Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:28, курсовая работа
Актуальность: физическое развитие детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) является одной из важных, сложных и вместе с тем, не в полной мере разрешенных проблем, так как с каждым годом увеличивается число детей с врожденными или приобретенными в первые дни и месяцы жизни формами нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА) и не только в России, но и во всем мире. Специфика названной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкого спектра двигательной активности у детей с диагнозом ДЦП (Семёнова К.А., 1976).
Введение.
Глава 1. Состояние проблемы развития силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом и пути её исследования.
Понятие о ДЦП: эпидемиология, классификация, этиология.
Особенности физического и психологического развития детей с ДЦП.
Специфика двигательного развития и особенности состояния. мышечной системы детей с ДЦП.
Методы коррекции двигательных нарушений при ДЦП.
Гипотеза исследования.
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.
2.1 Цель и задачи исследования.
2.2 Методы исследования.
2.2.1 Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.
2.2.2 Педагогическое наблюдение.
2.2.3 Опрос.
2.2.4 Тестирование.
2.2.5 Педагогический эксперимент.
2.3 Организация исследования.
Глава 3. Программа коррекционных занятий с использованием комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом.
3.1 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП экспериментальной группы.
3.2 Показатели уровня развития силы мышц детей с ДЦП экспериментальной группы.
3.2.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.2.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.2.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц рук.
3.3 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП контрольной группы.
3.4 Показатели развития силы мышц детей с ДЦП контрольной группы.
3.4.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.4.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.4.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц ног.
3.5 Характеристика комплекса структурно-избирательных упражнений для развития силы мышц детей 7-8 лет с церебральным параличом.
Глава 4 Влияние комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет до и после эксперимента.
4.1 Динамика показателей развития силы мышц у детей в ходе педагогического эксперимента.
4.2 Обсуждение результатов педагогического эксперимента.
Выводы.
Список литературы.
Приложение 1.
Силовая выносливость мышц пресса в среднем по группе достигла всего 7,7 с. Наибольшее затруднение вызвали приседания - тест на определение выносливости мышц ног. Всего один испытуемый выполнили 5 приседаний.
Было отмечено, что силовая выносливость средней ягодичной мышцы лучше развита у всех детей на правую ногу, в среднем по группе разница показателя равна 1,2 с.
В контрольную группу вошли дети в количестве 10 человек. Состояние их здоровья представлено в таблице 6. Из 10 испытуемых 4 имеют диагноз плоско-вальгусная деформация стоп, у 3-х детей спастическая диплегия, 1 ребёнок имеет врождённое генетическое заболевание (Синдром Прадера-Вилли), при котором возникает сочетание ожирения, низкого роста, снижения функции половых желез (гипогонадизм) и низкого интеллекта. Воропаев Павел страдает гиперкинетической формой ДЦП, у Дарины - диспастический правосторонний сколиоз. Практически всем испытуемым показан лечебный комплекс упражнений.
Таблица 7
Состояние здоровья детей контрольной группы (n= 10)
ФИО ребёнка |
Дата рожд. |
Диагноз |
Назначение ЛФК и АФК |
1. Сергей Л. |
16.06.04 |
Врожденный S-образный сколиоз на фоне аномалии развития позвоночника, ММД. Плоско-вальгусные стопы. |
лечебный комплекс упражнений. увеличение активности движений в суставах верхних и нижних конечностей. |
2. Вера К. |
19.08.04 |
Плоско-вальгусная деформация стоп тяжелой степени. |
развитие общей моторики, активности движений в суставах нижних конечностей. |
3.Влад М. |
03.11.05 |
ДЦП, спастическая диплегия (после оперативного лечения). |
лечебный комплекс упражнений, увеличение активности движений в суставах верхних и нижних конечностей. |
4. Дарина С. |
12.02.04 |
Диспастический правосторонний сколиоз грудопоясничного отдела 1-й степени. |
лечебный комплекс упражнений. |
5. Вероника Д. |
11.09.04 |
ДЦП, спастическая диплегия средней степени тяжести. Дисплазия тазобедренных суставов. Гиперметропический астигматизм. |
лечебный комплекс упражнений. |
6. Тимофей Г. |
01.04.04 |
Врожденная левосторонняя мышечная кривошея. Плоско-вальгусная установка стоп. ММД. |
лечебный комплекс упражнений. увеличение активности движений в суставах нижних конечностей. |
7. Альбина Г. |
29.05.04 |
Синдром Прадера-Вилли |
развитие общей и мелкой моторики. Обучение навыкам самообслуживания. |
8.Коля П. |
19.15.04 |
ДЦП, спастическая диплегия (после оперативного лечения в 2008 г.) |
лечебный комплекс упражнений, увеличение активности движений в суставах верхних и нижних конечностей. |
9.Ваня Д. |
03.08.04 |
Плоско-вальгусная деформация стоп тяжелой степени. Спондилодисплазия ПКОП. |
лечебный комплекс упражнений. |
10. Паша В. |
23.05.04 |
ДЦП: гиперкинетическая форма |
лечебный комплекс упражнений. |
Для их оценки применялся тест «Вис на перекладине»
Испытуемый по команде виснет на турнике и пытается продержаться наибольшее количество времени.
Результаты оказались следующими:
Средне-групповой показатель контрольной группы (табл. 8) - 47,1 сек. Из 10 детей только один продержался 1 мин. 57 сек. Остальные испытуемые продержались в висе - менее минуты.
Таблица 8
Показатели детей контрольной группы
№ п\п |
испытуемые |
Время |
1 |
Сергей Л. |
42сек |
2 |
Вера К. |
25сек |
3 |
Влад М. |
1мин 57сек |
4 |
Дарина С. |
42 сек |
5 |
Вероника Д. |
42 сек |
6 |
Тима Г. |
42сек |
7 |
Альбина Г.. |
25сек |
8 |
Коля П. |
52сек |
9 |
Ваня Д. |
42 сек |
10 |
Паша В. |
42 сек |
Средне-групповое значение |
47,1 сек |
Для их оценки применялся тест - кистевая динамометрия
Данное тестирование позволило измерить силу мышц, сгибающих пальцы рук. Средне-групповые показатели детей контрольной группы представлены в таблице 9.
Таблица 9.
Показатели детей контрольной группы
Имя |
Правая рука |
Левая рука |
Сергей Л. |
7.9 |
8.8 |
Вера К. |
12.1 |
11.2 |
Влад М. |
9.8 |
8.8 |
Дарина С. |
6,0 |
5.2 |
Вероника Д. |
7,0 |
8,0 |
Тима Г. |
7.9 |
8.8 |
Альбина Г.. |
12.1 |
11.2 |
Коля П. |
9.8 |
8.8 |
Ваня Д. |
6,0 |
5.2 |
Паша В. |
7,0 |
8,0 |
Средне-групповое значение |
9,0 |
8.5 |
Таблица 10
Показатели детей контрольной группы
ФИ ребёнка Название Теста |
Сергей Л. |
Вера К. |
Влад М. |
Дарина С. |
Вероника Д. |
Тима Г. |
Альбина Г. |
Коля П. |
Ваня Д. |
Паша В. |
Сред. по гр. |
Силовая выносливость мышц пресса (с) |
6,0 |
5,6 |
7,0 |
5,0 |
3,0 |
6,5 |
6,6 |
7,0 |
5,0 |
3,0 |
5,5 |
силовая выносливость мышц спины (с) |
8,0 |
7,5 |
4,0 |
7,0 |
8,0 |
8,0 |
7,5 |
4,0 |
7,0 |
8,5 |
7,0 |
силовая выносливость большой и средней ягодичной мышцы - пр. нога (с) |
5,0 |
7,0 |
4,6 |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
7,0 |
4,6 |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
силовая выносливость большой и средней ягодичной мышцы - лев. нога (с) |
4,0 |
6,8 |
5,0 |
3,5 |
3,0 |
4,0 |
6,8 |
5,0 |
3,0 |
3,8 |
4,5 |
силовая выносливость мышц шеи (с) |
5,5 |
4,0 |
6,0 |
3,5 |
5,0 |
3,5 |
4,0 |
6,0 |
3,5 |
5,0 |
4,4 |
Силовая выносливость мышц ног (приседания) кол-во раз |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3,6 |
Можно сказать, что у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата недостаточно развита общая и мелкая моторика, слабая сила мышц как верхних, так и нижних конечностей. Дети испытывают трудности при проведении таких тестовых заданий, как: вис на перекладине, удержание ног над полом под углом в 45 градусов, приседания.
Дети в возрасте 7-8 лет с ДЦП имеют низкий уровень развития кинестетической чувствительности и силы пальцев кистей рук. Мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности.
Результаты, полученные в ходе 1 этапа, подтвердили необходимость проведения 2 этапа по развитию силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом.
Цель 2 этапа заключалась в проверке эффективности использования комплекса структурно-избирательных упражнений, направленных на развитие силы различных групп мышц у детей с ДЦП.
Одна из важнейших особенностей двигательного развития детей - это его мощное влияние на общее развитие детей, в частности: на формирование речи, психики, интеллекта, зрительной, слуховой, тактильной анализаторных систем.
При стимулировании двигательных функций мы обязательно учитывали возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Большинство упражнений проводилось в игровой форме.
Выделяют следующие группы упражнений, направленных на развитие мышечной силы:
- с преодолением массы собственного тела
- упражнения с внешним сопротивлением
- упражнения в изометрическом режиме
Для того чтобы добиться хороших результатов, занятия физическими упражнениями у детей с ДЦП должны быть ежедневными и проходить в течение всего дня.
В сложный комплекс восстановительной терапии ДЦП входят: медикаментозная терапия, работа по восстановлению познавательной деятельности и речи, лечебная физкультура, массаж, ортопедический режим и протезирование, при необходимости хирургическое лечение, а также физиотерапевтическое лечение и трудотерапия.
Умелое сочетание всех форм
восстановительной работы на всех стадиях
заболевания, правильное использование
всех видов массажа и ЛФК в этом комплексе
являются залогом эффективной реабилитационной терапии
ДЦП.
Глава 4. Влияние комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет до и после эксперимента.
Эффективность разработанного комплекса структурно-избирательных упражнений в ходе педагогического эксперимента определилась на основе динамики изменения результатов в тестах направленных на развитие отдельных мышечных групп.
Для исследования требуется статистическая обработка полученного материала осуществлялась она с определением средней величины (М), среднего квадратичного отклонения и статистической ошибки средней величины (m). Рассчитывали коэффициенты вариации [KB = (σ/М) × 100%] для каждого массива данных, полученного при тестировании или регистрации функциональных показателей с помощью конкретной методики. Для определения достоверности различий двух сравниваемых выборок использовали парный критерий - t- Стьюдента (при условии нормального распределения членов вариационных рядов). Всю статистическую обработку проводили при помощи табличного редактора Microsoft Excel.
Рассмотрим темпы прироста показателей в каждом тесте у испытуемых экспериментальной и контрольной группы.
Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
Тест 1. Дети экспериментальной группы показали наилучшие результаты, что свидетельствует об эффективности разработанного комплекса физических упражнений. Средне-групповой прирост показателя детей данной группы составляет 23,5 сек.
Дети из контрольной группы прибавили всего 0,4 сек, а некоторые даже ухудшили первоначальный результат.
Таблица 11.
Показатели статической силы мышц сгибающих пальцы рук детей экспериментальной группы до и после эксперимента
Имя |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
Прирост показателя |
Маша С. |
1мин 6сек |
1мин 47сек |
41сек |
Лена С. |
1мин 3сек |
1мин 30сек |
27сек |
Миша К. |
42сек |
1мин 6сек |
24сек |
Алексей А. |
25сек |
37сек |
12сек |
Катя Н.. |
31сек |
58сек |
29сек |
Ярослав П. |
1мин 3сек |
1мин 47сек |
44сек |
Коля О. |
1мин |
1мин 30сек |
30сек |
Вика Ш. |
52сек |
1мин 6сек |
14сек |
Федор М. |
35сек |
37сек |
2сек |
Лёня Т. |
38сек |
58сек |
20сек |
Средне-групповое значение |
47,5сек |
1мин 11сек |
23,5сек |
Информация о работе Коррекция двигательных нарушений у детей младшего школьного возраста с ДЦП