Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 07:31, курс лекций
Возникновение и становление педагогической профессии
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена.
Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность.
11. Содержание практической готовности учителя
Содержание
практической готовности выражается во
внешних (предметных) умениях, т.е. в
действиях, которые можно наблюдать.
К ним относятся
Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе. К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные.
Мобилизационные умения связаны с
привлечением внимания учащихся и развитием
у них устойчивых интересов к учению, труду
и другим видам деятельности; формированием
потребности в знаниях и вооружением учащихся
навыками учебной работы и основами научной
организации учебного труда; стимулированием
актуализации знаний и жизненного опыта
воспитанников в целях формирования у
них активного, самостоятельного и творческого
отношения к явлениям окружающей действительности;
созданием специальных ситуаций для проявления
воспитанниками нравственных проступков;
разумным использованием методов поощрения
и наказания, созданием атмосферы совместного
переживания и т.п.
Информационные
умения. Обычно их связывают только
с непосредственным изложением учебной
информации, в то время как они имеют место
и в способах ее получения. Это умения
и навыки работы с печатными источниками
и библиографирования, умения добывать
информацию из других источников и дидактически
ее преобразовывать, т.е. умения интерпретировать
и адаптировать информацию к задачам обучения
и воспитания.
На этапе непосредственного общения с
воспитанниками информационные умения
проявляются в способности ясно и четко
излагать учебный материал, учитывая специфику
предмета, уровень подготовленности учащихся,
их жизненный опыт и возраст; логически
правильно построить и вести конкретный
рассказ, объяснение, беседу, проблемное
изложение; органично сочетать использование
индуктивного и дедуктивного путей изложения
материала; формулировать вопросы в доступной
форме, кратко, четко и выразительно; применять
технические средства, электронно-вычислительную
технику и средства наглядности; выражать
мысль с помощью графиков, диаграмм, схем,
рисунков; оперативно диагностировать
характер и уровень усвоения учащимися
нового материала с использованием разнообразных
методов; перестраивать в случае необходимости
план и ход изложения материала.
Развивающие умения предполагают
определение "зоны ближайшего развития"
(Л.С.Выготский) отдельных учащихся, класса
в целом; создание проблемных ситуаций
и других условий для развития познавательных
процессов, чувств и воли воспитанников;
стимулирование познавательной самостоятельности
и творческого мышления, потребности в
установлении логических (частного к общему,
вида к роду, посылки к следствию, конкретного
к абстрактному) и функциональных (причины
— следствия, цели — средства, качества
— количества, действия — результата)
отношений; формирование и постановку
вопросов, требующих применения усвоенных
ранее знаний; создание условий для развития
индивидуальных особенностей, осуществление
в этих целях индивидуального подхода
к учащимся.
Ориентационные
умения направлены на формирование
морально-ценностных установок воспитанников
и научного мировоззрения, привитие устойчивого
интереса к учебной деятельности и науке,
к производству и профессиональной деятельности,
соответствующей личным склонностям и
возможностям детей; организацию совместной
творческой деятельности, имеющей своей
целью развитие социально значимых качеств
личности.
Организаторские
умения учителя-воспитателя неразрывно
связаны с коммуникативными, от которых
зависит установление педагогически
целесообразных взаимоотношений учителя
с учащимися, учителями-коллегами, родителями.
Так, с помощью слова педагог
формирует положительную
поиска и совместных раздумий. С помощью
слова создается психологический климат
в классе, преодолеваются личностные барьеры,
формируются межличностные отношения,
создаются ситуации, стимулирующие самообразование
и самовоспитание.
Коммуникативные
умения учителя-воспитателя структурно
могут быть представлены как взаимосвязанные
группы перцептивных умений, собственно
умений общения (вербального) и умений
и навыков педагогической техники.
Перцептивные умения. Обращение
к работам А.А.Бодалева и его сотрудников,
в которых раскрывается проблема восприятия
человека человеком, позволяет очертить
круг профессионально-педагогических
умений, необходимых педагогу на этапе
зондирования особенностей другого субъекта
общения и его расположенности к общению.
Проявляясь на начальном этапе общения,
они сводятся к наиболее общему умению
понимать других (учащихся, учителей, родителей).
А для этого необходимо
знание прежде всего ценностных ориентацией
другого человека, которые находят выражение
в его идеалах, потребностях и интересах,
в уровне притязаний. Необходимо также
и знание имеющихся у человека представлений
о себе, знание того, что человеку в самом
себе нравится, что он приписывает себе,
против чего возражает.
Совокупность перцептивных умений можно
представить следующим взаимосвязанным
рядом:
воспринимать и адекватно интерпретировать
информацию о сигналах от партнера по
общению, получаемых в ходе совместной
деятельности;
глубоко проникать в личностную суть других
людей; устанавливать индивидуальное
своеобразие человека; на основе быстрой
оценки внешних характеристик человека
и манер поведения определять внутренний
мир, направленность и возможные будущие
действия человека;
определять, к какому типу личности и темперамента
относится человек; по незначительным
признакам улавливать характер переживаний,
состояние человека, его причастность
или непричастность к тем или иным событиям;
находить в действиях и других проявлениях
человека признаки, отличающие его от
других и самого себя в сходных обстоятельствах
в прошлом;
видеть главное в другом человеке, правильно
определять его отношение к социальным
ценностям, учитывать в поведении людей
"поправки" на воспринимающего, противостоять
стереотипам восприятия другого человека
(идеализация, "эффект ореола" и др.).
Данные об учащихся, полученные в результате
"включения" перцептивных умений,
составляют необходимую предпосылку успешности
педагогического общения на всех этапах
педагогического процесса.
Умения педагогического
Организация непосредственного общения
требует владения умением осуществлять коммуникативную
атаку, т.е. привлекать к себе внимание.
В.А.Кан-Калик описывает четыре способа
привлечения внимания другого субъекта
общения: речевой вариант (вербальное
обращение к учащимся); пауза с активным
внутренним общением (требованием внимания);
двигательно-знаковый вариант (развешивание
таблиц, наглядных пособий, запись на доске
и т.п.); смешанный вариант, включающий
в себя элементы трех предыдущих.
На этом этапе
необходимы также умения устанавливать психологический
контакт с классом, способствующий
передаче информации и ее восприятию учащимися;
создавать обстановку коллективного поиска,
совместной творческой деятельности;
вызывать настроенность воспитанников
на общение с педагогом и его предметом
преподавания.
Управление общением в педагогическом
процессе изначально предполагает умение
органично и последовательно действовать
в публичной обстановке (умение общаться
на людях); организовывать совместную
с учащимися творческую деятельность;
целенаправленно поддерживать общение
введением элементов беседы, риторических
вопросов и т.п.
Успешное управление педагогическим общением
требует умений распределять внимание
и поддерживать его устойчивость;
выбирать по отношению к классу и отдельным
учащимся наиболее подходящий способ
поведения и обращения, который бы обеспечивал
их готовность к восприятию информации,
помогал снимать психологический барьер
возраста и опыта, приближал ученика к
учителю; анализировать поступки воспитанников,
видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются,
определять их поведение в различных ситуациях;
создавать опыт эмоциональных переживаний
учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия
в классе.
Установлению обратной связи в процессе общения помогают эмпатийные процессы, возникающие в ходе взаимодействия педагога и воспитанников. Эмоциональная обратная связь достигается через умения по поведению учащихся, их глазам и лицам улавливать общий психологический настрой класса; чувствовать
в процессе общения наступление момента изменения в эмоциональных состояниях учащихся; их готовность работать; своевременно видеть выключение отдельных учащихся из общей деятельности.
Одним из средств,
повышающих эффективность коммуникативного
действия, является педагогическая техника, которая
представляет собой совокупность умений
и навыков, необходимых для педагогического
стимулирования активности как отдельных
учащихся, так и коллектива в целом: умения
выбрать правильный стиль и тон в обращении
с воспитанниками, управлять их вниманием,
чувство темпа и др.
Умения педагогической техники — необходимое
условие овладения технологией общения.
Особое место в их ряду занимает развитие
речи учителя как одного из важнейших
воспитательных средств. Необходимая
в деятельности педагога культура речи
— это владение словом, правильная дикция,
правильное дыхание и правильная мимика
и жестикуляция.
Кроме названных к умениям и навыкам педагогической
техники необходимо отнести следующие:
управлять своим телом, снимать мышечное
напряжение в процессе выполнения педагогических
действий; регулировать свои психические
состояния;
вызывать "по заказу" чувства удивления,
радости, гнева и т.п.;
владеть техникой интонирования для выражения
разных чувств (просьбы, требования, вопроса,
приказа, совета, пожелания и т.п.); располагать
к себе собеседника; образно передавать
информацию и др.
Для успешного осуществления педагогической
деятельности очень важно, чтобы учитель,
воспитатель в совершенстве владели хотя
бы одним из обширной группы прикладных умений: художественных
(петь, рисовать, играть на музыкальных
инструментах и др.); организаторских,
овладеть которыми возможно практически
каждому (например, массовик-затейник,
тренер-общественник по одному или нескольким
видам спорта, инструктор по туризму, экскурсовод,
лектор-пропагандист, инструктор по сельскохозяйственному
труду и труду в мастерских, руководитель
кружка и др.).
12. Педагогическое мастерство и его компоненты
Одни считают, что педагогическое мастерство – это особое состояние человека, профессиональным занятием которого является педагогика, это то, чему можно подражать и к чему можно стремиться. Другие в мастерстве видят огромный труд, постоянный поиск, непрекращающееся самообразование, применение старого опыта в сочетании с новыми технологиями.
Мастерство в широком понимании характеризуется как исключительное умение специалиста в определенной деятельности достигать наилучших показателей при наименьших затратах труда, времени и материалов. Педагогическое мастерство правомерно рассматривать как важнейшее качество личности преподавателя, которое обусловливается высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи Размышляя над проблемами формирования педагогического мастерства, А.С. Макаренко говорил: «Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен быть прекрасным мастером педагог».
Из каких составляющих складыва
1. Духовность преподавателя. Мастер должен иметь огромное желание преподавать и общаться со студентами и это должно быть главной радостью его существования.
2. Глубинное знание своего предмета. Преподаватель обязан уметь интегрировать знания как в самом предмете, так и владеть обширными знаниями родственных предметов. Он должен знать разнообразные исторические сведения, занимательные факты, примеры современного этапа развития науки, которой обучает студентов.
3. Знание целей и задач обучения. Не зная их, преподаватели только передают знания по теме, и часто студенты не понимают, зачем учат данный предмет, какой вклад он вносит в миропонимание.
4. Умение владеть технологией отбора материала к занятию, к теме. Часто преподаватель, зная многое о своем предмете, не способен научить студентов. И все потому, что он не владеет технологией отбора материала к теме, к данному занятию.
5. Знание, понимание и владение методами обучения. Есть определенная закономерность, определенная динамика видоизменений методов обучения в зависимости от цели занятия, отобранного материала занятия и результата, который мы хотим получить на данном занятии. Преподаватель-Мастер знает эту динамику, как и многообразие существующих методов обучения.
6. Понимание выбора форм обучения. Не следует придерживаться только одной формы обучения. Опытные преподаватели знают, как добывать знания, как экономить время для получения наибольшего эффекта в обучении. А это не что иное, как умелое сочетание форм обучения.
7. Средства обучения. Грамотный подбор средств обучения, рациональный подход к их отбору – мастерство преподавателя.
8. Умение четко представить себе, каким должен быть результат обучения. Результат и цели обучения должны совпадать. Но каждое занятие приносит свой результат. Каждый должен стремиться из суммы результатов всех занятий, получить результат обучения.
9. Мотивация учения. Создание обстановки, в которой студенты будут учиться на каждом занятии – это одна из основных составляющих мастерства преподавателя.
10. Артистизм. Артистизм преподавателя заключается в неподдельной искренности общения со студентами, это глубинная человечность во всех ее проявлениях, постоянное состояние понимания необходимости выполнения определенной цели.
11. Режиссура. Каждый преподаватель – режиссер своего занятия. Он должен стремиться планировать свою деятельность на протяжении всего периода обучения и конкретно на каждом занятии, подчиняя всю свою деятельность со студентами конкретной цели. При этом на каждом занятии будет подчинять своей режиссуре все свои устремления.