Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:59, лекция
Перспективы развития образования детей с ограниченными возможностями в Республике Казахстан.
Роль дополнительного образования в эффективной социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями развития.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в организациях дополнительного образования детей.
План лекции
На сегодняшний день проблема обучения, воспитания, развития детей с ограниченными возможностями развития является весьма острой и актуальной. Интегрировать личность с ограниченными возможностями, предоставить ей возможность развивать свои индивидуальные компетенции, снимая все возможные социальные препятствия (доступ к образованию, культурно-просветительным учреждениям и организациям, к информации, транспорту, преодоление негативного отношения), являются сегодня одной из основных задач в развитии гражданского общества. При этом, одной из ведущих задач эффективной интеграции человека с проблемами здоровья и в психофизическом развитии в общество является обеспечение ему возможности получить качественное образование. Признание в Республике Казахстан новых ценностей образования, как социальной системы, создающей условия для развития человека и общества, в свою очередь, оказало большое влияние на развитие инклюзивного образования. Одной из Программных целей Государственной программы развития образования РК на 2011 – 2020 гг. является «обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям». Планируется, что к 2020 году 50% детей с ограниченными возможностями будут обучаться в общеобразовательных школах
Развитие идей совместного обучения со здоровыми сверстниками детей с ограниченными возможностями — требования нынешнего дня. Это закономерный этап развития системы образования таких детей. Каждый ребенок с ограниченными возможностями должен иметь возможность реализовать свое право на получение образования в любом типе образовательной организации и получать при этом необходимую ему специальную помощь.
Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех людей, в плане приспособления к их разнообразным нуждам. Инклюзивное образование начинается с того, что признаётся наличие различий между учениками. При развитии инклюзивного подхода к обучению такие различия уважаются и являются основой образовательного процесса.
Дети в системе инклюзивного образования находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь.
Синонимы данного понятия – «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «дети с особыми образовательными потребностями», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «исключительные дети» и др.
К категории детей с ограниченными возможностями относятся:
Зачастую путь ребёнка с ограниченными возможностями развития в социуме начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Хотя некоторые из них всё же достигают неплохих результатов, но и они не реализуют в жизни полностью свои потенциальные возможности. Этому способствуют некоторые психологические особенности детей с ограниченными возможностями:
Отставание и своеобразие в развитии речевой и мыслительной деятельности у детей с ограниченными возможностями отрицательно сказывается на восприятии окружающего мира. Их чувственный опыт и, соответственно, представления об окружающем мире оказываются значительно беднее, чем у их нормально развивающихся ровесников.
Совершенно очевидно, что в результате мы получаем подростка, не имеющего определенных целей в жизни, с заниженной самооценкой и недоверием к окружающим людям. В результате возникает тенденция увеличения роста детской безнадзорности, преступности, наркомании, употребления спиртных напитков и табака. Для исправления данного положения используются в интегрированном виде ресурсы различных общественных секторов для обеспечения реабилитации детей с особыми образовательными потребностями: семья, школа, специалисты психолого-педагогического, социального и медицинского профиля.
Основной задачей любого вида образования в этих условиях становится предоставление возможности каждому ребёнку, с учётом его психофизических данных, достичь того уровня образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти достойное место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
2. Роль дополнительного образования в эффективной социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями развития
Дополнительное образование представляет собой важный ресурс для обеспечения эффективной социализации и реабилитации детей с особыми образовательными потребностями. Оно:
1. Способствует интеграции детей с особыми образовательными потребностями в среду сверстников.
2. Создает условия для коррекции познавательных, речевых и личностных особенностей посредством использования ресурсов той социальной среды, которая его окружает.
Дополнительное образование детей с особыми образовательными потребностями – это целенаправленный процесс воспитания и обучения, развития личности детей посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах каждого ребёнка.
Дополнительное образование - это, несомненно, педагогическое явление, обладающее целым рядом качеств, которые слабо выражены у общего образования: личностная ориентация, профильность, практическая направленность, мобильность, многофункциональность, разнообразие содержания, форм и методов образования. Именно это позволяет каждому ребёнку наиболее успешно сформировать мотивацию к познанию, к творчеству, а также к здоровому и нравственному образу жизни.
Цель деятельности педагогов дополнительного образования:
Достоинствами дополнительного образования является:
- сохранение уникальности каждого ребёнка в постоянно меняющемся социальном окружении,
- удовлетворение потребности ребёнка в познании себя,
- осмысление взаимосвязей и взаимообусловленности всех процессов в окружающем мире,
- формирование сопротивляемости личности отрицательным воздействиям.
Хотелось бы отметить о роли системы дополнительного образования при профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних. Очевидно, что чем больше дети заняты во внеурочное время, тем эффективнее работа по профилактике преступлений, связанных с несовершеннолетними. На наш взгляд, организации дополнительного образования являются наиболее открытой и доступной образовательной системой в плане педагогической помощи детям с ограниченными возможностями. Дополнительное образование существенно расширяет познания о творческих возможностях ребенка и его творческом потенциале, обеспечивает дальнейший успех в избранной сфере деятельности, формирует новый круг общения, способствует вовлечению в творческую деятельность не только ребенка, но и его ближайшего окружения.
3.Основные направления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в организациях дополнительного образования детей
Изучению природы, ее разнообразию и установлению различных причинно-следственных связей, существующих в окружающем мире придается огромное значение. Занятия в организациях дополнительного образования обогащают детей с нарушенным развитием представлениями об окружающем мире, служат развитию их наблюдательности и мышления.
С учетом перспективной тенденции включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс, занятия в организациях дополнительного образования ставят своей целью:
Таким образом, особенностью образовательного процесса в организациях дополнительного образования детей в условиях инклюзивного образования является проведение специальной работы по обогащению и уточнению фактических представлений и элементарных обобщений одновременно с формированием речи и словесного мышления. Особое внимание уделяется формированию представлений о биологическом равновесии в природе, которое выражается в том, что гибель одного природного фактора влечет гибель и разрушение других (например, вырубка леса ведет к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и др.). В связи со знакомством детей с природоохранительной работой важно привлекать их к различным видам общественно полезного труда и воспитывать положительное и бережное отношение к предметам и явлениям природы своего края.
Целью учебного плана в организациях дополнительного образования является создание условий для достижения социально-необходимого и личностно-значимого уровня образованности ребенка на основе его интересов и потребностей через оптимальное использование возможностей дополнительного экологического образования. Это достигается через решение следующих задач:
Достижение этой цели возможно при решении следующих задач обучения, воспитания и развития младших школьников:
В результате обучения воспитанников младшего школьного возраста по образовательным программам, наполняющим учебный план, выпускники должны владеть следующими компетенциями: