Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 09:09, дипломная работа
Цель исследования: изучение культуры поведения как условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. определить, каковы особенности формирования культуры поведения старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть сущность понятия культуры поведения и методику ее формирования у детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1 Сущность нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста…...6
1.2 Содержание нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….…….11
1.3 Условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста……14
Вывод по I главе…………………………………………………………………………19
Глава II. Культура поведения. Особенности ее формирования у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Понятие культуры поведения. Ее компоненты………………………………….…20
2.2 Методика формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….….27
2.3. Диагностические методики изучения сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….…35
Вывод по II главе…………………………………………………………………….….44
Заключение…………………………………………………………………………….…45
Список использованной литературы…………………………………….……………47
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.
Обработка результатов.
0 баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл — ребенок правильно
раскладывает картинки, но не
может обосновать свои
2 балла — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла — ребенок обосновывает
свой выбор (возможно, называет моральную
норму); эмоциональные реакции адекватн
Методика: «О любимой мамочке».
Автор методики: И.Б. Дерманова.
Цель исследования: исследовать уровень сформированности морально-нравственного поведения детей дошкольного возраста по отношению к взрослым людям, особенно к маме.
Стимульный материал: конфеты.
Иструкция: Методика проводилась в два этапа.
1 этап: «Беседа о любимой мамочке». Детям предлагается рассказать о том, как они любят своих мам, помогают и заботятся ли о них. Исходя из рассказов детей, можно сделать вывод, как сильно они любят своих мам и как заботятся о них.
2 этап: «Конфеты для мамочки». Дошкольникам в начале дня предлагается по три конфеты и воспитателем оговаривается, что конфеты можно съесть самим или унести домой и угостить маму, которой будет приятно. В течение пребывания в детском саду и в конце дня воспитатель спрашивал у каждого ребенка, сколько конфет осталось для мамы.
В ходе исследования по данной методике воспитатель может выяснить сформированность отношения ребенка к взрослым, в частности, к своей маме, а также уровень развития морального поведения ребенка [12].
Методика: «Проигрышная лотерея».
Автор методики: М.Т. Бурке-Бельтран.
Цель исследования: исследовать сформированность морально-нравственного поведения детей дошкольного возраста.
Стимульный материал:
Иструкция: Детям предлагают вытащить из коробки билетик и сообщить взрослому, является ли билетик выигрышным. Предварительно детям показывают выигрышный билетик. По нему ребенок может получить приз – конфету. Но в коробку билетик не кладут. На самом деле в коробке нет выигрышных билетов. Но дети этого не знают. Ребенок должен вытащить билетик, посмотреть на него, и сообщить взрослому результат.
По поведению ребенка взрослый судит о сформированности его морального поведения [12].
Методика.
Автор методики: С.А. Козлова.
Цель исследования: изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах.
Иструкция: Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы. Например:
Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку 3—7 лет задают вопросы.
Обработка данных. Подсчитывают, какие качества могут объяснить дети разного возраста. Анализируя эти объяснения, определяют, на что при этом ссылается ребенок:
— на обобщенное представление о качестве («Жадные... которые жалеют: все для себя берут и ничего не отдают бедным»);
— на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает... Но я, конечно, быстрее... Никто его не догонит, даже Славик»);
— на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки», «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);
— на самого себя («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);
— на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест», «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: «Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки»); -
— на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»);
— на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека», «Жадный... он плохой...»);
— на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).
Анализируют ошибки в представлениях детей о качествах, например:
— объяснение одного качества через другое («Справедливым можно назвать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»);
— название действий, не связанных с данным качеством («Илюша смелый. Всегда делает, что надо. У него дома «Лего», поэтому он всегда делает, что хочет. Потому он и смелый», «Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует», «Скромный, он все разбивает, все из рук летит»);
— неправильная нравственная оценка качества («Скромный — это плохой»).
Данные соотносят с таблицей 98, выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту.
Делают вывод о том, как меняются эти представления с возрастом [14].
Методика.
Автор методики: С.А. Козлова.
Цель исследования: изучение осознания детьми нравственных норм.
Стимульный материал: 3—5 незаконченных ситуации, описывающих выполнение и нарушение нравственных норм с учетом возраста ребенка; подготовить 10— 12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей; стихотворение Е. Благининой «Подарок»; новую яркую игрушку (См. Приложение).
Иструкция:
Проведение исследования. Проводятся все серии индивидуально с интервалом в 2—3 дня или по выбору; участвуют одни и те же дети.
Первая серия. Ребенку говорят: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи». Примеры ситуаций.
1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила ... Что ответила Катя? Почему?
3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответил... Что ответил Саша? Почему?
Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.
Вторая серия. Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».
Третья серия включает 2 подсерии.
Подсерия 1 — ребенку читают стихотворение Е. Благининой «Подарок», а потом задают вопросы: «Какая игрушка была любимой у девочки? Жалко или нет ей было отдавать игрушку подруге? Почему же она отдала игрушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?»
Подсерия 2 — участвуют те же дети. Экспериментатор создает ситуации, в которых дети должны поделиться игрушками. В комнату, где проходит исследование, приглашают сначала одного ребенка, показывают ему новую яркую игрушку и предлагают поиграть с ней. В момент, когда ребенок наиболее увлечен игрой, приглашают второго. В протоколе фиксируют поведение, речь и эмоциональные реакции детей.
Обработка данных. Анализируют, насколько осознаны детьми нравственные нормы и как это зависит от возраста дошкольников. Соответственно распределяют испытуемых по 4 уровням осознания нравственных норм:
1. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
2. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
3. Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
4. Ребенок не может оценить поступки детей. В третьей серии сопоставляют реальное и предполагаемое поведение детей и делают вывод о том, насколько они соответствуют друг другу, как это соответствие зависит от возраста [14].
Методика.
Автор методики: А.С. Золотнякова.
Цель исследования: изучение мотивов поведения в ситуации выбора.
Стимульный материал: Для первой серии подобрать несколько игрушек, интересных для старшего дошкольника. Продумать малоинтересную для ребенка, но нужную для других людей деятельность (например, разложить по коробочкам полоски бумаги разной ширины).
Для второй серии приготовить мел, нарисовать на бумаге 2 круга диаметром не менее 50 см, расстояние между кругами 20 см, над первым кругом изображен 1 человек, над вторым — 3.
Иструкция:
Первая серия. Эксперимент проводится индивидуально. Испытуемого ставят в сложную ситуацию, он должен сделать выбор: заняться малопривлекательным делом или поиграть интересными игрушками.
Вторая серия. Участвуют те же дети, объединенные в 2 группы (группы формируют с учетом желаний детей). Проводится игра-соревнование на точность попадания мяча в цель. Детям предлагают: «Давайте поиграем в мяч. У вас две команды. Каждый член команды может бросить мяч пять раз. Если он бросит мяч в левый круг, то очки идут в его пользу, если в правый — в пользу команды, если мяч не попадает в цель, то можно по желанию вычитать очки или из личных, или из командных». Перед каждым броском экспериментатор спрашивает ребенка, в какой круг он бросит мяч.
Обработка данных. Подсчитывают, сколько детей в первой и второй сериях проявляли личную мотивацию, сколько общественную. Результаты оформляют в таблицу. Определяют, насколько эти виды мотивации устойчивы.
Отмечают, в какой степени общественная мотивация зависит от характера экспериментальной ситуации. При этом учитывают, что в первой серии ребенок делает выбор индивидуально, а во второй — в присутствии сверстников [1].
Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.
Выводы по II главе
В содержании культуры поведения дошкольников
можно условно выделить следующие компоненты:
культура деятельности, культура общения,
культурно-гигиенические навыки и привычки,
эффективное формирование которых осуществляется
в единстве и целостности использования
различных видов деятельности (игра, труд,
занятия).
Методика по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста включает основные способы педагогического воздействия на детей и всевозможные игры. Используя разнообразные методы и приемы в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры поведения, воспитателю необходимо опираться на следующие принципы: системность, опора на положительное, гуманизация воспитательного процесса, личностно-деятельностный подход, единство воспитательных воздействий.
Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.
Заключение
Выводы, как ответы на задачи
При написании дипломной работы, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определили сущность ключевых понятий. Проанализировали теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Выявили критерии воспитанности детей дошкольного возраста. Раскрыли
сущность понятия культуры поведения
и методику ее формирования у детей старшего
дошкольного возраста. Выделили основные
методы диагностики сформированности
воспитанности, культуры поведения детей
старшего дошкольного возраста и дали
им теоретическое обоснование.
На
основе проведенного исследования можно
сделать следующие выводы: