Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:17, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в тщательной проработке методики преподавания наречий в школе.
Исходя из поставленной цели работы, необходимо выполнить следующие задачи:
– проанализировать теоретические сведения школьных учебников;
– рассмотреть школьную программу Таисы Алексеевны Ладыженской по разделу «наречие»;
- изучить методику преподавания раздела «наречие»;
– рассмотреть систему упражнений по теме «наречие».
Введение 2
Глава 1. Анализ теоретических сведений школьных учебников 4
Заключение 28
Список источников и литературы: 30
Лингвометодический анализ школьного раздела наречия
Оглавление
Актуальность. Для начала стоит объяснить, почему в целом важен процесс проведения лингвометодического анализа.
В подготовке учителя русского языка лингвистический цикл занимает особое место. Русский язык, являясь не только важным учебным предметом, но и языком обучения, определяет успех по всем учебным дисциплинам, служит основой познания, образования, развития будущих учителей.
Целью профессиональной подготовки студента-филолога по дисциплинам лингвистического цикла и методике преподавания русского языка задается формирование умений решать профессиональные задачи в области языкового образования школьника, или становление лингвометодической компетентности.
Следует постоянно исходить из того, что «современный русский литературный язык представляет собой сложную систему, части которой находятся в отношениях постоянной и необходимой взаимосвязанности: один участок этой системы не существует без другого. Такова звуковая организация и языка, его лексика и его грамматика».
Далее хотелось
бы объяснить актуальность проведения
исследования по лингвометодическому
анализу школьного раздела
Чтобы учащиеся овладели грамотным русским литературным языком, им необходимо усвоить его основные компоненты: звуковую систему, лексику, грамматический строй, условия его формирования и функционирования.
В процессе обучения у учащихся формируется представление о наречии как о своеобразной лексико-грамматической группе слов, соотносимой с другими знаменательными словами: прилагательными, существительными, глаголами, числительными, местоимениями. Эта тема порождает определенные трудности опознавания учащимися этой грамматической категории.
Объектом исследования является наречие как часть речи.
Предмет исследования – лингвометодический анализ школьного раздела наречия.
Цель курсовой работы заключается в тщательной проработке методики преподавания наречий в школе.
Исходя из поставленной цели работы, необходимо выполнить следующие задачи:
– проанализировать теоретические сведения школьных учебников;
– рассмотреть школьную программу Таисы Алексеевны Ладыженской по разделу «наречие»;
- изучить методику
преподавания раздела «наречие»
– рассмотреть систему упражнений по теме «наречие».
Эмпирическую базу исследования составляют работы следующих методистов и языковедов: В. В. Виноградов, А. Н. Гвоздев, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь, М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, М. М. Разумовская, Л. А. Тростнецова, И. И Срезневский, А. В. Текучев и др.
Методы исследования: теоретический анализ, метод сравнения.
Практическая значимость: материалы этой работы могут быть использованы учителями-предметниками при изучении данной темы, а также студентами в процессе обучения методике преподавания русского языка в школе.
Структура работы. Курсовая работа состоит из Введения, двух глав и Заключения.
Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке и нашло отражение в словаре И. И. Срезневского, где отмечено его значение как части речи [10, 102]. Если попытаться определить этимологию этого слова, то придется выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение сохраняется и в корне реч-, входящем в слово наречие. И связь между глаголом и наречием самая непосредственная.
Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает «приглаголие». Русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишь приставку. Следовательно, древние ученые главное содержание наречия видели в том, что оно должно быть при глаголе («приглаголие») или «накладываться» на глагол (наречие).
В школьной программе наречие изучается в 7 классе и является последней частью речи в ряду знаменательных слов. Учащимся известен уже определенный круг слов-наречий и их роль в предложении. Задача изучения данной грамматической категории в 7 классе выявить своеобразие наречия как части речи, определить его место в системе других частей речи, выяснить общие и специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи.
Лингвометодический анализ школьного раздела наречия необходимо начать с рассмотрения программных требований для изучения данного раздела.
Для этого нами будут рассмотрены школьная программа для ученика 7 класса Таисы Алексеевны Ладыженской.
Анализ программных требований Таисы Алексеевны Ладыженской по изучению школьного раздела «Наречие»:
Структура программы. Программа Таисы Алексеевны Ладыженской по русскому языку к учебникам для 5-9 классов составлена очень доступно и системно. Материал располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются такие разделы, как фонетика, графика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология и орфография.
В 8 и 9
классах изучается синтаксис.
Однако основные понятия
Наречие изучается после деепричастия.
Раздел Наречие изучается в течении 18 ч + 6 ч.
Наречие как часть речи изучается в разделе «Морфология», но также учение о предлоге связано и с разделом «Синтаксис», и с «Лексикой», и «Словообразованием», и «Орфографией»; с системой речи.
Разделы |
УП |
Система языка | |
1) Морфология: понятие части речи, понятие служебной части речи, грамматические признаки, синтаксическая роль в предложении |
1. Понятие о наречии. 2. Смысловые группы наречий. 3. Морфологический разбор наречий. |
2) Лексика |
Лексическое значение слов. По лексическому
значению все наречия, как знаменательные,
так и местоименные, делятся на
два лексико-грамматических разряда:
1) собственно-характеризующие, т. е. обозначающие
свойства, качества, способ действия, интенсивность
проявления признака, 2) обстоятельственные,
обозначающие признак, внешний по отношению
к его носителю, т. е. характеризующие по
месту, времени, условию и другим обстоятельствам
(дома, там, вчера, вместе, вдв |
3)Словообразование: по словообразовательной структуре все наречия делятся на мотивированные и немотивированные. |
Способ образования наречия |
4) Синтаксис |
Роль наречия в предложении, в словосочетании |
5) Орфография: типы и виды орфограмм |
Правописание наречий |
Система речи | |
1) Речь: владение языковыми нормами устной и письменной речи |
Употребление наречий в письменной и устной речи |
Структура раздела:
1.Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
2.Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
3. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Раздел «Наречие» делится на несколько тем. Изучая конкретную тему, учащиеся усваивают новые знания и умения, направленные на формирование базовых компетенций. Как показал анализ всех программных требований, знания и умения по разделу «Наречие» можно сгруппировать следующим образом.
Знания по теме наречия:
1 группа Знания по морфологии: Наречие как часть речи. Знать морф. признаки наречия, его особенности.
2 группа Знания по лексике: Смысловые группы наречий. Знать разряды наречий по значению.
3 группа Знание по словообразованию: Усвоение нового Степени сравнения наречий. Знать способы образования степеней, критерии разграничения.
4 группа. Знание по орфографии: Слитное - раздельное написание наречий на О-Е. Знать способы образования наречий, правильно писать их. Н-НН в наречиях на О-Е Подобрать к наречиям с Н слова, от которых образованы Отличать от кратких прил., правильно писать, знать синтаксическую роль в предложении. Усвоение нового О-Ё после шипящих на конце наречий. Знать правила выбора о-е, опознавать орфограмму.Дефис между частями слов наречий Образование наречий по схемам. Знать правила дефисного написания.
5 группа. Знание по синтаксису: Образование словосочетаний с наречиями. Место наречия в предложении.
Умения по теме «Наречие»:
1 группа учебно - языковые: уметь образовывать степени сравнения, употреблять в речи.
2 группа грамматические умения: Уметь определять грамматические свойства наречий, объяснять их. Уметь находить в тексте, определять значение. Е-И в приставках в наречиях. Уметь опознавать отриц. местоимения и наречия, различать в них приставки. О-А на конце наречий. Уметь правильно писать, выделять морфемы, определять роль наречий. Уметь применять на практике знания по дефисному написанию наречий, распознавать наречия с данной орфограммой.группа Слитное -раздельное написание наречий. Уметь отличать наречия от других частей речи, пользоваться алгоритмом. Ь после шипящих на конце наречий. Уметь опознавать наречия с орфограммой, определять синтаксическую роль.
3 группа лексические умения: Слова категории состояния и модальные слова. Уметь сопоставлять наречия и эту группу слов на основе синтаксической роли, выделять грамматическую основу, использовать в тексте.
Таким образом, программный материал изучения наречия направлен на формирование основных типов компетенций: лингвистической (морфологические, лексические, синтаксические, словообразовательные и орфографические знания и умения), языковой (знание правил употребления предлогов в речи) и коммуникативной (создание лингвистического текста-описания о наречиях, текста-рассуждения при анализе наречия как части речи).
В учебнике Таисы Андреевны Ладыженской дано следующее определения «Наречия»:
Наречие – это самостоятельная часть речи (родовой признак), которая обычно означает признак действия (видовой признак). Отвечает на вопросы как? Куда? Где? Зачем? С какой целью? И др.
Наречия не изменяются (видовой признак).
В предложениях чаще всего являются обстоятельствами (видовой признак).
По значению наречия делятся на два разряда: обстоятельственные и определительные. Обстоятельственные наречия обозначают образ действия, время, место, причину, цель. Определительные наречия обозначают меру и степень, способ действия.
Такое определение в полной мере отражает все основные признаки наречия. Определение по структуре родо-видовое.
Наречие является самостоятельной частью речи, что должно быть подчеркнуто при освещении материала педагогом. Недостатком учебника разработанного автором Таисой Андреевной Ладыженской является то, что при раскрытии раздела «Наречие» отсутствует материал о системах связи с другими разделами языка.
Далее хотелось бы рассмотреть школьные учебники, используемые для изучения раздел «Наречие» в 7 классе.
Русский язык - Теория - 5-9 классы - Учебник. Авторы: Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д.
Учебник
для общеобразовательных
Данный учебник - неотъемлемая часть учебного комплекса по русскому языку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. Книга является центральным компонентом комплекса. В ней содержится систематически изложенный полный объём сведений по русскому языку, которые должен усвоить ученик на протяжении всех лет обучения в школе. Каждое правило, объяснение сопровождается выразительными примерами, текстами, таблицами, помогающими осмыслить, понять сущность теоретических положений.
Информация о работе Лингвометодический анализ школьного раздела наречия