Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:46, реферат
Основными категориями педагогики являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение. Под формированием личности, которое раньше обозначалось термином «воспитание в широком смысле», понимается процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды.
При разработке специальной методики преддошкольного и дошкольного воспитания и обучения опираться на общие и специфические закономерности возрастного развития как в норме, так и при отклонениях в развитии.
Соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению: создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности, осуществлять коммуникативную направленность обучения, строго индивидуализировать обучение, всесторонне развивать у ребенка все продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, ручной труд, аппликации и т.п.
В коррекционной работе
использовать особые приемы и методики
с опорой на различные виды деятельности:
предметно- практическую, игровую, элементарную
трудовую, все виды продуктивной деятельности,
но основное внимание уделять игре как
ведущей деятельности этого возрастного
этапа развития. При проведении лечебно-педагогической
работы в преддошкольном и дошкольном
возрасте необходимо научно-практическое
обоснование каждого вида занятий в зависимости
от индивидуально-личностных, эмоциональных
и интеллектуальных возможностей и особенностей
данного ребенка: индивидуальных, подгрупповых,
фронтальных, а также дифференцированного
использования различных игр: дидактических,
сюжетно-ролевых, игр-инсценировок,музыкально-
Правильное воспитание ребенка с отклонениями в развитии возможно только в том случае, если родители и педагоги понимают правильно его проблемы и при этом семья и особенно мать сохраняют душевное равновесие. Только такая мать становится активным помощником педагогу и прежде всего своему малышу. Она старается как можно лучше понять проблемы своего ребенка, внимательно прислушивается к советам специалистов. Такая мать часто ведет дневник наблюдений за своим малышом. Ведение дневника очень важно не только для родителей, но и для специалистов, наблюдающих ребенка. Необходимым условием правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка является адекватное отношение близких к его состоянию. Поэтому родители, имеющие детей с отклонениями в развитии, нуждаются в квалифицированной помощи специалистов, моральной поддержке окружающих.
Для развития здорового и особенно больного ребенка большое значение имеете его общение с матерью, в ходе которого у ребенка формируется эмоционально-коммуникативное поведение, имеющее важное значение для всего дальнейшего психического развития.
Мы уже отмечали, что стресс матери, возникающий при рождении больного ребенка, мешает установлению нормальных взаимоотношений со своим малышом. Такая мать скована, напряжена, она редко улыбается, крайне непоследовательна и неровна в обращении с малышом. В результате в этой ситуации не только затруднено проведение лечебно-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию имеющихся нарушений и отклонений в развитии, но у ребенка еще и формируются вторичные невротические реакции, он растет нервным, возбудимым, у него в еще большей степени проявляется отставание в развитии, особенно задерживается развитие речи.
Для того, чтобы родители могли быть хорошими помощниками педагогу, важно, чтобы они не замыкались в своем горе, а, оставаясь активными членами общества, постепенно вводили в него и ребенка, постоянно расширяли его контакты с окружающим миром. Важно, чтобы больной ребенок не чувствовал своей исключительности или обделенности. Также необходимо, чтобы и мать не чувствовала себя виноватой или неполноценной, оставалась привлекательной и общительной, сохраняла свои интересы и увлечения, знакомых и друзей. Ни в коем случае не должны быть ущемлены и интересы здоровых братьев и сестер больного ребенка. Нередко здоровому ребенку в таких семьях уделяют мало внимания, требуют, чтобы он всегда уступал больному, не жаловался на его неадекватные поступки. Все это неблагоприятно отражается на развитии личности как больного, так и здорового ребенка, а также на психологическом климате семьи.
Совершенно недопустима и раздражительность взрослых по отношению к больному ребенку. Нельзя допускать, чтобы родители по пустякам кричали на ребенка, несправедливо наказывали его, ставя при этом в пример здорового брата или сестру и не учитывая при этом ограниченные возможности больного малыша.
При воспитании ребенка с отклонениями в развитии очень важно своевременно развивать у него навыки самообслуживания, включать его в жизнедеятельность семьи.
Родители больного ребенка должны быть в своей семье не только специалистами по лечебной педагогике, но и психотерапевтами. Создать нормальную психологическую обстановку в каждой семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, помогают объединения родителей в ассоциации. В настоящее время во всем мире, в том числе и в нашей стране, расширяется сеть ассоциаций родителей детей с отклонениями в развитии.
Лечебно-педагогическая и коррекционная работа с ребенком, имеющим отклонение в развитии — нелегкая задача. Очень важно, чтобы родители и педагоги относились к нему естественно, каков бы ни был у него дефект.
Таким образом, успех лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий зависит от возможности правильной совместной работы педагога-дефектолога, логопеда, врача, психологаи родителей.
Важной составной частью лечебно-педагогических мероприятий является раннее восстановительное и стимулирующее развитие лечение. Раннее применение специального лечения стимулирует развитие и способствует предупреждению необратимых изменений в нервной, мышечной и костной системах. Многие дети с отклонениями в развитии нуждаются в раннем комплексном лечении, в котором участвуют специалисты разного профиля: педиатр, детский невропатолог, детский психиатр, ортопед, врач или методист лечебной гимнастики. Часто необходима также консультация и лечение окулиста, сурдолога, эндокринолога, врача-генетика.
Особенно важное значение имеет специализированный уход и лечение в первые годы жизни, когда происходит наиболее интенсивное развитие мозга ребенка.
Большую роль в лечении ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии играют родители. Они должны прежде всего представлять, что лечение ребенка с поражением нервной системы и отклонениями в развитии — это длительный процесс, который должен осуществляться в тесной взаимосвязи с проведением специальных педагогических занятий, логопедической работы, занятий лечебной физкультурой. Мать необходимо научить специальным навыкам ухода за ребенком с учетом специфики его заболевания, основным приемам массажа, лечебной гимнастики, правилам ортопедического режима, приемам речевой терапии.
Лечебная педагогика является в настоящее время наиболее интенсивно разрабатываемой научно-практической дисциплиной. Ее становлению и развитию способствовали труды многих выдающихся отечественных и зарубежных психиатров, педагогов, психологов (В.П.Кащенко, Т.П.Симеон, Г.Е.Сухарева,
В.В.Ковалев, М.М.Певзнер, Я.Коменский, К.Д.Ушинский,
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Томас Й. Вейс и др.). Задачами лечебной педагогики являются стимуляция и коррекция развития эмоциональной, познавательной сферы, психомоторики, речи, личности, ребенка. Лечебно-педагогическая работа направлена на развитие у ребенка возможности и желания учиться.
Основным принципом лечебной педагогики является единство лечебного и педагогического процессов. При разработке программы педагогической и воспитательной работы педагог учитывает основные проявления ведущего нарушения, сохранные и компенсаторные возможности ребенка, специфику заболевания или отклонения в развитии, возраст.
Важным принципом лечебной педагогики является необходимость
индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом специфической структуры аномального развития, общего состояния здоровья, возраста и характерологических особенностей.
В основе всей лечебно-педагогической работы лежит эмоционально-положительное развивающее взаимодействие педагога и ребенка.
Поощрение, применяемое в процессе этого взаимодействия, формирует у ребенка чувство уверенности и положительную эмоциональную установку.
Лечебная педагогика неразрывно связана с психотерапией и прежде всего психотерапией семьи.
В настоящее время в России развита широкая сеть общественного дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии (ясли-сады, специальные детские сады и детские дома, дошкольные группы при специальных школах, специальные дошкольные группы при детских садах общего типа). Подобного типа учреждения имеются для всех категорий детей с отклонениями в развитии, за исключением детей с ранним детским
аутизмом. Психолого-педагогическая помощь этим детям оказывается
в специальных коррекционно-
5.1 Первый этап
Условно организацию лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии можно разделить на три этапа.
П е р в ы й э т а п — это специализированная помощь детям раннего возраста с поражением ЦНС и детям группы риска. Эта помощь начинает оказываться в родильном доме и продолжается в специализированных психоневрологических стационарах и отделениях многопрофильных больниц для новорожденных и грудных детей, затем в амбулаторных условиях под наблюдением детского невропатолога или психиатра, а также в специализированных детских яслях и домах ребенка.
На первом этапе особо важное значение придается медицинской помощи и комплексным лечебно-коррекционным мероприятиям, направленным на исправление имеющихся нарушений и предупреждение дальнейших возможных отклонений в психомоторном развитии. Первый этап, наряду с лечебными задачами, имеет общее профилактическое направление, поскольку от своевременной и рациональной помощи новорожденным, детям грудного и раннего возраста часто зависит тяжесть последующих отклонений в развитии.
В родильных домах имеются специальные палаты для лечения и выхаживания детей, родившихся в асфиксии, перенесших родовую травму, недоношенных, а также детей с врожденными пороками развития или имеющих признаки повреждения ЦНС. В лабораториях крупных родильных домов с помощью биохимических, иммунологических и цитогенетических методов обследования, а также использования ультразвуковой аппаратуры возможна ранняя диагностика многих заболеваний ЦНС.
В родильных домах имеются также палаты интенсивного лечения. Детей с наиболее тяжелыми поражениями ЦНС переводят в специальные центры новорожденных, где проводят интенсивное лечение, в отдельных случаях с ранними нейрохирургическими вмешательствами, направленными на предупреждение необратимых изменений головного мозга. В дальнейшем их направляют в специализированные стационары для новорожденных и грудных детей. В стационарах уточняется диагностика патологии нервной системы и проводится восстановительное лечение, которое, кроме медика-ментозного, включает специальные комплексы лечебной физкультуры и массажа, физиотерапии, ортопедические мероприятия, а также раннюю логопедическую и педагогическую работу.
После выписки из стационара дети с поражением ЦНС, а также из групп риска проходят лечение в амбулаторных условиях под наблюдением детского невропатолога или психиатра. В районных поликлиниках организуются отделения восстановительного лечения, в которых работают врачи и методисты лечебной физкультуры, логопеды, имеются также кабинеты физиотерапии. Районный невропатолог определяет необходимость повторного лечения в стационаре или направляет в специализированные ясли и санатории (детей с церебральными параличами, олигофренией и другими заболеваниями нервной и психической сферы).
В специализированных санаториях проводятся комплексные лечебно-педагогические мероприятия. Весь комплекс мероприятий в этих учреждениях направлен на стимуляцию возрастного развития двигательных, речевых и психических функций.
На втором этапе специализированная помощь детям с отклонениями в развитии дошкольного возраста проводится в специализированных стационарах, санаториях, детских садах, детских домах, районных поликлиниках и психоневрологических диспансерах.
Направление в детские сады и детские дома осуществляется районными, областными и городскими медико-педагогическими комиссиями, куда родители приводят своих детей по рекомендации невропатологов или психоневрологов.
5.2 Второй этап
На в т о р о м э т а п е комплексных лечебно-оздоровительных и коррекциионных мероприятий все больше внимание уделяется педагогической и воспитательной работе. В этих учреждениях работают педагогидефектологи, логопеды. Специальные детские сады дифференцируются в зависимости от характера отклонений в развитии и степени тяжести дефекта.
Основными задачами специальных детских садов являются:
и вторично связанных с ним отклонений в развитии;
личностного развития ребенка с учетом характера и структуры
дефекта;
Детские сады для детей с отклонениями в развитии работают по специаль-ным программам, которые разрабатываются с учетом прежде всего ведущего дефекта, а также возрастных психофизических возможностей детей дошкольного возраста и сензетивных периодов развития различных психических и моторных функций.
При работе с ребенком с отклонениями в развитии важно учить его взаимодействовать со здоровыми детьми, приобщать ко всем видам деятельности, доступной для нормально развивающегося ребенка.
Содержание педагогической работы основывается на структуре ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, времени возникновения и характере дефекта, медицинском диагнозе и индивидуальных особенностях ребенка.
В процессе коррекционной педагогической работы осуществляется динамическое изучение и динамическая оценка психического развития ребенка с особым акцентом на выявление психических новообразований, появляющихся в результате комплексного целенаправленного лечебно-педагогического воздействия.