Лингвометодический анализ школьного раздела наречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в тщательной проработке методики преподавания наречий в школе.
Исходя из поставленной цели работы, необходимо выполнить следующие задачи:
– проанализировать теоретические сведения школьных учебников;
– рассмотреть школьную программу Таисы Алексеевны Ладыженской по разделу «наречие»;
- изучить методику преподавания раздела «наречие»;
– рассмотреть систему упражнений по теме «наречие».

Содержание

Введение 2
Глава 1. Анализ теоретических сведений школьных учебников 4
Заключение 28
Список источников и литературы: 30

Вложенные файлы: 1 файл

Лингвометодический анализ школьного раздела наречия.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Но наречия  возникают и с помощью морфем, совпадающих по звучанию с той или иной частью слова, от которого данное наречие образовалось: прекрасно (суффикс -о совпадает с окончанием кратких прилагательных среднего рода), по-новому (приставка по- и суффикс -ому совпадают с предлогом по и окончанием -ому, образующими форму дательного падежа имен прилагательных). Подобные слова как наречия проявляются лишь в контексте.

Таким образом, характеризуя ту или иную лексико-морфологическую  группу, необходимо подчеркивать способы  образования входящих в нее наречий, поскольку эти способы накладывают известный отпечаток на семантические и морфологические особенности образуемых слов, на их правописание.

Все предшествующие этапы обучения готовят учащихся к овладению нормами правописания наречий. Орфография наречий представляет собой пеструю картину, включая многие ранее изученные правила и специфические для наречий нормы правописания. Приходится работать сразу со всеми орфограммами, однако акцент делается на специфично наречные написания, т. е. на правила слитно-дефисно-раздельного письма; на написание наречий как самостоятельных слов в отличие от существующих сходных словоформ других частей речи. Поэтому, прежде чем решать вопросы собственно орфографические, каждый раз приходится обращаться к грамматике, определяя принадлежность слова к части речи (наречие или не наречие). А решить этот вопрос, как известно, бывает не всегда просто, поскольку в процессе развития языка постоянно возникает множество переходных форм.

Тренируя учащихся в умении отличать наречия от похожих предложно-падежных сочетаний, учитель подбирает примеры, позволяющие противопоставить наречия не только по написанию (слитно-раздельно), но и по значению: вначале (сперва) - в начале, вовремя (как раз) - во время, наголову (окончательно) - на голову, совсем (окончательно) - со всем, затем (потом) - за тем и так далее.

Таким образом, на первых уроках, когда учащиеся должны «почувствовать наречие», не следует  давать дефисных и раздельных написаний, а также наречий, по своему лексическому значению близких к предложно-падежным образованиям (вдаль - в даль моря, кверху – к верху мачты).

Когда же усвоены  отличительные признаки наречия  как части речи, разряды наречий  по значению и дано общее представление  о способах образования наречий, учащиеся приступают к освоению правописания второй группы наречий, имеющих полуслитное написание. От только что изученных слитно пишущихся наречий группа полуслитных написаний отличается тем, что эти наречия по своему смыслу близки соответствующим предложно-падежным формам: поступить по-нашему - по нашему мнению, идти по-медвежьи - по медвежьим следам.

Через дефис  пишется сравнительно небольшая  группа наречий с приставкой по-, если эти наречия оканчиваются на -ому (-ему) или -и (-ски, -цки, -ьи):

по    -ому (-ему)                  по-новому, по-моему

по    -и (-ски, -яки, -ьи)       по-дружески, по-медвежьи

Когда общие  закономерности написания наречий  поняты учащимися, можно переходить ко второму этапу обучения - изучению частных орфографических правил. Некоторые из этих правил уже известны семиклассникам по другим частям речи: употребление букв о - е, ь после шипящих в конце слов (хорошо - певуче, вскачь); слитное или раздельное написание не с наречиями на -о (-е): нехорошо (плохо) - не хорошо, а дурно; написания типа еле-еле, чуть-чуть, крепко-накрепко. В учебнике тренировочный материал дается в обобщенном виде применительно к разным частям речи, а не только к наречию.

Трудным для  усвоения является правописание нн и  н в наречиях на -о  (-е), так как  применение правила связано со сложным грамматическим анализом. Формулировка правила проста: «В наречиях перед суффиксами -о (-е) пишется нн, если эти наречия образованы от прилагательных с двумя н, и пишется одно н, если наречия образованы от прилагательных с одним н». Но ученику, во-первых, бывает трудно отличить наречие от краткой формы причастия (маленький отряд действовал организованно - организовано новое предприятие), во-вторых, нелегко решить, сколько н пишется в самом прилагательном, которое может быть и отпричастного происхождения (испуганный, но путаный). Умению провести этот грамматический анализ и приходится учить в первую очередь.

Краткая форма  причастия от наречия отличается прежде всего синтаксически: причастие  выступает в роли сказуемого, наречие - в роли обстоятельства (см. ранее приведенный пример). К сожалению, как уже отмечалось, учащиеся не изучали в требуемом объеме синтаксис. Поэтому, чтобы облегчить процесс усвоения правила, предлагаются упражнения, рассчитанные на противопоставление значений одинаково звучащих слов (на предыдущих уроках учащиеся выполняли подобные работы): организовано (кто-то организовал новое предприятие - действовать (как?) организованно, т. е. сообща. В первом случае перед нами глагольная форма, краткое причастие, во втором - наречие, дающее действию качественную оценку.

Что касается правописания наречий типа огненно горело солнце, сонно плещется вода, торжественно звучат слова, искренне говорить, то здесь  для учащихся нет особенных трудностей: правила написания опираются  на известные им понятия.

Наконец, правописание других наречий, образованных от имен прилагательных с предлогами, при  достаточном количестве тренировочных  работ усваивается довольно легко, поскольку эти наречия, как правило, не имеют звуко-буквенных параллелей в современном русском языке. Очень полезен в данном случае выборочный диктант. Учитель читает предложения, а учащиеся выписывают наречия только «на правило», распределяя их по группам: наречия на -о (с приставками в-, на-, за-), наречия на -а (с приставками с-, из-, до-) и прочие наречия: на -у (сослепу, сдуру, смолоду), на -е (вдалеке, вскоре, вчерне). Предложения могут быть взяты и из упражнений учебника, и из любого сборника диктантов.

Обратим внимание еще на несколько правил.

Во первых, необходимо остановиться на правописании наречий, соотносимых с предложно-падежными формами имен существительных типа в верх дома - вверх, в даль степи - вдаль, которые по своему лексическому значению не противопоставлены именам существительным.

Подобные написания  в силу семантической близости соотносимых частей речи гораздо труднее усваиваются учащимися, чем противопоставленные по смыслу пары типа набегаться вволю (сколько хочешь) - вволю верилось с трудом; вмиг (сразу, мгновенно) - в миг удачи и т. д.

При решении  вопросов написания форм типа (в) глубь, (в) низ, (с) верху на первый план выдвигается  уже не разница в значении слов и даже не решение вопроса о  том, каким членом предложения являются противопоставляемые слова или  сочетания слов (во всех случаях ставятся одинаковые обстоятельственные вопросы), а все внимание обращается на наличие зависимых слов.

Немалую группу составляют переходные словоформы, находящиеся  в процессе «онаречивания»: на лету, в шутку, на ходу и т. д. Такие написания (список их дается в учебнике) заучиваются наизусть, и, конечно, надо всячески поощрять обращение учащихся к словарю, когда приходится употреблять при письме наречия.

Во-вторых, уделяется  внимание и местоименным наречиям (термин «местоименные» не вводится) с приставками не-, ни-.

Большее число  этих слов составляют группу отрицательных  наречий, отдельные слова (несколько, некуда) являются неопределенными наречиями. В основном же неопределенные наречия  образуются с помощью морфем -то, -нибудь, -либо, кое-, которые, как учащиеся уже знают, присоединяются с помощью черточки: куда-нибудь, откуда-либо, где-то, кое-где. Нужно подчеркнуть, что наречия нéоткуда и ниоткýда пишутся в одно слово. [6: 59]

Изучая разряды  наречий, учащиеся имеют возможность  наблюдать образность качественных наречий (чайка роскошно купалась в лучах солнца, таинственно мерцали звезды, по-кошачьи ловко двигаться), выступающих как эпитеты и художественные сравнения; точность, «мыслеемкость» обстоятельственных слов и наречий степени (интенсивность признака): страшно исхудавший, чересчур доверчивый, всегда веселый, рассердить умышленно, расстроиться поневоле.

Наконец, несколько  слов о необходимости текущего контроля за усвоением темы учащимися. Кроме  этапных контрольных работ, проверяющих способность опознавать наречия и грамотно их писать, учебники содержит немало упражнений контролирующего характера по ходу изучения материала: это и узнавание наречий в тексте, и владение способом определения наречия как части речи, и специальные вопросы и задания под рубрикой «Проверьте себя», и задания по морфологическому разбору наречия, и контроль за умением разобрать наречие по составу - выделить слогообразующие морфемы - составить словообразовательную цепочку, и задачи употребления наречия в речи, и, конечно, контроль за правописанием наречий.

Выводы:

Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском  языке и нашло отражение в  словаре И. И. Срезневского, где отмечено его значение как части речи [10, 112].

Наречие изучается  в 7 классе. При изучении этой темы необходимо раскрыть синтаксическую функцию данной грамматической категории не только в изолированном предложении, но и как один из способов связи законченных предложений в целом тексте. Следует показать коммуникативное значение изучаемой части речи – текстообразующие возможности наречий, их роль в организации связного высказывания.

В школьных программах по изучению наречия есть определенные различия, такие как, например количество часов отведенных на изучения предмета и структура построения параграфов раздела, но, в общем-то, они схожы, потому что теоретический материал полностью содержится в каждой программе.

Что касается учебников, то в учебнике Т.М. Баранова, Т.А. Ладыженской  раздел «Наречие» представлен более  подробно, но учебник В.В. Бабайцевой также дает все основы теории необходимые при изучении раздела наречия, но более сжато.

Как показывает опыт, особые трудности в изучении данной темы вызывает орфография наречий: различение суффиксов -а и -о на конце  наречий, слитное-раздельное написание (так как написание многих наречий не подчиняется общим правилам) и пр.

С целью преодоления  указанных трудностей особое внимание необходимо уделить словообразовательному  и этимологическому анализу наречий. Это не только помогает школьникам справляться с орфографией наречий, но и расширяет представления учеников о жизни слова, что важно для формирования их диалектического мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система упражнений

Чтобы подкрепить теоретический анализ по теме исследования, необходимо разработать практическую систему упражнений.

Система упражнений по теме: «Наречие» для закрепления всех тем, рассмотренных в методике преподавания школьного раздела «Наречие»

Задачи системы упражнений:

Обучающие: учить отличать наречия от других частей речи,   совершенствовать орфографических навыков написания наречий,  формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификацию, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности, отработать навыки исследовательского поведения.

Воспитательные:  воспитывать самостоятельность, познавательную активность обучающихся,  вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения, бережно относиться к слову, воспитать потребность пользоваться грамотным языком.

Упражнение 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите наречие в тексте.

 Начинает смеркат..ся. Солнце уже опускает..ся за лес. Оно бросает (не)сколько (чуть)чуть теплых лучей, которые прорезают огне..ой полосой весь лес обливая золотом верхушки сосен.

 Всё сл..лось (с)начал.. в серую, потом темную  массу. Пение птиц постепе..о  ослабело. (В)скоре они совсем замолкли, кроме одной какой(то) упрямой, которая, будто наперекор всем, моното..о чирикала (с)промежутками, но всё реже и реже.

Упражнение 2. Замените фразеологизмы наречием с глаголом по образцу: 

разделить на две  равные части - разделить поровну.

а) спит как убитый,      б)скакать во весь опор,    в) знать как свои пять пальцев.

Упражнение 3.Спишите, поставьте в наречиях ударение:

пиши красивее, вытри дочиста, черпая воду, наелся досыта.

Упражнение 4. Замените выделенные слова и сочетания слов близкими по смыслу наречиями.

Говорить еле  слышно, прийти точно в назначенное  время, читать на французском языке, немного поутихнуть.

Упражнение 5. Запишите словосочетания с парами слов:

а) ввысь - в высь,                   б) сначала - с начала,

в) вдали - в дали,                   г) вглубь - в глубь.

Упражнение 6.Выпишите наречия, разберите по составу.

Васютка смотрит  то вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу, хотят сомкнуться и теряются в просторе. Вот там, в верховьях  рек, появился дымок. Идет пароход. Долго его ещё ждать.

Альтернативный  вариант:

Упражнение 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите в тексте наречия.

 Издавн.. принято  считать, что трусливее зайца  зверя нет, что он боит..ся  даже своей тени.

(Не)всегда он  бросается в бегство от опас..ного  врага. Зат..ившись (где)нибудь в  сугробе под кустом терпеливо  и упорно выжидает, высматривает: авось (не)заметят. Лежит (з,с)жавшись  в упругий комок. Убедившись, что  опас..ность миновала, снов.. спокойно укладывает..ся отдыхать. (Волей)неволей удивляешься такой выдержке. (Не)редко именно так заяц спасается от врагов.

Упражнение 2. Замените фразеологизмы наречием или глаголом с наречием по образцу:  разделить на две равные части - разделить поровну.

Информация о работе Лингвометодический анализ школьного раздела наречия