Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 21:44, реферат
В современном мире всё чаще идет увеличение детей и подростков, которые имеют нарушения и заболевания костно-мышечной системы, в частности нарушения осанки, – одна из актуальных проблем практической медицины. По данным разных авторов нарушения осанки встречаются в 20–30 % случаев, а по некоторым возрастным группам (12–13 лет) и до 50 %. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний лишь 10 % выпускников школ Росси считаются здоровыми.
Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛОРДОДИЧЕСКОЙ ОСАНКИ.......................................5
1.1. Рациональная осанка, ее значение и признаки..............................................5
1.2. Формирование физиологических изгибов позвоночника...........................10
1.3. Этиология и патогенез лордотической осанки........................................11
1.4. Клиническая картина при лордотической осанки...................................14
1.5. Методы исследования лордодической осанки.......................................17
1.6. Лечение лордодической осанки у детей..................................................17
1.7. Профилактика лордодической осанки.....................................................20
ГЛАВА 2. . Особенности лечебной физической культуры. Средства и методы лечебной физической культуры при лордотической осанке............................22
2.1. Механизмы лечебного воздействия физических упражнений..................22
2.2. Лечебная гимнастика при лордодической осанки...................................24
Заключение......................................................................................................30
Список использованной литературы.............................................................32
Лечение лордоза с помощью ношения специального бандажа используется с целью фиксации слабых участков позвоночника и предупреждения развития деформации в дальнейшем. Очень часто бандаж рекомендуют носить регулярно беременным женщинам на сроке более 4 месяцев. Это не только уменьшает боли в спине и снимает чрезмерную нагрузку на позвоночник, но и препятствует преждевременному опущению плода глубоко в тазовую область.
Особое внимание следует уделить школьникам и учащимся ВУЗов, так как им приходится длительно сидеть за партой, что непременно в той или иной степени нарушает осанку. Детям необходимо регулярно заниматься спортом, чаще отдыхать и делать перерывы во время занятий. Тоже самое касается и людей, вынужденных весь рабочий день проводить в сидячем положении тела. Профилактика всегда предпочтительнее любого лечения.
ГЛАВА 2. . Особенности лечебной физической культуры. Средства и методы лечебной физической культуры при лордотической осанке.
Восстановление пациентов с таким типом осанки процесс длительный, проводится в комплексе с медицинской, психологической и социальной реабилитацией и включает: рациональный режим дня и двигательной активности, правильно сбалансированное питание, а также другие методы консервативной терапии.
Задачи ЛФК:
Ведущая роль в реабилитации больных с лордотической осанкой принадлежит лечебной физической культуре, т.к. основой лечения нарушения осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка. Клинико-физиологическим обоснованием к применению средств ЛФК является связь условий формирования и развития костно-связочного аппарата позвоночника с функциональным состоянием мышечной системы. ЛФК способствует формированию рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб в положении максимальной коррекции.
Занятия лечебной гимнастикой проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах 3–4 раза в неделю. Уменьшение количества занятий до 2 раз является неэффективным. Курс ЛФК длится для дошкольников 1–1,5, для школьников – 1,5–2 месяца, перерыв между курсами 1–2 месяца. В год ребенок с нарушением осанки должен пройти 2–3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.
Выделяют подготовительную (1–2 недели), основную (4–5 недель) и заключительную (1–2 недели) части курса ЛФК . В подготовительной части курса используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений упражнений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности. В основной части курса ЛФК увеличивается количество повторений каждого упражнения. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки. В заключительной части курса ЛФК нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения – среднее. На протяжении всего курса применяются разгрузочные исходные положения лежа на спине, животе, боку, стоя, на четвереньках. Через каждые 2–3 недели занятий обновляется 20–30% упражнений. Для дошкольников составляется 2–3, для школьников 3–4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК.
Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.
На занятиях с детьми, имеющими нарушения осанки, необходимо соблюдать два обязательных организационно-методических условия. Первое – наличие гладкой стены без плинтуса (желательно на противоположной от зеркала стороне), что позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения – затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки и ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном выполнении передается и закрепляется в ЦНС за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц (рис. 4.1.). Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и в ходьбе, при выполнении упражнений. Второе: в зале для занятий должно быть большое зеркало, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети школьного возраста мысленно описывают правильную осанку на основе представлений о героях сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей.
Общие принципы построения тренировки:
1)Исключить осевые нагрузки
на позвоночный столб при
2)Исключить нагрузки ударного характера;
3)Все упражнения симметричные, то есть выполняются двумя конечностями одновременно;
4)Все упражнения с
5)Для компенсации
6)При упражнениях лежа
на животе под живот
7)Обязательно работать на укрепление прямой мышцы живота;
8)Противопоказаны подъемы ног на брусьях для тренировки «нижней части пресса»;
9)Обязательно применение
10)Мышцы живота и заднюю
поверхность бедра нужно
10)Контролировать прогиб в пояснице в повседневной деятельности.
Занятия проводятся в форме урока продолжительностью 45–60 минут. Занятие состоит из 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной.
В подготовительной части урока используются порядковые, общеразвивающие и упражнения на воспитание правильной осанки. Продолжительность подготовительной части урока 7–10 минут.
Основная часть занимает 80% от общего времени. В основной части урока используются корригирующие упражнения перед зеркалом, упражнения в разгрузочных исходных положениях, на гимнастической лестнице, упражнения с предметами. Также в основной части урока используются элементы спорта.
В заключительной части урока используются упражнения перед зеркалом на закрепление навыка правильной осанки, упражнения на расслабление и дыхательные упражнения. После занятия назначается лечение положением 10–15 минут.
Методические требования. Корригирующие упражнения проводятся в спокойном, медленном темпе с большим количеством повторений. После каждого корригирующего упражнения даются
дыхательные и упражнения на расслабление. Занятия проводятся групповым и малогрупповым способом (7–10 человек). Дети в максимально обнаженной форме (открыта спина).
Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста 25–30 минут, среднего школьного возраста – 45 минут, старшего школьного возраста – 60 минут, урок плавания – 30 минут.
Комплекс упражнений
для исправления лордодической осанки:
Заменять упражнения комплекса лучше
постепенно – спустя две недели обновить
3–4 упражнения, оставив остальные без
изменения, а еще через неделю снова заменить
3–4 упражнения. Ни в коем случае нельзя
включать в комплекс трудные упражнения,
не овладев предварительно более легкими.
Чем сложнее упражнение, тем труднее его
правильно выполнять, а ведь только при
правильном выполнении упражнений возможен
хороший эффект в формировании правильной
осанки. Повторять каждое упражнение в
комплексе рекомендуется по 6–8 раз.