Культура профессиональной речи педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 01:12, реферат

Краткое описание

Каждый человек, который трудится в какой-либо профессиональной сфере, использует язык не только как средство общения, но и как инструмент своей деятельности. Например, актеры, журналисты, переводчики, должны уметь не только красиво и правильно говорить, но и владеть определенными терминами и профессионализмами, т.е. иметь высокий уровень культуры речи, ведь речевая культура – это своеобразная характеристика профессиональной пригодности. Овладевать речью во всей ее полноте и значимости все люди учатся у учителя, поэтому профессиональная речь педагога, являясь средством передачи информации, в то же время является тем инструментом, с помощью которого решаются задачи обучения и воспитания. Именно обучающая и воспитывающая направленность речи учителя предполагает особый подход к отбору информации, а также ее интерпретации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Оратор и его аудитория……………………………………………………………5
Основные этапы подготовки к выступлению……………………………………7
Основные направления работы учителя начальной школы в развитии культурно-речевых навыков учащихся……………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………………..11
Список использованных источников…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

РЕСПУБЛИКИ  КОМИ

 

Воркутинский  педагогический колледж

 

 

Специальность 050709 Преподавание в начальных классах

 

Дисциплина  Русский язык и культура речи

 

 

 

 

 

Культура профессиональной речи педагога

 

 

Реферат

 

 

 

 

Выполнила студентка

Группы 11 – У

Егорченкова

Ольга Викторовна

__________________

(подпись)

 

 

Научный руководитель

Самсонова

Татьяна Ивановна

____________________

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

Воркута

2007

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………………3

  1. Оратор и его аудитория……………………………………………………………5
  2. Основные этапы подготовки к выступлению……………………………………7
  3. Основные направления работы учителя начальной школы в развитии культурно-речевых навыков учащихся……………………………………………………….9

Заключение………………………………………………………………………………..11

Список использованных источников………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Речь учителя  служит образцом, который воспроизводит  ребенок и по которому он учится строить свою речь. (В.Ф.Русецкий)

 

Каждый человек, который  трудится в какой-либо профессиональной сфере, использует язык не только как средство общения, но и как инструмент своей деятельности. Например, актеры, журналисты, переводчики, должны уметь не только красиво и правильно говорить, но и владеть определенными терминами и профессионализмами, т.е. иметь высокий уровень культуры речи, ведь речевая культура – это своеобразная характеристика профессиональной пригодности. Овладевать речью во всей ее полноте и значимости все люди учатся у учителя, поэтому профессиональная речь педагога, являясь средством передачи информации, в то же время является тем инструментом, с помощью которого решаются задачи обучения и воспитания. Именно обучающая и воспитывающая направленность речи учителя предполагает особый подход к отбору информации, а также ее интерпретации. Таким образом, главное в речи педагога – качество ее языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда, поэтому повышение речевой культуры учителя – необходимая составная часть совершенствования его педагогического мастерства. Понятие профессиональной культуры, в частности культуры педагогической, объединяет в себе как личностные человеческие качества, так и такие, которые, в первую очередь, базируются на владении речью и речевой деятельностью во всех ее механизмах – чтении, говорении, аудировании и письме.

Каковы же основные требования, предъявляемые к речи педагога современным обществом? Во-первых, педагог должен уметь определять содержание и форму выражения своих мыслей в соответствии с уровнем развития мышления, уровнем общей и языковой культуры. Во-вторых, педагог обязан следовать законам языка при оформлении любого высказывания. В-третьих, педагогу следует учитывать речевые и психологические законы для успешного достижения целей коммуникации.

Целью нашего реферата является рассмотрение сущности культуры профессиональной речи педагога. Также, исходя из цели, нами были определены задачи исследования:

  • изучить вопрос об ораторском искусстве;
  • исследовать основные компоненты и этапы разработки ораторской речи;
  • определить основные направления работы учителя начальной школы в развитии культурно-речевых навыков учащихся.

Приступая к исследованию, можно сказать, что проблема эта  интересовала и интересует не только педагогов, но и каждого из нас, т.к. именно от культуры профессиональной речи учителя зависит речевая культура русского человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Оратор и его аудитория

 

Каждый преподаватель  заинтересован в успехе своего выступления, в положительном результате общения. Для этого он должен быть мастером красноречия, иными словами, владеть ораторским искусством.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее  условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями, ведь речь произносится, чтобы ее слушали, правильно воспринимали, запоминали, и если аудитория во время речи занимается «своими» делами, то усилия и труды выступающего пропадают даром, действенность такого выступления сводится к нулю.

Контакт – это взаимопонимание  между выступающим и слушателями. Он возникает на основе совместной мыслительной деятельности, т.е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы и испытывать сходные переживания. Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (поза, сосредоточенный взгляд), «рабочая» тишина в зале. Если оратор говорит уверенно, естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории.

Следует иметь в виду, что оратору порой удается  установить контакт только с частью слушателей. Можно сказать, что контакт  – это величина переменная. Он может  быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления. Для того чтобы от начала и до конца речи со слушателями был установлен устойчивый контакт, необходимо учитывать ряд факторов: это интересное содержание выступления, новизна в освещении проблемы и актуальность вопроса. Но как бы ни интересно было выступление, внимание со временем притупляется, и человек перестает слушать. Борьба с утомлением внимания – важная задача, о которой не должен забывать оратор. Для привлечения внимания рекомендуется прервать речь, сделать паузу. К приемам привлечения внимания аудитории можно отнести и вопросно-ответный ход. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, т.к. он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы. Также важно учитывать особенности аудитории. Прежде всего, однородна она или неоднородна, т.е. возраст, пол, национальность, настроение слушателей. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция и тем легче выступать. И, наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

На установление контакта влияют также некоторые особенности психологии слушателей. Даже само появление оратора оказывает психологическое влияние на аудиторию. Поэтому оратору надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением. Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. Также аудитория внимательно следит за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения. Также на взаимоотношения оратора и аудитории существенно влияет форма преподнесения материала.

Одним словом, оратору нужна хорошая психологическая подготовка. Он должен уметь определенным образом настроить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные этапы подготовки к выступлению

 

Подготовка к выступлению  – очень важное и ответственное  дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».

Рассмотрим основные этапы разработки ораторской речи.

Подготовка к любому выступлению  начинается с определения темы речи. Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Хорошая формулировка темы определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала. В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. Чтобы выступление получилось содержательным лучше использовать не один источник, а несколько. Также нельзя забывать и о так называемом местном материале, т.е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Важнейший этап подготовки ораторской речи – изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, т.е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал и т.д. Важно обратить внимание на год издания книги. Если заинтересовавшая книга выпущена 10-20 лет назад, то приведенные в ней сведения могли устареть, поэтому требуется ознакомиться и с новой литературой по интересующему вопросу.

Во время чтения важно  уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы. Верный признак понимания прочитанного – умение передать его содержание своими словами. Этот навык особенно необходим для оратора, который постоянно делится своими знаниями с аудиторией, воспроизводит по памяти содержание статей, брошюр, книг.

При подготовке к лекции нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Работать с книгой нужно систематично и последовательно, а не урывками, от случая к случаю.

Приступая к работе над  композицией речи необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план.

После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, ее значение, формулируется цель, кратко излагается история вопроса. Также может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься и глубже осмыслить высказанное положение. Эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Конец речи должен закруглить ее, т.е. связать с началом. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся задачи, которые вытекают из содержания выступления. Продумывая заключение, особенно тщательно надо поработать над последними словами. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.

Наиболее ответственной  является главная часть выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Выступление не должно содержать  фактов, примеров и т.п., не относящихся  к обсуждаемому предмету. Необходимо, чтобы речь оратора была экономной  и краткой.

Исходя из всего вышеперечисленного, мы можем обобщить, что настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу и проанализировать свои идеи.

 

 

 

 

 

3. Основные направления работы учителя начальной школы в развитии культурно-речевых навыков учащихся

 

Освоение речи имеет  значение не только для умственного  и психического развития ребенка. Оно  также играет огромную роль в развитии первых нравственных оценок. Эти оценки усваиваются посредством речи и  эмоционального отношения взрослых. Речевое воспитание способствует тому, чтобы уже у малыша выработалось правильное отношение к хорошему и плохому, к красивому и безобразному. И впоследствии из этого вырастут подлинные нравственные чувства и понятия зрелого человека.

Методически верное и  плодотворное для ребенка руководство его речевым развитием начинается с наблюдения. Подчеркивая огромное значение изучения детской речи и для педагогики, и для лингвистики, А.А. Леонтьев писал: «…Чтобы внести вклад в науку о детской речи, совсем не нужно быть лингвистом и психологом. Достаточно быть просто-напросто внимательным наблюдательным человеком». Наблюдение за детской речью, ее анализ позволяет лучше понять психологические особенности ребенка и наметить пути его развития и воспитания. В то же время это расширяет собственный педагогический опыт учителя, уточняет его знания о механизмах детского мышления, психического развития и речевой деятельности. Один из отечественных лингвистов, А.Н. Гвоздев, в течение восьми лет изо дня в день фиксировал речь своего сына и на основе этих записей написал книгу «Формирование у ребенка речевого строя русского языка», в которой сопоставил словотворчество ребенка и потенциальные возможности языка. Самостоятельно ребенок не может постичь мир вещей. Передать ему человеческий опыт действий можно только при помощи языка. Общение ребенка со взрослыми побуждает его говорить, а само развитие речи определяет во многом его дальнейшее психическое развитие. И направить эту деятельность должен чуткий, понимающий ребенка педагог.

Формирование культуры речи у детей касается не только содержательной стороны речи, но и ее произносительной стороны. Как известно, запас звуков у ребенка богат. Среди произносимых им звуков есть и те, которые похожи на звуки языка, на котором говорят окружающие ребенка люди и который является его родным языком. Взрослые, имея развитый речевой слух, сформировавшийся в соответствии со звуковыми нормами родного языка, как бы прилаживают эти звуки к тем, которые имеются в их взрослой речи. Когда малыш слушает взрослого и подражает ему, он не просто воспроизводит свой лепет, но понемногу усваивает правильное произнесение звуков, звукосочетаний и слов. А если артикуляционная и фонетическая работа выполняется регулярно, целенаправленно и методически грамотно, то уже в детском возрасте у ребенка можно сформировать произносительные нормы речи.

Учитель начальной школы  продолжает работу по формированию и  развитию устной речи и начинает обучение детей речи письменной. Если учесть, что нынешние первоклассники в основном шестилетние дети, то для учителя особенно важно сохранять преемственность в обучении речевой деятельности и определять новые направления и задачи. В числе таких направлений – обучение ребенка чтению, которое является не только подготовкой ученика к последующей деятельности по усвоению школьного материала, но и важным условием умственного, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Чтение, пересказ прочитанного, рассказ увиденного развивают устную речь, внимание, память, мышление и воображение ребенка. А когда учитель обучает выразительности речи, составлению плана высказывания, обращает внимание на важность того, что речь ученика должна быть интересна другим, он формирует у ребенка коммуникативную и экспрессивную функции речи. Психологи утверждают, что первоклассник обостреннее реагирует на эмоциональный тон речи и сопутствующую ему экспрессию, чем на смысловое содержание речи. Это значит, что младший школьник легко подражает и будет копировать речевое поведение своего учителя.

Информация о работе Культура профессиональной речи педагога