Леворукие дети в праворуком мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:34, доклад

Краткое описание

Леворукость – это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребёнка.
Левши эмоционально нестабильны, хуже ориентируются в пространстве и времени, у них чаще возникают проблемы речевого развития, трудности при обучении чтению, письму и математике, особенно геометрии.

Вложенные файлы: 1 файл

«Леворукие дети в праворуком мире» Учитель начальных классов Мур.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Выступление на городском семинаре учителей начальных  классов по теме:

 

«Леворукие  дети в праворуком мире»      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Леворукость –  это не привычка, не болезнь, не результат  ошибок педагога, это один из вариантов  нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребёнка.

Левши эмоционально нестабильны, хуже ориентируются в пространстве и  времени, у них чаще возникают  проблемы речевого развития, трудности  при обучении чтению, письму и математике, особенно геометрии.

При этом левши обладают колоссальным творческим потенциалом, нестандартным  взглядом на мир, умеют находить нетривиальные  решения, казалось бы, неразрешимых задач, лучше справляются с ситуациями, в которых требуется интуиция.

Среди левшей людей, оставивший заметный след в истории, в процентном отношении  гораздо больше, чем среди правшей.

Проблема адаптации  ребенка в жизни всегда волнует  родителей. И любое отклонение от общепринятых норм (не обязательно патологическое) вызывает у них опасения, Порой взрослые стремятся, во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты, для его же удобства. Чаще других под подобную "перековку" попадают леворукие дети. На рот стоит ли подвергать их такому "перевоспитанию"?

В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие.- проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления.

Большая часть человечества - праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран - от 5 до 30%. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, то есть наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидекстры - люди, одинаково хорошо владеющие и той и другой конечностью.

Число левшей заметно  сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость  исчезает сама по себе. Просто "агрессивность" праворукой среды заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом.

 

                                                      Дети -левши с точки зрения науки


Мир детей-левшей так причудлив и многообразен, что в суете его не так просто разгадать. Но не создается ли у вас впечатление, что общение с этим ребёнком, обучение этого ребёнка возможно только на эмоциях, только на уважении и понимании его особенностей, только на желании найти, раскопать и увеличить его оригинальные возможности? Да, конечно. Они очень чувствительны, эти дети. Без положительного подкрепления они «вянут».

Почему же они такие?

Казалось  бы, организация мозговой деятельности у левшей должна быть такая же, как у правшей, но в зеркальном отражении. Но это вовсе не так! Левша устроен и развивается совершенно по другим законам. У левши оба полушария, как правило, более автономны по своей работе, межполушарные взаимодействия формируются гораздо позже, чем у правши. В повседневной жизни это проявляется так: ребёнок часто не слышит обращенного к нему вопроса, часто не может объяснить смысл слова, обращенной к нему речи. Часто «левшонок» делает неправильные выводы из прочитанного рассказа или трактует нестандартно жизненную ситуацию.

Локализация функций носит более «размытый» характер. Функции не имеют точного распределения ни по полушариям, ни внутри полушария и формируются только при хорошо сбалансированным воспитании ребенка или в ходе специальных занятий. Если ребёнок-левша не получает должного воспитания и развития, по своей мозговой организации, он остается «вечным ребёнком». Может быть, отсюда нестандартные поступки, наивные суждения, жизненная неприспособленность некоторых левшей? Плюс ко всему у левши доминирует правое, образное, полушарие. Отсюда - богатое воображение, фантазии и страхи.

У левшей гораздо позже, чем у правшей, формируется фонематический слух, а любой недостаток устной речи, естественно, отражается на речи письменной. Родители в большинстве случаев не замечают недостатков своего ребенка-левши, потому что фантазии, сложные высказывания и нестандартные фразы ре-бенка принимают за проявления гениальности. Левша действительно часто талантлив. Но только хорошо воспитанный и организованный левша.

Человеку даны два  мира: мир реальный - тот, в котором  он живет, и мир внутренний, отражающий существующую действительность. Левши - дети, которым он дан в большей степени, чем другим. Они воспринимают реальный мир в большем объеме и пытаются подстроить его под внутренний, идеальный мир. Зачастую они сами не знают, откуда тот или иной сюжет, - и от этого их фантазии и высказывания кажутся столь необычными, от этого страхи столь отчетливы.

Возможности внутреннего  мира поистине безграничны. По сравнению  с ним реалии настоящего кажутся  этим детям недостойными внимания - всё то, что отрывает их от мира собственных  ощущений: беспорядка в комнате, ошибок в тетради они просто не замечают... но образы из их мира рано или поздно при благоприятной обстановке переносятся ими в реальную действительность в виде художественных, музыкальных и литературных произведений, которые как бы приоткрывают перед нами дверь в мир внутренний, давая возможность почувствовать его завораживающую глубину.

 

                                Как выявить леворукость?

 

Некоторые признаки этого  явления у ребенка можно уловить  в самом раннем возрасте. Однако, по мнению большинства исследователей, до 4 -5 лет делать какие-либо прогнозы малоэффективно. Начиная с 4 - 5 месяцев и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4 лет руки малыша практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками, и только после этого возраста, то есть с 4 - 4,5 лет, формируется стойкое предпочтение одной из них.

Тут самое время понаблюдать  за двигательной активностью своего ребенка. Например, присмотреться, как он развязывает узелок, складывает кубики или собирает конструктор. Наблюдение покажет, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение,/а другая удерживает предмет.

Можно использовать специальные  игровые задания. Часть из них - бытовые, часто используемые - дети выполняют обеими руками, поэтому некоторые задания даются в двух вариантах. Это позволяет более точно выделить ведущую руку.

Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий. Здесь важно все: где сидит взрослый, что он делает, что говорит.

1.  Не следует фиксировать внимание ребенка на том, что у него пытаются что-то определить. Лучше сказать: "Сейчас мы с тобой поиграем", или, "Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить".

2.  Взрослый обязательно  должен сидеть за столом напротив ребенка.

3.  Все приспособления, пособия, предметы следует класть  перед малышом строго на середину  стола, на равном расстоянии  от правой и левой руки. Хорошо, если коробочки, бусины, мяч, ножницы  и прочий материал для тестирования будет разложен рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел и не отвлекался.

 

Задания:

 

  • Рисование;   
  • Открывание спичечного коробка; 
  • Построение домика из спичечного коробка;   
  • Игра в мяч; 
  • Вырезание ножницами по контуру рисунка; 
  • Нанизывание бисера на иголку с ниткой или шнурок; 
  • Выполнение вращательных движений (открывание и закрывание крышек); 
  • Развязывание узелков;   
  • Построение домика из кубиков;  

При выраженном предпочтении левой руки знак плюс ( + ) ставится в  столбец "левой рукой", при предпочтении правой - в столбец "правой рукой". Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, плюс ставится в столбец "обеими руками". Если в семье есть леворукие родители, браться, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в столбец "левой рукой", если нет - в столбец "правой рукой". Если получается больше семи плюсов (70% заданий) в столбце "левой рукой", то ребенок, скорее всего, леворук.

Порой перечисленные  задания не позволяют определить ведущую руку, тогда можно использовать дополнительные задания:

  • Сложить фигуры из спичек.
  • Наколоть, нанизать (на стержень, иголку, пшурок) пуговицы, бусины.
  • Почистить обувь щеткой.
  • Намотать нитку на катушку.
  • Перелить воду из одного сосуда в другой.
  • Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
  • Отвинтить гайку (рукой, ключом).
  • Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.
  • Разложить (раздать) карточки.
  • Проколоть дырочки (5-6 ударов).
  • Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
  • Продеть нитку в иголку.
  • Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.
  • Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
  • Достать бусинку ложкой из стакана.
  • Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
  • Закрыть, открыть молнию на сумке.
  • Взять стакан и сделать несколько глотков воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Подготовка леворукого ребёнка к школе

 

Для детей-левшей необходимы занятия по развитию содружественного действия обеих рук. Желательно, чтобы  ребёнок посещал бассейн, баскетбольные занятия, занятия большим теннисом.

Очень полезны будут  занятия лепкой, выполнение плетения, вышивание. При занятии рисованием важно использовать элементы декоративного  рисования, аппликации, основанные на чередовании и ряде элементов. Можно предложить составление узоров на обмазанной пластилином поверхности (картон, бутылка, банка), украшая их семенами овощей, фруктов.

Важным элементом занятий  при подготовке левшей к школе  являются зрительные диктанты, для  которых используются геометрические фигуры, трафареты. Проводятся диктанты следующим образом:

а)      ребёнок      рассматривает     ряд      фигур      или      изображений;

б)   перечисляет   их   несколько   раз,   запоминая   последовательность;

в)  образец закрывается, и ребёнок по памяти воспроизводит  этот ряд;

г) образец открывается и проверяется правильность выполнения. Уважаемые родители, важно помнить, что при пересчете предметов необходимо следить за лево - правосторонним направлением ряда. Если во время занятий вы заметили, что ребёнок пишет зрительными буквами, то для предупреждения такой проблемы, как оптическая дисграфия рекомендую следующие упражнения:

•    заполнить  целую строчку какой-то повторяющееся  буквой и несколько букв среди  них прописать зеркально, потом  попросить ребёнка найти правильно  написанную букву;

•    "забыть" дописать какой-нибудь элемент буквы  и предложить ребёнку самостоятельно восстановить букву.

Когда малыш научиться  писать, скорее всего, вы увидите, что  написанные им буквы имеют левый наклон или не имеют наклона вообще. Не стоит пытаться заставлять ребёнка-левшу писать обязательно с наклоном. Ему это будет очень трудно сделать. Также не следует требовать от ребёнка безотрывного письма.

Дошкольники-левши имеют  трудности при общении с книгой. Обычно трудности в формировании навыков чтения видят в нарушении зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти. Сочетание нарушений зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации провоцирует трудности овладения навыками чтения и письма.

Определить уровень зрительно-моторных координации очень просто. Ребенок, у которого зрительно-моторные координации не нарушены, как правило, к 6 годам может точно скопировать круг, треугольник и другие геометрические фигуры.

Обнаружить нарушения  зрительно-пространственного восприятия тоже нетрудно. Достаточно дать ребенку лист и карандаш и попросить его представить себя сидящим за рулем автомобиля. Малыш будет по вашей просьбе чертить маршрут, который Вы ему говорите. Листок с начерченными линиями подскажет, в чем ошибки его восприятия.

Не все дети проявляют  живой интерес к книгам, но картинки обычно увлекают ребёнка. И, выбирая для него книгу, нужно позаботиться не о том, насколько ему будет интересен сюжет, а о том, чтобы в этой книжке были такие картинки, которые помогли вашему малышу увлечься изображением и по вашей просьбе рассказать о том, что нарисовано на книжных страницах.

Помните: если вы занимаетесь с ребёнком не при  дневном свете, то свет должен падать слева. Левше всегда рекомендуется  ставить настольную лампу справа от себя. А если вы с ребёнком не пишете, а читаете книгу, то в этом случае важно помнить об одной особенности левшей: они хуже воспринимают то, что расположено слева от них. Поэтому, показывая книжку с картинками, расположите её правее от ребенка.

Информация о работе Леворукие дети в праворуком мире