Культура поведения как условие нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 09:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение культуры поведения как условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. определить, каковы особенности формирования культуры поведения старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть сущность понятия культуры поведения и методику ее формирования у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1 Сущность нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста…...6
1.2 Содержание нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….…….11
1.3 Условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста……14
Вывод по I главе…………………………………………………………………………19
Глава II. Культура поведения. Особенности ее формирования у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Понятие культуры поведения. Ее компоненты………………………………….…20
2.2 Методика формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….….27
2.3. Диагностические методики изучения сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….…35
Вывод по II главе…………………………………………………………………….….44
Заключение…………………………………………………………………………….…45
Список использованной литературы…………………………………….……………47

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная от 13.03.11.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.3 Диагностические методики  изучения сформированности культуры  поведения у детей старшего  дошкольного возраста

 

 

В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. На наш взгляд наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.

Наблюдение.

Древняя, неизменная, простая и одновременно сложная, легкая, но не надежная диагностика – это диагностика, осуществляемая педагогом в процессе естественно протекающей реальной жизни детей. Находясь рядом с детьми, педагог видит и слышит самые разнообразные проявления личности воспитанников, по этим наблюдениям он делает вывод. Педагог наблюдает отношение к ценностям окружающего мира. Например, дети, увидев малыша, проявили жалость и активное желание оказать помощь; в другом случае они откликнулись на затруднения молодой дамы; потом педагог увидел, как дети плакали в театре, проживая горе героя спектакля; и на уроке когда обнаружилось, что нет цветной бумаги у одного из учеников, они протянули ему со всех сторон свою бумагу. У педагога появились основания характеризовать детей как отзывчивых и умеющих сочувствовать другому человеку. Их реальному поведению доверять можно больше, чем решениям, которые дети дадут во время тестирования. Но при условии свободного проявления воли детей, без воспитательного давления педагога.

Наблюдение предполагает так же создание искусственным образом ситуаций естественного плана. Производить наблюдение в таких ситуациях профессионально интересно, потому что дети в этот момент свободны в выборе поведения.

Повседневные наблюдения за детьми всегда обладают приоритетом перед особыми методиками, как бы хитры последние не были. Но вот что важно:

  • Наблюдают отношения – не действия;
  • Наблюдают в ситуации свободного проявления – без давления со стороны;
  • Наблюдают ценностные отношения в их конкретной частной форме, извлекая из события или действия скрытое ценностное отношение;
  • Наблюдение не является хаотичным, оно фиксирует характеристики, а если предоставляется возможность, производит так называемый «поведенческий срез», отмечая совершенный детьми поведенческий выбор в его количественных показателях и наглядной, удобной для анализа форме;
  • Наблюдают не только за тем, что проявляется, но и за тем в какой мере под благотворным влиянием изменяется проявленное сейчас отношение, скорректированное тоже сейчас, ибо педагог находится рядом, наблюдает динамику развития детей, прослеживает плодотворность освоения, усвоения и присвоения культуры [26].

Беседа.

Беседа - метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей воспитанника, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю [12].

Существуют также промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих указанных типов.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

1. Ведущий беседу должен тщательно  продумать все аспекты той  проблемы, о которой он собирается  говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.

2. Он должен определить, в какой  последовательности будет поднимать  темы или задавать вопросы.

3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

2. Вопросы, которые могут оказаться  неприятными для собеседника  или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены  в одном месте, они должны быть  равномерно, распределяться по всей беседе.

3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.

4. Вопросы должны учитывать возрастные  и индивидуальные особенности  собеседника.

5. Искренний интерес и уважение  мнения собеседника, доброжелательное  отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

6. Воспитатель должен быть внимательным  и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.

7. С точки зрения результативности  беседы лучше задать несколько  мелких вопросов, чем один крупный.

8. В беседе с воспитанниками  следует широко использовать  косвенные вопросы. Именно с их  помощью воспитатель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

9. Ни в коем случае нельзя  выражаться серо, банально или  некорректно, стараясь таким образом  приблизиться к уровню своего  собеседника - это шокирует.

10. Для большей достоверности  результатов беседы наиболее  важные вопросы должны в различных  формах повторяться и тем самым  контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.

11. Не следует злоупотреблять  терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут [17].

К несомненным достоинствам беседы следует отнести:

  • Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к воспитаннику
  • На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.
  • Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами).
  • Учащиеся более серьезно относятся к вопросам.

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, воспитанник, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают [8].

Опросник.

Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.

Критерием оценки вопросника является мера обнаружения направленного интереса ребенка, его желаний, стремлений, сомнений и в итоге личных проблем жизни, а также мера духовной помощи ребенку: когда вопросник, будучи диагностикой, помогает детям осмысливать себя в мире и рождает их позитивную активность, открывая для них новый аспект жизни или новый ценностный объект [1].

Анкетирование.

Анкетирование – опросник, составленный как система вопросов, позволяющая обнаружить широкий круг отношений к какой-либо жизненной ценности. Очень часто каждый вопрос требует четкого ответа «да» либо «нет». Анкету легко общитывать и выводить общие количественные результаты именно по тому что ответы лаконичны и единообразны по форме. Анкетирование чаще всего проводят в конце какого-то пройденного совместного периода активной деятельности, снимая результаты, хотя и очевидные, но нуждающиеся в подтверждении.

Проведение анкеты выявляет многие детали общей картины, педагогу легче понять ситуацию воспитания, но и проще прослеживать содержательные изменения в личности ребенка, тем самым открывается дорога профессиональной свободы и профессионального осмысления всего того, что производит педагог, что задумывает в своей работе, что предполагает получить в качестве профессионального продукта своей педагогической работы [5].

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) - необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.

Методика: опросник «Что люблю - что ненавижу».

Автор методики: Н.Е. Щуркова.

Цель исследования опросника может быть самой разнообразной, она определяется обстоятельствами развития детей, психологическим климатом в группе, особыми условиями семейной жизни, спецификой интересов детей.

Инструкция: перечень вопросов.

Что ты любишь больше всего на свете? Что ты ненавидишь?

Что тебе нравится, когда ты попадаешь в лес? Что тебе неприятно в лесу?

Что ты любишь в садике? Что не любишь?

Что тебе нравится во взрослых людях? Что тебя удивляет? [31]

Методика: «Закончи историю».

Автор методики: Н.Е. Щуркова.

Цель исследования: изучение осознания детьми нравственнных норм.

Иструкция: Исследование проводят индивидуально.

Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.

Примеры ситуаций.

История I. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов.

0 баллов — ребенок не может  оценить поступки детей.

1 балл — ребенок оценивает  поведение детей как положительное  или отрицательное (правильное или  неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и  нравственную норму не формулирует.

2 балла — ребенок называет  нравственную норму, правильно оценивает  поведение детей, но не мотивирует  свою оценку.

3 балла — ребенок называет  нравственную норму, правильно оценивает  поведение детей и мотивирует  свою оценку [31].

Методика: «Сюжетные картинки».

Автор методики: И.Б. Дерманова.

Цель исследования: изучение эмоционального отношения к нравственным нормам.

Стимульный материал: картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников (См. Приложение).

Иструкция: Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Информация о работе Культура поведения как условие нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста