Личность учащегося в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы рассмотрим педагогический процесс как систему, объединяющую отдельные процессы. В ней воедино связаны процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями их осуществления. Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
1 Педагогический процесс, как система…………………………………………………….6
1.1 Сущность и характеристики педагогического процесса………………………………6
1.2 Проектирование педагогического процесса……………………………………………9
1.3 Выводы……………………………………………………………………………………11
2 Особенности педагогического проектирования…………………………………………13
2.1 Значение индивидуальных особенностей личности…………………………………..13
2.2 Роль учащихся в педагогическом процессе…………………………………………….16
2.3 Технологии учебного проектирования…………………………………………………18
2.4 Выводы……………………………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………………….......22
Список использованных источников………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике чистовик.docx

— 63.37 Кб (Скачать файл)

Структура педагогической ситуаций внешне проста. В нее входят два субъекта деятельности (педагог и учащийся) и способы их взаимодействия. Но взаимодействие участников строится как реализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности и обученности.

Проектирование педагогических процессов - сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа проектирования:

1) моделирование - данный этап основан на разработке целей создания педагогических процессов и основных путей их достижения. Любая педагогическая деятельность начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические процессы, в результате педагог мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности с учащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт педагога, его понимание учащихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.

2) проектирование - это дальнейшая  разработка созданной модели  и доведение ее до уровня  практического использования. Практически  на этой ступени модель  доводится  до уровня использования для  преобразования педагогической  действительности.

3) конструирование - это  дальнейшая детализация созданного  проекта, приближающая его для  использования в конкретных условиях  реальными участниками воспитательных  отношений. Оно еще больше детализирует  проект, конкретизирует его и  приближает к реальным условиям  деятельности. Конструирование учебной  и педагогической деятельности - это уже методическая задача.[6]

Принципы проектирования педагогического процесса:

1)Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека - участника процесса - является главным.

Следует подчинять проектируемые  педагогические процессы  реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников. Не стоит навязывать учащимся выполнение своих проектов – можно заменить их другими, а также оставлять возможность для импровизации учащимся и педагогу. Для продуктивной работы при проектировании педагогу рекомендуется ставить себя на место учащегося и мысленно экспериментировать его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемого для него процесса.

2) Принцип саморазвития проектируемых процессов означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

Нельзя допускать, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильственное влияние на воспитанника, ломали его волю, навязывали ему идеологию. Педагог должен располагать достаточным количеством методов, средств, форм, а также разнообразным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, помогает им расти и развиваться.

Можно применять дидактическое  творчество. Оно самое распространенное и доступное для педагога и учащегося. Его вариаций великое множество: комбинирование действий учащихся, использование взаимопереходов, дополнений, изобретенных новых приемов. Использование фоновой музыки, оценки знаний родителями, самооценки, цветомузыки, справочных устройств. [13]

 

 

 

 

 

1.3 Выводы

 

 

 

В данной главе мы выяснили смысл понятия «педагогическая система», в которой осуществляется педагогический процесс. Под педагогической системой понимается социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой участников педагогического процесса, направленная на развитие личности. Также под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, связанная с внешней средой.

Процесс обучения, процесс  воспитания являются подсистемой педагогического  процесса, учебное занятие является подсистемой процесса обучения.

Системный подход есть направление  методологии научного познания и  социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как  систем. Данный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведения их в единую теоретическую картину.

Связи между компонентами (целями, содержанием, методами, средствами, формами) педагогического процесса относят к внутренним закономерностям педагогического процесса. Иначе говоря, - это зависимость между преподаванием, учением и изученным материалом.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель,  понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет задачную структуру, т.е. может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности. Воспитанники, в свою очередь, включены в их решение, так как взаимодействуют с педагогами. С этой точки зрения  единицей  педагогического процесса рассматривают материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, движение педагогического процесса, его "моменты" должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой. А педагогическая ситуация должна концентрировать в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом. [9]

Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Причем все стороны этого процесса взаимосвязаны  и влияют друг на друга. Стоит одному звену дать сбой, как тут же это  скажется на всех остальных. Для успешного функционирования всей системы нужна тщательная и продуманная отладка всех ее составляющих. Потому педагогический процесс для педагога есть главный объект проектирования, который представляет собой объединение в единое целое тех компонентов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности педагогического проектирования

 

 

2.1. Значение индивидуальных особенностей личности

 

 

 

В обучении и воспитании людей всех возрастов большое  значение имеет учет их индивидуальных особенностей. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера.

В связи с этим стоит  проблема индивидуального подхода  к личности учащегося, как важнейшего принципа в педагогическом процессе.

В формировании индивидуальных особенностей учащихся имеют значение многообразные факторы. Среди них в первую очередь условия семейного воспитания, влияние товарищей, близких, друзей и, разумеется, преподавателей, учебного заведения. Социально обусловленные индивидуальные особенности личности динамичны и могут сравнительно легко изменяться. Задача преподавателя заключается в разрушении отрицательных сторон личности, в поддержке и формировании его положительных сторон.

Особенности, порожденные  преимущественно биологическими факторами, более устойчивы и трудноизменяемы. Примером такой наследственно обусловленной  особенности являются свойства нервной  системы человека, которые составляют природную основу темперамента. Учитывая особенности темперамента, необходимо всячески развивать сильные его стороны и обеспечивать усиленный контроль за возможными его отрицательными проявлениями.

Индивидуальные проявления в поведении учащихся могут быть связаны с особенностями его физического развития, с состоянием здоровья, например, вялость, боязливость и нерешительность; повышенная возбудимость ребенка, двигательное беспокойство и упрямство могут быть проявлением детской нервности.[5]

Стойкая неуспеваемость учащихся бывает порой связана с физическим недоразвитием, часто сочетающимся со слабым здоровьем. Конечно, неуспеваемость может быть обусловлена целым  рядом причин (пробелы в знаниях, отсутствие умений учиться, отсутствие интереса к учению), но среди них  определенное место занимает слабое физическое развитие.

Индивидуальность учащихся проявляется во всех формах деятельности: в игре, учении, в труде, в быту. Однако в некоторых ситуациях она может маскироваться, и тогда об ученике составляется неверное представление. Поэтому профессионализм педагога зависит от того, насколько полно ему удалось выявить характер индивидуальности обучающихся, насколько правильно он определил истоки, природу этих индивидуальных особенностей.

Индивидуальные различия проявляются не только в сложившихся  особенностях, но и в ближайших потенциальных возможностях. Так два ученика могут испытывать одинаковое по внешним проявлениям затруднение при решении новой для них задачи. Однако, даже при условии, что у них имеется одинаковый уровень знаний, одинаковая предварительная подготовка, одному из них достаточно небольшой помощи взрослого, чтобы он решил эту задачу, а другому ученику подсказки и помощь не помогают, так как он нуждается в последовательном нарастании трудностей.

При изучении индивидуальных особенностей учащихся педагоги обычно пользуются ориентировочной программой, которая, прежде всего, предусматривает выяснение биографии ребенка, истории его индивидуального развития. Здесь важно получить данные о тех положительных и отрицательных влияниях, которым подвергался обучающийся. Имеет значение, каким был состав семьи к моменту его рождения и какие, затем произошли изменения; важно знать, каковы были успехи в учебе, в первые школьные годы, и какова их динамика в дальнейшем. [12]

При выявлении индивидуальных особенностей также большое значение придается накоплению достаточного количества достоверных фактов, для сбора которых рекомендуется использовать наблюдения за учащимися в различных ситуациях, беседы с учеником, его товарищами, родителями и учителями. Например, изучение интересов и склонностей учащихся предусматривает выяснение, на каких уроках ученик более охотно включается в работу и активно участвует в ней, по какому предмету он проявляет знания, полученные из дополнительных источников, какие кружки посещает, чем предпочитает заниматься в свободное время, какие радио- и телепередачи слушает и смотрит регулярно, какие предпочитает книги, журналы, газеты. Если нас интересуют общественно-политические интересы ученика, то важно установить, в каких общественных делах ученик охотно принимает участие, проявляет ли при этом инициативу, насколько заинтересованно обсуждает жизнь класса, как ведет себя.

Несколько иные факты отбираются при выявлении способностей.

В этом случае важно знать, какой предмет или вид деятельности ученик осваивает быстрее других и без особых усилий, в каких  видах деятельности использует оригинальные способы выполнения заданий, проявляет  собственное творчество. Сравнительно легкое овладение деятельностью, высокое  качество и оригинальные способы  выполнения, большая самостоятельность  являются признаками способности к  данному виду деятельности.

Однако нужно иметь  в виду, что замедленное и затрудненное усвоение учебного материала (или другого  вида деятельности) еще не свидетельствует  о неспособности ученика. Эти  проявления могут быть результатом  других причин: серьезных пробелов в знаниях и навыках, недостаточной  подготовки к овладению новым  материалом, отсутствия интереса или  потребности в данном виде деятельности.

Для изучения учащегося часто  используется беседа. Целью ее проведения может быть ознакомление с биографическими  данными, интересами, идеалами и другими  особенностями личности. [3]

Для получения объективных  сведений важно расположить ученика  к откровенности и поддерживать доброжелательную обстановку на протяжении всей беседы. Объективность сообщаемых в беседе данных зависит во многом от такта педагога, от умения выяснить интересующие его обстоятельства, причем не, только в форме прямых вопросов, но и косвенным путем.

Поскольку при проведении беседы приходится выводы делать на основе ответов самого ученика, полезно  сочетать ее с наблюдением и изучением  продуктов его деятельности. Особенно большой интерес представляют творческие работы учащихся — рефераты, курсовые и др. Они позволяют собрать данные, свидетельствующие о способностях, интересах, о чертах характера и других особенностях того или иного учащегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Роль учащихся в педагогическом процессе

 

 

 

В настоящее время в  педагогической науке и практике общепризнанной является субъект-субъектная модель взаимоотношений участников педагогического процесса. Однако она реализуется пока весьма своеобразно, так как участников этого процесса как минимум два – это педагог и учащийся. Субъектность учащегося внимательно и всесторонне изучается педагогами, а также психологами. Они осуществляют педагогическое взаимодействие, педагогическое оценивание, поддержку, сопровождение, исходя из принципов культуросообразности, природосообразности, гуманизма и т.д. Объединяет все эти подходы то, что учащийся и его развитие – высшая ценность, цель и смысл педагогической деятельности. Он уникален, индивидуален, поэтому мы должны его всесторонне знать.

В традиционной педагогике ученик выступает объектом, а педагог – субъектом образовательного процесса. Педагог является носителем объектного, закрытого, абсолютного знания. Задача обучаемого– воспроизвести проверенное полученное знание. Человек может быть активен на внешнем уровне, однако необходимость действовать по схеме, думать в соответствии с заданным алгоритмом формирует несвободную личность.

Информация о работе Личность учащегося в педагогическом процессе