унижения другого.
Традиционными «детскими» формами прямой
вербальной агрессии являются:
- дразнилки («Ябеда-корябеда»,
«Поросёнок», «Жора-обжора»;
- оскорбления («Жир-трес», «Урод», «Дебил»).
Физическая агрессия
1) Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо
матрериального ущерба другому через
непосредственные физические действия.
В дошкольном возрасте это могут быть:
- разрушение продуктов
деятельности другого (
- уничтожение или порча чужих вещей (Например,
мальчик наносит удары по столу товарища
и улыбается при виде его возмущения; или
ребёнок силой бросает на пол чужую машинку
и с удовлетворением наблюдает ужас и
слёзы её владельца).
2) Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение. Она может принимать символическую и реальную форму.
- символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание
( например один ребёнок показывает кулак
другому, или пугает его);
- прямая агрессия - непосредственное физическое
нападение (драка), которая у детей может
включать укусы, царапанье, хватание за
волосы, использование в качестве «оружия»
палок, кубиков и пр.
Наиболее часто у подавляющего большинства
детей наблюдается прямая и косвенная
вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных
фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют
и завяжут») до прямых оскорблений («Толстуха»,
«Дурак», «Ябеда и нытик»). У некоторых
детей встречаются случаи физической
агрессии – как косвенной (разрушение
продуктов деятельности другого, поломка
чужих игрушек и пр.), так и прямой ( дети
бьют сверстников кулаком или палкой по
голове, кусаются, и т.п.)
Об агрессивности нельзя
судить лишь по её внешним проявлениям,
необходимо знать её мотивы и сопутствующие
ей переживания. Выявление мотивов
агрессивного поведения детей, изучение
его психологических условий
и вариантов настоятельно необходимо
как для своевременной диагностики этого
явления, так и для разработки коррекционных
программ.
Очевидно, что каждый агрессивный акт
имеет определённый повод и осуществляется
в конкретной ситуации. Рассмотрение тех
ситуаций, в которых наиболее часто проявляется
агрессивное поведение, необходимо для
понимания направленности агрессивного
поведения, его причин и целей, что может
пролить свет на его мотивацию. Среди ситуаций,
провоцирующих агрессивность детей, выделяются
следующие.
- Привлечение к себе
внимания сверстников ( Мальчик вырывает книгу
у девочки, и разбрасывает игрушки и начинает
громко лаять, изображая злую собаку, чем,
естественно, привлекает к себе внимание);
- Ущемление достоинств другого с целью
подчеркнуть своё превосходство ( Заметив,
что у партнёр расстроился из-за того,
что у него не хватает деталей, мальчик
кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя
ничего не получится, ты плакса и нытик»);
- Защита и месть (В ответ на «нападение»
или насильственное изъятие игрушки дети
отвечают яркими вспышками агрессии);
- Стремление быть главным (Наример, после
неудачной попытки занять первое место
в строе, мальчик отталкивает опередившего
его друга, хватает за волосы и пытается
стукнуть головой о стену);
- Стремление получить желанный предмет
(Чтобы обладать нужной игрушкой некоторые
дети прибегали к прямому насилию над
сверстниками).
Как можно видеть большинство
проявлений агрессивного поведения
наблюдается в ситуациях защиты
своих интересов и отстаивания
своего превосходства, когда агрессивные
действия используются как средства достижения
определённой цели. Соответственно, максимальное
удовлетворение дети получают при получении
желанной цели – будь то внимание сверстников
или привлекательная игрушка – после
чего агрессивные действия прекращаются.
Таким образом, в большинстве случаев
агрессивные действия детей имеют инструментальный
или реактивный характер. В то же время
у отдельных детей наблюдаются агрессивные
действия, не имеющие какой-либо цели и
направленные исключительно на причинение
вреда другому. Например, мальчик толкает
девочку в бассейн и смеётся над её слезами,
или девочка прячет тапочки своей подруги
и с удовольствием наблюдает за её переживаниями.
Физическая боль или унижение сверстника
вызывают у этих детей удовлетворение,
а агрессия выступала при этом как самоцель.
Такое поведение может свидетельствовать
о склонности ребёнка к враждебности и
жестокости, что естественно вызывает
особую тревогу.
Психологические особенности детей,
склонных к агреcсии
Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:
Попытаемся выяснить,
чем определяется повышенная агрессивность
дошкольников? Почему в одинаковых
ситуациях одни дети причиняют боль и страдания сверстникам, а другие находят
миролюбивые и конструктивные решения?
Среди психологических особенностей,
провоцирующих агрессивное поведение,
обычно выделяют недостаточное развитие
интеллекта и коммуникативных навыков,
сниженный уровень произвольности, неразвитость
игровой деятельности, сниженную самооценку,
нарушения в отношениях со сверстниками.
. Однако, остаётся неясным, какие именно
из этих особенностей в наибольшей мере
влияют на агрессивность детей.
Сравнительный анализ данных показателей
у агрессивных и неагрессивных дошкольников
показывает, что по большинству из них
агрессивные дошкольники мало отличаются
от своих сверстников. Так уровень развития
интеллекта агрессивных детей в среднем
соответствует возрастной норме, а у некоторых
даже превышает её. У многих из них зафиксирован
достаточно высокий социальный интеллект:
они без труда находят решения трудных
ситуаций, представленных на картинках
или в рассказах. Показатели развития
произвольности в группе агрессивных
детей в целом несколько ниже; однако некоторые
агрессивные дети имеют хорошо развитую
произвольность.
Принято считать, что
агрессивных детей отличает неумение
играть, отсутствие игровых навыков.
Действительно, среди агрессивных
дошкольников больше детей, не умеющих
играть и меньше тех, кто достиг высшего уровня
развития игры. Однако, наблюдения показывают,
что некоторые агрессивные дети обладают
хорошо развитой игровой деятельностью
и могут организовать интересную игру.
Поэтому уровень развития игровой деятельности,
как и уровень развития интеллекта, нельзя
считать главной причиной агрессивного
поведения.
Существует мнение, что агрессивных детей
отличает неадекватная самооценка – завышенная
или заниженная. Однако, специальные исследования
показывают, что средний уровень самооценки
агрессивных детей мало отличает их от
остальных. Вместе с тем, несмотря на незначительные
различия в средних показателях самооценки,
выяснилось, что у агрессивных детей более
существенные расхождения между их самооценкой
и ожидаемой оценкой со стороны сверстников.
Имея достаточно высокую самооценку, эти
дети явно сомневаются в положительном
отношении со стороны сверстников. Данный
факт может свидетельствовать о том , что
эти дети более остро и напряжённо переживают
свою «недооцененность», не признанность
своих достоинств со стороны сверстников.
Характерно, что эти переживания, как правило,
не соответствуют реальности. По своему
социальному статусу в группе сверстников
агрессивные дети мало отличаются от других:
среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые
сверстниками и даже лидеры. Следовательно,
эти тяжёлые переживания вызваны не действительным
положением ребёнка в детской группе,
а его субъективным восприятием отношения
к себе. Такому ребёнку кажется, что его
не ценят, не видят его достоинств.
Наиболее существенные различия между двумя
группами выявляются по способу выхода
из конфликтной ситуации и по отношению
ребёнка к сверстникам. При решении конфликтных
ситуаций, изображённых на картинках (например,
кто-то берёт чужую игрушку, или рушит
постройку других, или ломает игрушку)
на вопрос, чтобы ты сделал на месте обиженного
ребёнка, практически все агрессивные
дети дают ответы типа: «Дам ботинком по
животу», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью»,
«Изобью» и пр. В отличие от этого остальные
дети в большинстве случаев придумывают
более конструктивные и миролюбивые ответы:
«Починю», «Сделаю новую», «Пойду играть
в другую игру», «Заплачу и пожалуюсь маме».
Показательно, что интерпретируя сюжеты
картинок, все агрессивные дети приписывают
изображённым персонажам враждебные намерения:
«Он нарочно сломал», «Украл», «Сейчас
будет бить». Остальные дети достаточно
часто интерпретируют те же сюжеты как
безконфликтные: «Случайно сломали домик,
нужно починить», «Он поиграет, и вернёт»,
«Они договорятся и пойдут играть вместе».
Ещё более существенные различия выявляются
в процессе реального взаимодействия
детей. В ситуациях совместной деятельности,
когда двум или трём детям предлагают
раскрасить свои картинки, или собрать
узоры мозаики, агрессивные дети проявляют
меньший интерес к работе партнёра, ярко
отрицательное, а иногда и агрессивное
отношение к успехам сверстника (вырывают
его рисунок, пытаются стукнуть). Они чрезвычайно
редко уступают свои предметы (карандаши
или детали мозаики). В отличие этого дети,
не склонные к агрессии достаточно часто
помогают партнёру и уступают свои предметы.
Эти данные дают основание
полагать, что главной отличительной
чертой агрессивных детей является
их отношение к сверстнику. Другой
ребёнок выступает для них
как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить.
Такое отношение нельзя свести к недостатку
коммуникативных навыков (заметим, что
многие агрессивные дети в ряде случаев
демонстрируют вполне адекватные способы
общения, и при этом проявляют незаурядную
изобретательность, придумывая разнообразные
формы нанесения ущерба сверстникам).
Можно полагать, что это отношение отражает
особый склад личности, её направленность,
которая порождает специфическое восприятие
другого как врага.
Агрессивный ребёнок имеет предвзятое
мнение о том, что поступками окружающих
руководит враждебность, они приписывают
другим враждебные намерения и пренебрежение
к себе. Такое приписывание враждебности
проявляется в следующем:
- в представлениях
о своей недооцененности со
стороны сверстников;
- в приписывании агрессивных намерений
при решении конфликтных ситуаций;
- в реальном взаимодействии детей, где
они постоянно ждут нападения или «подвоха»
со стороны партнёра.
Информация о работе Коррекционная работа с агрессивным ребенком